17:20, 12 июля 2012Блоги
О школе: почем нынче учительница?
Ирина Зайцева, Филолог, в версии некоторых «училка по русскому»
Помните, в феврале бывший министр образования Омской области госпожа Прозорова шокировала учительское сообщество утверждением, что учителя получают по 50-60 тысяч? Но там же та же дама заявила и следующее: «При этом минимальная заработная плата, на которую может рассчитывать учитель, – 12-13 тысяч. Это только если ты пришел и сел. И не преподаешь, и не работаешь с детьми. Все равно тебе выплатят». В какой школе можно просто сидеть и получать деньги, я не знаю. За долгую практику ни одной не видела.
Начались каникулы, наступил отпуск, и я решила поискать правду. Занятие это неблагодарное, к тому же понятие «средняя заработная плата», как и средняя температура по больнице, – вещь неконкретная. Хотелось конкретики, фактов и лучше нежареных, то есть голой, так сказать, правды.
Между тем государственная служба занятости в вакансиях предыдущей недели опубликовала вот это объявление:
Школа № 71 (ул. Усадебная, 13, тел. 42-94-07):
- учитель иностранного языка, 4830 руб.,
- учитель физкультуры, 4830 руб.,
- учитель начальных классов, 4611 руб.
Как соотнести эти факты? У министра 12 тысяч, а директор школы предлагает меньше 5-ти. Где правда? Уже давно сложившееся в нашем обществе представление об учителе как нищей тетке предпенсионного возраста – это миф или реальность? У министра – миф, а у службы занятости – реальность.
И тогда я пошла в народ. Однокурсницы мои стали и директорами, и завучами, и учителями. Все работают много и интересно.
На мой вопрос о той самой средней зарплате в один голос назвали цифры от 15-ти до 19-ти тысяч. Это та сумма, которую учительница получает в банке. Разброс в цифрах от минимальной в 8 до максимальной в 30 тысяч рублей. При этом ставка в 18 часов стоит те самые 4600 – 5200 рублей. Но на ставку не работает никто. Обычно стараются получить как можно больше часов, взять классное руководство, детей на домашнем обучении, дополнительные занятия и курсы. Нагрузка в общем может достигать 35 часов, соответственно возрастает плата. Но на часах много не заработаешь.
В последние три года в школе изменилась схема оплаты – появился премиальный фонд. Из него платят за все, кроме уроков: участие в конкурсах и олимпиадах, руководство школьными проектами, организацию мероприятий – список можно продолжать, но все эти вещи никакого отношения собственно к процессу обучения не имеют. Именно поэтому моя подружка Женька, учитель начальных классов, получает 9 тыс. – занята только обучением. Зато все ее дети умеют думать, правильно писать, хорошо говорить. Все родители, отучив у Женьки старших детей, всеми правдами и неправдами норовят отдать к ней и младших. Она идеальная учительница, таких надо показывать на всю страну. Ее муж регулярно хихикает над этими копейками и обеспечивает ей нормальную жизнь. Хорошо, когда зарабатывает муж. А если нет?
Если учитель хочет заработать побольше, то основное внимание он должен уделить, как выразилась одна учительница, «танцулькам», то есть внеучебным вещам. За уроки – плохие или хорошие – он получит только ставку. Тогда он совсем нищий. Если плюнет на уроки и качество обучения, то заработает много больше. Единственный случай, когда дают премию за качество обучения, – это премии по результатам ЕГЭ и ГИА. Но это бывает редко. Поэтому обычно занимаются репетиторством со своими же учениками, что давно запрещено, но все это делают.
Ну и? Нищий учитель у нас или нет? В любом случае квартиру купить не сможет, летом отдыхать в приличное место не поедет. При 12,8% населения, живущих за чертой бедности, на 15 тысяч вполне можно жить. Вопрос только в том, как.
Так что учительница у нас достаточно дешевая: урок с классом в 25 человек при ставке 4611 руб. стоит всего 60 рублей. Родная страна, похоже, не нуждается в нормальном интеллекте. Именно поэтому люди, делающие интеллект страны на его базовом уровне, живут сложно. Поэтому исчезает база. А потом не будет специалистов, потому что на пустом месте растут только сорняки. А потом будет некому учить, лечить, строить… Уже сейчас все владельцы предприятий кричат о том, что самое трудное – найти хорошего специалиста. Пора платить за урок, а не за «танцульки». Была бы я министром, я бы вообще всю эту внеурочную ерунду запретила. Пусть учат и учатся. На то и школа.
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!