Криптовалюты

Доллар - 92,50

Евро - 98,91

Тенге - 0,20

17:12, 01 сентября 2016Блоги

Вот у нас и новый министр образования. Снова все заговорили о бедах образования, о ЕГЭ, о мониторингах вузов и прочем. Все гадают о том, что будет и с чем надо новому министру бороться. А я в толк не возьму, почему у нас каждый новый министр должен с чем-то именно бороться. Давайте посмотрим на те беды, с которыми предлагают бороться новому министру образования и подумаем, а так ли нужна эта борьба.

Только ленивый из работников образования не пишет сейчас в Сети про ЕГЭ, не говоря о перепостах различных страшилок о несчастных детях, измордованных этим самым ЕГЭ.

Забавно, что перепосты делают педагоги, то есть те, кто, простите за грубость, и мордует этих «самых несчастных детей на свете». Извините, коллеги, но не могу себе представить, как сам его величество ЕГЭ мордует детей, заставляет их зубрить, пугает с начальной школы, что все они станут дворниками и т.д. и т.п. Делают это взрослые дяди и тети с высшим педагогическим образованием при активной помощи родителей. Не обходится без помощи СМИ, которые каждый год включаются в этот процесс запугивания с таким рвением, что сам Геббельс бы позавидовал.

Я, как и все, ругал ЕГЭ, оно мне не нравилось, мне не нравилась организация ЕГЭ, у меня были претензии к самим контрольно-измерительным материалам, но я признаюсь, что многое из того, что мне не нравилось, исправляют.

Но я уже отчаялся понять тех людей, которые самозабвенно продолжают ругать ЕГЭ как основного виновника снижения уровня образования, даже понятие такое придумали, то ли «дети ЕГЭ», то ли «жертвы ЕГЭ». Но как ни назови, все же это как-то унизительно по отношению к целому поколению детей, не считаете?

Да, с образованием плохо, чего уж тут греха таить. Но действительно ли все дело в ЕГЭ? Если бы не было ЕГЭ? Дети учились бы с каждым годом все лучше? Мне кажется, или проблемы начались до ЕГЭ? Что бы сейчас было, если бы идею ЕГЭ так и не реализовали? Школы бы по-тихому принимали традиционные устные экзамены по принципу «что было в школе – останется в школе», выводили бы троечки тем, у кого все совсем туго, прибавляли бы «хорошим» девочкам и мальчикам баллы, дотягивая их до медалей, как же не дотянуть. Не так? А уровень образования, наверное, все рос бы и рос?

Может, мы очнемся? Признаем, наконец, что у нас системный кризис образования. Связан он не с деньгами, не с зарплатами, не с формами экзамена. Он связан с объективными процессами, происходящими по всему миру. Сейчас происходят удивительные изменения, мир меняется настолько кардинально, что, возможно, эпоха Возрождения или великие географические открытия с промышленной революцией за сотни лет не натворили в культуре и обществе таких изменений, какие происходят за несколько лет благодаря развитию цифровой среды.

Недавно мы столкнулись с одной технической проблемой. Ваш покорный слуга и целый IT-отдел института думали над тем, как ее решить (к черту подробности), читали много чего, морщили свои высокообразованные лбы, и… решилось все с подачи сына одного из наших программистов. Он просто сказал, мол, папка, так и так… И мы просто обалдели: он выдал нам самое простое и изящное решение! А знаете, почему мы обалдели? Сын нашего программиста учится во ВТОРОМ классе.

Что я мог посоветовать своим родителям во втором классе? Ничего! Чтобы в чем-то разобраться, надо было иметь обалдеть какой бэкграунд. А сейчас?

Кэн Робинсон (посмотрите видео) прав. Пришло время для революции в образовании. А тем временем вся наша педагогическая общественность (ну может, и не вся) занимается какими-то апокалиптическими предсказаниями. Кошмар, мол, все пропало.

Лично у меня, как у человека в первую очередь с историческим образованием, напротив, ожидания достаточно оптимистичные. Я уверен в том, что наша система образования катится в тартарары не зря. Туда ей и дорога. Я даже уверен, что повышение зарплат в образовании должно быть связано с сокращением числа педагогов. Помните у А. С. Макаренко: «Сорок сорокарублевых педагогов могут разложить любой коллектив…» Сомневаюсь, что нашим министерством движет та же логика, но в целом меня мало пугает то, что сейчас происходит в образовании. В школу должен прийти совершенно новый формат педагога.

Как обычно бывает в нашей стране, все должно развалиться, только тогда на руинах прежней системы образования появятся многочисленные ростки новой педагогики - педагогики развития, а не дисциплины, педагогики доверия, а не контроля, педагогики сотрудничества, а не подчинения.

Эх, мечты, мечты…

Но ведь и ЕГЭ - не одна беда на наши головы! В очередной раз только ленивый из высших чиновников (и не только от образования) не высказывается о перепроизводстве выпускников вузов.

Не надо, оказывается, нам так много людей с высшим образованием. Действительно. Куда же их девать? Не солить же в самом деле!

С одной стороны, действительно, в нашей стране нет столько рабочих мест для всех этих умников. С другой стороны, на подготовку каждого такого умника уходит приличная сумма. А зачем? Что они делают для экономики? Вот эти все филологи, историки, физики, работающие менеджерами по продажам, копирайтерами и еще бог знает кем, зачем они все нужны? Если смотреть с позиции экономики индустриальной эпохи, то, конечно, переизбыток людей с высшим образованием – это деньги в трубу, лучше подготовить 10 рабочих, чем одного филолога.

Все логично, но мы уже давно не живем в индустриальную эпоху, мы живем в экономике, основной движущей силой которой является творческий потенциал человека. Именно человеческий капитал определяет структуру современной экономики, именно он позволяет ей развиваться. Именно непонимание важности человеческого капитала делает нашу экономику отсталой, а вовсе не пресловутая «нефтяная игла».

Недавно в Швеции перешили на 6-часовой рабочий день, чтобы увеличить производительность труда и «сделать людей счастливее». А еще во многих странах переходят на всеобщее высшее образование. Зачем? Все очень просто. Человек с высшим образованием живет дольше (доказанный факт), работает лучше, обладает более высоким уровнем культуры, как правило, воспитывает более здоровых и умных детей. И рабочие места тут ни при чем. Думать надо в перспективе, а не чуть дальше своего носа.

Дорого? А зачем же мы воюем с частными вузами? Ведь именно они разгружают бюджет страны от непомерных трат на образование. Люди сами инвестируют в свое образование. Низкое качество? Спорно. Аккредитационные экспертизы и те, и те вузы проходят одинаковые. Да, было много чего, было много нечестных вузов, было много нарушений, но надо помнить о том, что рынок образования в нашей стране очень молодой. Знаменитая «Лига плюща» тоже ведь не сразу была объединением самых лучших вузов, на их развитие и признание ушли десятки и сотни лет.

«Вам тут не Швеция. Даешь рабочих и крестьян!» Вот станем мы готовить больше агрономов или рабочих, и вся наша молодежь в едином порыве пойдет работать на завод и поднимать разрушенную до основания деревню. Бегут, как в известном клипе «волосы назад». 

Чтобы сделать прорывную технологию даже в сельском хозяйстве, недостаточно одного агронома. Нужна качественная среда обитания, в которой человек может реализовывать свои таланты, свой творческий потенциал.

Впрочем, нам надо просто определиться, куда же мы движемся. Как мне кажется, мы бежим вниз по эскалатору, идущему вверх. Можно сколько угодно бороться, а можно просто поехать в ту же сторону. Думайте сами.

Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.


Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!