18:33, 11 ноября 2016Блоги
Нельзя допустить увольнение Золотаря из ТЮЗа
Накануне в Сети появилась петиция, авторы которой требуют уволить Владимира Золотаря – художественного руководителя омского ТЮЗа. И я, как человек, который обычно в теме событий омской культуры, категорически не согласна с претензиями жалобщиков. Владимира Золотаря ни в коем случае нельзя терять, нельзя увольнять, нельзя запрещать. Но, на мой взгляд, его деятельности в Театре юного зрителя можно помочь. Нынешнее состояние театра, падение продаж билетов и скандалы (в которых я принимала непосредственное участие, не могу отрицать) – это не вина Золотаря, а его беда. Ни разу в своих статьях я не говорила о равнодушии Владимира Александровича и ни разу не задевала его творческую деятельность. Потому что, на мой взгляд, Золотарь – тот самый человек, который нужен старому и слишком односторонне воспринимаемому театру.
Цитата: «Из репертуара удалены практически все детские спектакли, поставленные ранее прежними режиссерами и имевшие большой интерес у зрителей»
Первое, что приходит мне на ум: абсолютно потрясающий, сногсшибательный, дерзкий и глубокий спектакль «Дачники», поставленный в омской драме уникальным режиссером и бывшим «омичом» Евгением Марчелли. «Дачники» неизменно пользовались успехом, но есть такое понятие, как обновление репертуара. Театр должен жить, обновляться, прогрессировать. И спектакль был снят. Снят красиво, с объявлением о последнем показе, с букетом цветов и словами благодарностей. Почему-то в тот момент никто не возмутился, мол, главреж Георгий Цхвирава снял спектакль своего предшественника «ай-яй-яй». Да потому что нечему было возмущаться, ибо это было естественный процесс. Спектакли снимаются ВСЕГДА, чтобы уступить место новым постановкам.
Давайте вспомним, что в прошлом году ТЮЗ выпустил 10 премьер. 10 спектаклей: это труд, это место в репертуаре, это работа артистов, художников, режиссеров. И куда, простите, запихать эти 10 спектаклей, если не убрать старые постановки? Не забываем, что новые роли и сюжеты – это вздох для артистов, свежая струна, подъем. А особенно когда новая роль для артиста переломная. Вместо какого-то конкретного спектакля Владимир Золотарь ставит «1984», и мы видим Алексея Гнеушева в невероятных монологах О’Брайана. Наслаждение для зрителя, успех для артиста, и поправьте меня, но Гнеушев великолепен в этой роли.
Постановки Владимира Золотаря современные без кавычек. Для подростков, для школьников, для молодежи. ТЮЗ – это не театр для детей. Возьмем в пример «Арлекин». Там спектакли только для детей? Отнюдь. Там есть репертуар для взрослых, во-первых, там постановки, интересные для взрослых – во-вторых. Чувствуете разницу? Или просто вы не ходите в «Арлекин». «1984» - отлично! Изумительный спектакль, красивый, атмосферный, единственный в своем роде. Мой 18-летний младший брат был в восторге. И давайте признаем, в силу его возраста «Дачников» Марчелли мальчик мог попросту не понять. А постановка Владимира Золотаря как раз для него. «Централ парк Вест» - замечательно. Почему нет? Прекрасная камерная вещь на вечер и опять же для размышляющей молодежи. «Две дамочки в сторону севера» Руслана Шапорина – глубоко и трогательно для любого возраста. «Сталкер» - для школьников отличное развлечение и знакомство с бессмертной классикой. Можно перечислять дальше, но незачем. Все и так понятно.
И, наконец, я подхожу к беде Владимира Золотаря. Каждому театру или музею нужна реклама, пиар. Ну, пожалуй, кроме омской драмы или БДТ с Мариинским. «Пятый театр» приглашает популярные омские группы в качестве хедлайнеров перед показами. Театр «Студия» имени Любови Ермолаевой устраивает добрые вечеринки. Музей имени Врубеля придумывает квесты, а музей Достоевского объявляет флешмоб. Всем нужен пиар. И ТЮЗу тоже. И вот тут загвоздка.
У ТЮЗа с пиаром через СМИ настоящая проблема. Ни одного пресс-релиза на почту. Да, можно подумать, что конкретно наше издание удалили из рассылки после моих статей, но релизы перестали поступать полтора года назад. Кроме того, недавно в ФБ Владимир Золотарь пожаловался, что никто не пришел и не захотел писать про «Сталкера». Я спросила коллег других изданий – и им тоже не приходила рассылка. Проще говоря, премьеры театра не анонсируются. О них можно узнать, только зайдя в группы ТЮЗа в соцсетях. Другой мой коллега отметил, что он пытался попасть на премьеру, но его вопрос об аккредитации попросту проигнорировали, ему не ответили. Журналистов больше не приглашают в принципе, а напрашиваться – ну вы сами понимаете.
Музей Врубеля шлет релизы, на каждой встрече с Юрием Трофимовым или его заместителем Алексеем Матвеевым нам дают понять – нас рады видеть. Так это или не так на самом деле – неважно, главное участие и этика. Отдел по туризму минкульта лично звонит и приглашает на мероприятие – это отличная тактика, так как очень сложно отказаться от личного приглашения. «Пятый театр» неизменно приветлив, «Арлекин» и драма зовут на прогоны, «ТОП-театр» просто сводит с ума своей приветливостью, и все учреждения культуры отвечают на наши вопросы, касаемые творчества. В ТЮЗе сейчас, если не добраться до самого Золотаря, такой обратной связи нет. Это беда и проблема. Но здесь дело не в творце, а в команде. Кто-то работает не так. Не было у народа проблем с Владимиром Золотарем, пока вокруг него на пиар работали другие люди. Тогда и на премьерах были аншлаги, и интерес не угасал. И как я писала в своем обзоре пабликов – очень сложно поклонникам театра рассказывать свое мнение о мероприятии в комментариях, когда эти комментарии для подписчиков закрыты.
Касается ли эта проблема конкретно Владимира Золотаря? Отчасти. Но не как режиссера, а как руководителя. Собрать людей, которые будут за тебя следить за техсостоянием здания и продажей билетов, – дело сложное, и каждый сотрудник должен быть максимально подходящим (отсылка к драме: Цхвирава (худрук)– творит, Мир Бывалин (директор) – отлично администрирует). Недаром Золотарь именно худрук, а не директор. Его задача - творить, его ошибка – в том, что свободу творчества он не обеспечил, доверив административную функцию не тем людям. Ну а говорить о его качественном показателе режиссера – доверьте это дело театралам и театральным критикам. На мой взгляд, творчество Владимира Золотаря дорогого стоит, и упускать его – нам же дороже.
В Омске появился список жилых домов на снос для строительства нового микрорайона под глиссадой
Вчера 21:38
5625
Омскому «Омскоблводопроводу» заблокировали счета и хотят банкротить за налоги
24 апреля 2024 20:10
1721
Мэр Омска Шелест вывел подчиненных на уборку мешков с мусором после субботника
24 апреля 2024 19:33
2202
В Омске состоялась первая в этом году отправка призывников на срочную службу
24 апреля 2024 17:53
1712
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!