Криптовалюты

Доллар - 94,09

Евро - 100,53

Тенге - 0,20

15:15, 10 декабря 2013Блоги

К юбилею «Ленинградского моста»

К юбилею «Ленинградского моста»

Михаил Тимохин, краевед и гонщик

К юбилею «Ленинградского моста»

В следующем году Ленинградскому мосту исполняется 55 лет. Его величественная дуга перекинулась через Иртыш и приняла одну из главных автомобильных артерий города. Девять огромных пролетов высоко повисли над рекой на массивных опорах. Под их сводами способны пройти даже большие речные суда. Задача градостроителей была выполнена, с моста открывается вдохновляющий вид, который назван архитекторами «прорыв к реке».

После войны началась грандиозная застройка в центре Омска. На берегу Иртыша, по направлению к железнодорожному вокзалу, планировалось возвести новый жилой массив. Раньше тут находились склады большой лесоперевалочной базы, низкий берег был изрыт оврагами и загроможден штабелями леса, что не красило город. Базу убрали в другой район, а на ее месте провели масштабные земляные работы. С помощью землесосов намывали новый грунт, укрепляли берег, осушали болота и ровняли площадку. Перед архитекторами и строителями стояла непростая задача – вывести город «лицом» к реке.

Институтом «Ленгипротрансмост» под руководством инженера Богданова был спроектирован мост, который даст новые возможности для освоения Левого берега. Подрядчиком назначили Мостопроезд-413, и в конце 1955 года началась работа. Впервые в истории СССР на строительстве моста была применена технология винтовых и буровых свай. После 4 лет тяжелого труда объект был сдан, торжественная часть состоялась 6 ноября 1959 года.

Известен факт, что при экспертизе нового сооружения специалистами был обнаружен ряд нарушений в технологиях строительства и его ведении. Мост не был готов к открытию для транспорта. Несколько месяцев подрядчик устранял неполадки, а в 1960 году были назначены испытания, на всей его протяженности выстроились автобусы.

Запланированная пропускная способность конструкцией составляла 5 000 машин в сутки, но нагрузка была значительно выше, поэтому было решено расширить створ к улице Масленникова. Позже это место было названо в честь подвига ленинградцев в Великой Отечественной войне – Ленинградская площадь. Тут расположились известные тогда каждому омичу дворец бракосочетаний, магазин «Радость» и кафе «Ленинградское», которые, дополняя друг друга, создавали архитектурный ансамбль.

Удивительно, но до 1967 года официальных названий омские мосты не имели. Обычно имена придумывали горожане, некоторые настолько прочно укрепились в фольклоре, что, кажется, они были всегда. На самом деле, имена появились только 31 января 1967 года, когда вышел приказ о решении Омского горисполкома № 40 «О присвоении наименования мостам в городе Омске». Было решено мост через реку Омь в створе улицы Ленина, построенный к 50-й годовщине Октябрьской социалистической революции, назвать Юбилейным; мост в створе улицы Гагарина и проспекта Карла Маркса – Комсомольским; в створе улицы Богдана Хмельницкого и улицы 2-я Восточная – Октябрьским; мост через реку Иртыш в створе улицы Масленникова и Ленинградской площади – Ленинградским».

После введения в эксплуатацию Левый берег стал открытым для освоения и строительства. У подножия, где пролегало Ленинградское шоссе, остался огромный котлован, землю из которого использовали для насыпи, позже он был заполнен водой из реки. На этом искусственном озере вскоре стали появляться перелетные птицы. Теперь это место нам известно как памятник природы «Птичья гавань».

Омск стремительно растет, и теперь, как тогда казалось, огромный мост не справляется с потоком машин. При чрезмерной загруженности конструкция за все время своего существования никогда не проходила капитальный ремонт. Как показало комиссионное обследование, некоторые его элементы нуждаются в замене. Летом этого года некоторые работы все же были проведены. Например, реконструкция некоторых деформационных дала результат, при правильной эксплуатации они могут прослужить до 50 лет. Чтобы исключить преждевременное разрушение, требуется надлежащее внимание и обслуживание. Нормативный срок эксплуатации моста составляет 80-100 лет, но полвека назад никто представить не мог, насколько резко увеличится количество транспорта. Остается надеяться, что к юбилею капитальный ремонт все-таки будет проведен.

Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.


Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!