Криптовалюты

Доллар - 92,01

Евро - 98,71

Тенге - 0,20

13:29, 01 августа 2014Блоги

У Врубеля отняли душу в Музыкальном театре

У Врубеля отняли душу в Музыкальном театре

Анна Косьяненко, журналист

В омском музыкальном театре прошла премьера балета «Врубель». Эту постановку балетмейстер из Санкт-Петербурга Гали Абдуйлов готовил в большой спешке. Лучше всего можно проиллюстрировать это фактом: за день до премьеры актеры были так измотаны, что показ «Врубеля» для журналистов попросту не состоялся. Возможно, без этой спешки спектакль удалось бы спасти, однако сегодня балет «Врубель» – это техника без эмоций, история без души.

На самом деле все последние постановки в Музыкальном тонут на фоне общего состояния театра. Музыкальный театр сегодня представляет жалкое зрелище. Помещение не менялось последние лет 30, и балетные постановки в знак солидарности также отстают от времени.

В театре тебя преследует странное чувство, с чем бы сравнить? Будто заходишь в старый дом культуры в деревне. На стенах выставка детских рисунков «Как я провел лето», зал заполнен приглашенными бесплатно ветеранами. Актеры повторяют отработанные годами одни и те же движения. Воздуха не хватает! Так что неудивительно, что в театральном Омске нет достаточно зрителей, чтобы заполнить зал. Да, на премьере мест нет, поскольку часть билетов роздана бесплатно. Но пройдет немного времени, и зал неизбежно опустеет. Что-то сломано в основании, и очередная премьера – просто хороший пример увядания всего театра.

Вернемся к «Врубелю». Задумка была глобальна: рассказать историю великого художника. Постановка такого балета в нашем городе неслучайна, поскольку Врубель первые три года своей жизни провел в Омске. Символично, что либретто, постановка и декорации были доверены петербуржцам (Михаил Врубель провел последние годы жизни именно в северной столице).

На практике досмотреть спектакль до конца было сложно. «Врубель» был лишен главного – сюжета, души. В основе любого балета, либретто, не было истории художника, а ведь жизнь Врубеля была очень насыщенной.

В детстве он пережил смерть матери и новый брак отца. В молодости Врубель отказался от блестящего юридического образования, чтобы посвятить жизнь картинам. Его искусство долго не признавали, выставки заканчивались скандалами. Он любил свою жену-певицу Надежду Забелу и посвятил ей много своих работ. Вместе они пережили смерть общего ребенка и оставались до конца жизни художника. Забела осталась с ним даже во время тяжелой болезни. Врубель последние годы жизни боролся с безумием... и продолжал рисовать с одержимостью.

Вот это все останется за кадром в балете. Вы увидите лишь разорванные полотна художника и суетящихся актеров. Артистов балета заставят танцевать не ради истории, а ради самого танца. Оба действия будут заняты сложными и не очень композиционными решениями. Полноценного рассказа – завязки, кульминации и развязки – также не будет. Эмоций будет мало, прыжков много.

Главными действующими лицами в балете являются Врубель (Андрей Матвиенко) и Забела (Анна Маркова). На сцене они не будут менять выражений лиц, а их действия будут повторяться с завидной регулярностью. Врубель сделает поддержку, припадет к колену балерины, обязательно – объятия... И спешка, спешка, спешка, чтобы попасть в музыкальный рисунок.

Других артистов нарядят в костюмы врубелевских героев: Пан (Сергей Флягин) и Сирень (Ирина Воробьева), Волхова (Анастасия Яцкова), Тамара (Лариса Такмакова), Ангел (Виктор Шахов) и Демон (Валентин Царьков)... Они также бессмысленно будут перемещаться по сцене, перетасовываясь, как карты в колоде. Соло этих героев будет недолгим и предсказуемым.

Во время премьеры меня преследовала мысль, что главной целью этой постановки было вывести большую часть труппы просто «потанцевать». По крайней мере, этим можно объяснить такое количество схожих персонажей на сцене. В коллективе театра при этом было мало мужчин, поэтому на сцене большую часть времени танцевали стройные колонны девушек: русалок, «цветков сирени», «жемчужин»...

Постановщику не удалось собрать кусочки паззла в единое пространство, объединить артистов для создания сказки или трагедии. Детали также мешали балету. Декорации были мало связаны с происходящим. Артисты танцевали под запись! Стыдно, что оркестр Музыкального театра не способен подготовить живое выступление к балету...

При этом не хочу погрешить против истины, мое мнение может не совпасть с большинством. После выступления артистов практически весь зал стоял, а актерам кричали «Браво». В особенности благодарили исполнителей главных ролей, а также пана Сергея Флягина и сирень Ирину Воробьеву.

Публика у нас благодарная, но такая реакция на сырую вещь изумляет. Впрочем, не могу вспомнить ни одного освистанного спектакля в Омске. Лучшая проверка «Врубеля» Абайдулова – время. Скорее всего, как и обычный спектакль Музыкального театра, балет растеряет три четверти своих зрителей уже в следующем сезоне.

Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.


Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!