13:12, 27 августа 2012Блоги
Учительница первая моя (предпраздничное)
Ирина Зайцева, Филолог, в версии некоторых «училка по русскому»
Каждый год первого сентября на школьной линейке я рассматриваю первоклассников. Маленькие, робкие, с огромными букетами в половину собственного роста и необыкновенно радостным ожиданием на лице. Они все ждут от школы счастья узнавания нового, все хотят хорошо учиться.
И всегда задаю себе один и тот же вопрос: что такого мы с ними в школе делаем, куда девается это радостное ожидание и готовность учиться? Почему буквально через год кто-то ненавидит и боится школу, а еще через год-другой уже школа начинает кого-то из деток бояться?
Куда уходит праздник?
Ох, нет во мне романтики. Особенно школьной. Извините, уважаемые читатели, но я снова о подводных камнях и минах замедленного действия.
Начальная школа – самый важный период в обучении. И дело не столько в буквах и числах, сколько в самом обучении. Научить учиться, сохранить это умение на всю жизнь – вот самое главное в начальной школе. Разумеется, школа – это не бесконечный праздник. Но радость открытий всегда сопровождает обучение, если учительница умеет эту радость донести до детей. Только это позволяет сохранить праздник, потому что бесконечные упражнения и задачи, пересказы и прочее способны любого вывести из себя. В школе нет людей более важных, чем учителя начальной школы. Они обеспечивают ребенку успех в дальнейшем образовании. Или неудачу.
В субботу ребятишки пойдут в первый класс.
Присмотритесь к человеку, которому вы доверяете начальное образование своего ребенка. Как говорит, как одета, в какой манере общается с детьми. Если называет по фамилии, покрикивает, угрожает (вернуть в детский сад, оставить на второй год, отправить домой) – смотрите еще внимательнее. Ей не должно быть все равно. Вот это самое страшное в работе с маленькими – когда наплевать на то, как себя ребенок чувствует в школе, в классе. Обязательно расспрашивайте свою деточку о том, что происходило на уроках. Семилетние лгать еще толком не научились, расскажут все хорошее и плохое, заодно будете речь развивать.
Очень важно, в какой мере учительница готова работать с родителями. Если только на родительском собрании и только общие фразы, а потом деньги просит – это должно насторожить. Каждый учитель понимает, что без родителей обучение в начальной школе не происходит, они помогают, проверяют и обеспечивают. Если вы слышите только обвинения в адрес ребенка: ленится, вертится, не слушает, не делает и т.п., – то это странно. Потому как ленятся, если неинтересно, вертятся, когда не знают, что делать дальше, не слушают, если говорят непонятное, не делают, когда не могут или не знают, как сделать.
Самый надежный способ понять, кому вы отдали ребенка, – разговор с родителями или учителями шестиклассников, которые в начальной школе учились у вашей учительницы. Если дети не испытывали трудностей при переходе в среднюю школу, имеют примерно те же оценки или выше, то вы можете спать спокойно: ваш первоклассник в надежных руках.
Последняя гадость: а какое у нее образование? До сих пор многие учителя начальной школы имеют диплом педагогического колледжа. Высшее образование есть не у всех. И что греха таить, в колледж идут те, кому не хватило баллов на бюджетное отделение института. В результате доходит иногда до анекдотов. Вела как-то занятие с учителями из начальной школы по анализу предложения, объясняла, что подлежащее – не всегда существительное, а сказуемое тоже может включать самые разные части речи. Разбирали предложение «Маша у нас красивая». Маша – подлежащее, красивая – именная часть составного сказуемого, – какие еще тут могут быть мнения, против науки не попрешь. «Нет, – заявила одна из учительниц, – красивая – это определение. Я всегда так детям объясняю». Оторопь меня взяла и от содержания, и от безапелляционности суждения. Но ведь она на самом деле так учит. Всех. Потом эти все в 11 классе на ЕГЭ будут отдыхать, там большая часть заданий основана на умении правильно определять грамматическую основу. Переучивать очень сложно. «А нас Мариванна не так учила» – ведущий аргумент.
Но это все вторично, первого сентября главное в другом.
Пусть будет праздник. Пусть вашему ребенку и вам повезет. Пусть встретит вас в школе добрый и умный человек, который всему научит, все подскажет и всегда поможет. Таких, слава богу, большинство. И вы через много лет будете помнить вашу учительницу и благодарить за ту радость, которую доставила вам школа.
Открываем тетради, записываем число и тему урока…
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!