15:53, 23 января 2015Блоги
«Левиафан»: «Их всех без очереди в ад потом пропустят»
Много уже сказано, не меньше написано про фильм Звягинцева.
Режиссеру, точнее всей съемочной команде (отдельные аплодисменты оператору), удалась невероятная по своему исполнению аллюзия. Сюжет из маленького американского городка был искусно интерпретирован и перенесен в российскую глубинку.
Звягинцев говорит с миром на предельно понятном языке для человека из любого уголка нашей планеты. Житель американского Грэнби увидит в главном герое фильма своего покойного соседа Марвина Химейера, а уроженец российской Териберки - капитана Яранцева.
Фильм о вечных проблемах мироздания, где современная Россия так удачно выступила декорациями.
Первый час лента напоминает скорее комедию, наполненную черным юмором, безжалостную сатиру с репликами вроде:
« - Ты пьяным-то сможешь вести?
- Конечно, я же гаишник».
А потом начнется серьезная «правда жизни». Это не Ханеке и не Фон Триер - это наша «правда жизни», до боли знакомая.
Бог испытывает праведника Иова, забирая у него все: богатство, семью, здоровье. На все испытания в ответ лишь слепая покорность Иова - библейского мученика, страдающего ни за что исключительно во имя доказательства Божьего всемогущества. Как говорит сам Звягинцев: «Бог может позволить сделать с тобой что угодно. Рубить топором, колоть ножом, оклеветать, бросать в застенки, но душу твою не тронет, потому что эту мену осуществить может только сам человек».
Только вот в подлинной истории Бог возвращает Иову в конце все отнятое: «Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай».
Главный же герой фильма не получит ничего.
На первом плане противостояние Николая с безжалостной государственной машиной - Гоббсовским Левиафаном, которого создали сами люди, отдав ему свои права и свободы, в ожидании получить от него защиту. В реальности же они сотворили монстра, поедающего человека - его волю, чувства, да вообще все живое.
Николай же все равно вступает в схватку с системой, но мы-то с вами понимаем заранее, что суд примет сторону сильнейшего - власти, которая по-кафкиански именуется администрацией.
История главного героя уничтожает надежду на то, что с «Левиафаном» можно бороться. В противостоянии с государством Николаю никто не поможет, от него отвернутся все, а самые близкие жестоко предадут.
Последней каплей станет предательство единственных людей, на помощь которых он надеялся - любимой жены и лучшего друга. Лиля изменяет своему мужу с его другом практически на глазах у Николая.
Звягинцев представляет нам совершенно иной образ русской женщины.
Лиля - совсем не некрасовская натура, готовая остановить коня на скаку и войти в горящую избу. Она, уставшая от тоскливой жизни среди обшарпанных бараков, от ежедневного стояния у конвейера с пахучей треской, еще молодая и красивая женщина, которой хочется пожить в свое удовольствие. Друг мужа - преуспевающий московский адвокат, это попытка сбежать от всепоглощающей безысходности, забыться. В документальном фильме Андрея Лошака «Путешествие из Петербурга в Москву», снятом по мотивам одноименного произведения Радищева, есть целая серия, рассказывающая о жизни русских женщин между двумя столицами. Одна из историй о молодой матери, вынужденной стоять на трассе, дабы прокормить своего малолетнего сына, заканчивается ее словами сквозь слезы о своей мечте: «Заработать побольше денег, уехать в Москву или Петербург, забыв все это как страшный сон». Только, несмотря на все оправдания, измена все равно останется изменой, предательство – предательством, а грех – грехом. Фильм показывает зрителю, что в нашей жизни слишком много оправданий. Как говорил в одном из интервью коллега Звягинцева - Юрий Быков: «Потому что это на каждом шагу: у меня семья, дети. Почему взятки берешь? У меня семья, дети. Зачем человека убил? У меня семья, дети. Все за этим прячутся. На самом деле главная тема — это, что тебе важнее: твоя жизнь и твоя семья или жизнь чужого человека. Возлюби ближнего своего, как самого себя. Этого обыкновенный человек сделать не может. Христианские ценности к жизни неприменимы». То ли эгоизм, то ли страх, то ли лицемерие, то ли все вместе заставляет людей предавать даже самых близких.
Вообще, картина безжалостным образом совмещает в себе экзистенциальное отчаяние и социальную правду.
Правда не бывает плохой или хорошей. Правда про нашу жизнь не исключение. Звягинцев ставит перед зрителями зеркало, и люди в нем видят себя - народ, который «вчера стоял за колбасой, сейчас за Богом», а скоро, видимо, снова будет стоять за колбасой. Народ, который за свои «духовные скрепы» выдает русский мир (который на самом деле война) с имперскими амбициями и криминальным провенансом.
Так и напрашивается вспомнить здесь про патриотизм, который проповедуют «слуги народа» лишь потому, что «скоро выборы», а «заграницы, дома и бабло» хочется сохранить навсегда.
В финале режиссер будто включает нам телевизор, транслирующий недавнюю церковную службу в главном храме страны - проповедь, протокольные слушатели в дорогих нарядах, «потомки всех российских драм и всех идиллий, тех, что взрывали этот храм и возводили».
Сын мэра, заскучав, будет изучать взглядом крепко заделанный глухой бесцветный потолок храма, а переведя взгляд на икону, услышит поучительный глас своего отца: «Это Господь, сынок, он все видит». Хочется добавить: «Все видит только он». Беспредел в городе Правобережном будет видеть только Господь и безмолвная величественная природа бескрайнего севера. Так было и так будет всегда.
Одному Господу известно, сколько в России таких Правобережных, таких «Кущевок», сколько разрушенных «Левиафаном» семей и судеб. И удастся ли тебе избежать этого катка государственной машины. А если нет, то сможешь ли ты победить в этой схватке? Не предадут ли тебя близкие? А может, уже предали? На этой мысли так и хочется воскликнуть: «За что, Господи?». А в ответ будет лишь тишина...
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!