Криптовалюты

Доллар - 66,43

Евро - 75,38

Тенге - 0,17

14:37, 13 июня 2017Блоги

Здесь тебя полюбят, ты только явись – справится ли театр с болезнями души?

Здесь тебя полюбят, ты только явись – справится ли театр с болезнями души?

Ирина Чернышева, журналист

На минувших выходных в ТОП-театре прошла презентация двух документальных фильмов – «Ковчег Римаса» и «Авиньон. Иной». Создатели обеих лент – тандем журналиста Елены Мамонтовой и художника-дизайнера Игоря Вахитова, которые в этом проекте стали соавторами и режиссерами. Если анонсировать кратко, то первый фильм рассказывает о театре имени Евгения Вахтангова и его художественном руководителе Римасе Туминасе. Второй – о самом масштабном театральном фестивале в мире – Авиньонском фестивале. 

на фото: художественный руководитель ТОП-театра Игорь Григурко 

Презентация проходила в режиме нон-стоп – первая картина, краткий перерыв, вторая картина. Однако высказаться сразу не вышло, на осмысление документального кино о театре требуется больше времени. Поэтому только через пару дней я оставлю здесь рецензию в двух частях. 

Не зря эти фильмы, будучи разными, абсолютно гармонично смотрятся вместе. Первая история – «Ковчег Римаса» – о режиссере Римасе Туминасе. В 2007 году он стал художественным руководителем Театра имени Евгения Вахтангова. Становление этого театра в начале XX века произошло не за, а вопреки. Первая постановка была провальной, но вахтанговцы не только не остановились, но и продолжили творить – уже с оглушительным успехом. Славу одного из лучших театров страны  вот уже десять лет поддерживает и укрепляет Римас Туминас. Литовский режиссер сменил на этом посту великого артиста Михаила Ульянова. 

Туминас из числа людей, которых принято называть живой легендой. Невероятный режиссер, мудрейший мужчина, профессионал и Человек с большой буквы. Не найдется в мире искусства того, кто может хотя бы попытаться оспорить величие Римаса Туминаса. Того, кто живет театром, своими актерами, своим искусством. 

Но вернемся к фильму Елены Мамонтовой и Игоря Вахитова. В первую очередь заинтересованного зрителя прельщает название картины. Но уже с первых минут становится все ясно. В широком, как океан, театральном искусстве тоже бывают бури и штормы. К сожалению, с политическим, или социальным, или, как ни крути, с ограничительным подтекстом. Сегодня мы переживаем не самые простые времена. Пока их не сравнить с «ленинской демократией», но напоминания о последней уж очень болезненны. И вот тогда настоящее искусство, пульсирующий театр становятся тем самым ковчегом. А удел Римаса – быть на его борту и вести по своему курсу. 

Почему, когда нам плохо, мы идем в театр. Ведь кто-то в период апатии просто старается выпить бутылку водки. Но это делают те, кто боится. Кто страшно боится делать операцию и соглашается только на обезболивающее. Тот, кто готов бороться со страхами и их корнями – идет в театр. У нас у всех есть рубцы и нарывы. Находясь в партере или амфитеатре, ты даешь режиссеру скальпель в руки и позволяешь вскрыть эти нарывы. Вскрыть, достать всё из них и отправить тебя домой выздоравливать. Останется эти раны только зашить и зализать. Только настоящее искусство способно нас достать из ямы, отряхнуть и умыть. Чтобы это знать, нужно об этом говорить. Все мы, как недолюбленные дети, оставшись в одиночестве, ищем помощи. Здесь тебя полюбят, ты только явись, не бойся сказать о себе и прими правила игры.

Документальный фильм «Ковчег Римаса» – это как раз разговор. Посмотри, зритель, кем был великий Вахтангов. Осознай, каким трудом, потом и кровью живет режиссер. Послушай речи артистов, которые становятся соавторами не только режиссерской, но и твоей души. Именно твоей, это все ради тебя. Чтобы ты знал – ты творец, попробуй, прямо здесь и сейчас. Выйдя из театра, ты продолжишь творить – только свою жизнь, возможно, уже с другими декорациями и более яркими софитами. 

Картина – тревожная ода театру. Тревожная и великолепная. Чего стоит речь Туминаса об ужасе сорванных яблок, чьи соседи начинают гнить. По сути – все мы яблоки, рядом происходит ужас, мы в ужасе, но продолжаем молча лежать рядом, будучи бессильными и немыми. «Когда они пришли за мной — уже некому было заступиться за меня». 

Если бы театра не было, ему стоило бы появиться. С болезнями тела раньше справлялись пусканием крови, еще раньше – камнем. С болезнями души справиться сложнее. Она как стихия захватывает человека, доводя его до истощения. Театр, а в данном случае Римас Туминас – это ответная стихия. Могучая, чистая, побеждающая. Об этом говорят и интервьюеры фильма – актеры Виктор Сухоруков и Алексей Гуськов. Создатели картины буквально «вскрыли» своих собеседников. Слушать артистов – настоящее удовольствие. Они лучше всех могут «объяснить» Туминаса, работая вместе с ним и «проживая» театр. 

Что касается идеи сравнения театра (и даже Римаса) со стихией – это не просто мысль зрителя, авторы фильма прямо об этом говоря, демонстрируют замечательную съемку гор и бесконечных ручьев. О цветовом оформлении картины также стоит сказать отдельно. Каждый кадр продуман, выверен и устойчив. Неспроста выбран желтый – цвет энергии и действия – в одежде ведущей Елены Мамонтовой. Неспроста знакомство с Римасом начинается издалека – к диалогу с режиссером создатели приходят плавно, подготавливая зрителя и набирая вдох. Неспроста, называя театр спасением, авторы проводят нас по кулуарам Вахтанговских подмостков, делая акцент на портретах артистов и выбирая самые вкусные кадры со сцены. 

Сегодня ковчег плавно качается на волнах. И миссия каждого зрителя – встав на борт, защитить его от шторма. 

Если в фильме «Ковчег Римаса» мы наблюдаем локальную историю, то вторая картина расширяет сознание и заставляет мыслить более масштабно. Здесь сложнее, периодически перехватывает дыхание от смелости театра, от его высоты. И если в «Ковчеге» мы наблюдали за одним человеком, за его фигурой в одних стенах, то в ленте «Авиньон. Иной» нас буквально сшибает с ног то, что великие люди могут собраться на одной сцене, под одним небом и передать душу тысячам единомышленников. Тем, кто уже понял, кто уже готов исцеляться. Речь идет об Авиньонском фестивале, где ежегодно собираются лучшие режиссеры и труппы со всего света. 

Первое чувство от просмотра – щемящее. Очень хочется оказаться на месте создателей фильма, увидеть все своими глазами. Не может не свести с ума полностью обнаженная женщина на сцене, танцующая дикий, практически звериный танец отчаяния. Не может эта движущаяся фигура не «разрезать» смотрящего. Буквально нескольких кадров спектакля режиссера Остермайера хватает, чтобы переосмыслить Шекспира. Театр ведь не должен дословно передавать текст великого драматурга, он позволяет его препарировать. Всю жизнь веря в отрицательного персонажа Ричарда Третьего, мы сталкиваемся с тем, как создатели фильма бросают в нас краткий отрывок постановки и, сбивая таким образом с толку, уверенно ведут за режиссерским замыслом «оправдания зла». А потом задают вопрос: как, понравилось? Наблюдать за пороком – это испытание на прочность жизненных принципов.

Еще глубже нас втягивает история Ордена Тамплиеров и зарождение самого Авиньонского фестиваля. Появился он в 1947 году, когда мир начал оправляться от страшной  войны. Людям требовался выплеск, встряска, общество жаждало нового пути. Режиссер Жан Вилар остро чувствовал эту потребность и стал создателем ныне крупнейшего театрального фестиваля в мире. 

Сегодня главная площадка представляет собой открытые подмостки в глубине двора бывшего Папского дворца, сам двор служит зрительным залом. Представления проходят под открытым небом, занавес и декорации отсутствуют. Все внимание сосредоточено на артистах. 

Этот фильм пояснить сложно – нужно смотреть. Без визуального ряда говорить что-либо практически бесполезно. Создатели оставили самодостаточные отрывки  постановок и завершенные необходимые реплики режиссеров. Но хронометража, безусловно, не хватает. Всего около 40 минут для столь масштабной истории – слишком мало. Хочется добавить еще хотя бы полчаса про жизнь Авиньонского фестиваля, чтобы проследить (по примеру фильма «Ковчег Римаса»), как становилась эта история. Фильм побуждает обратиться к истории фестиваля, но, конечно, приятней, когда о нем говорят с экрана знающие люди. Чем больше – тем лучше. 

на фото: один из авторов фильмов Елена Мамонтова

Вторая лента динамичней, быстрее, стремительней. Голос актера Сергея Оленберга в картине «Ковчег Туминаса» звучит глубоко, завораживающе, с вальяжной хрипотцой. В фильме «Авиньон. Иной» голос молодеет и ровно перебирает согласные. 

Кроме Оленберга мы слышим немало голосов – рассказывающих и зовущих. Услышать их непросто, но последовать за ними – уже легче. Чтобы попасть на тот самый Ковчег.  

 

фото: Владимир Сидоркин

Александр Шлеменко: «Бруно Сильва не дает мне покоя»

Сегодня 18:39

34

Омичи ужаснулись жуткому беспорядку в подъезде дома на 3-м Разъезде

Сегодня 17:20

540

19-летний омич завоевал «серебро» на чемпионате мира по плаванию

Сегодня 15:41

174

В Омске легковушка мощно столкнулась с трамваем

Сегодня 14:53

576

Омский охотинспектор потерял 10 тысяч рублей, пытаясь улучшить зрение в темноте

Сегодня 13:45

508

В Омске затопленный после прорыва трубы двор застывает вместе с машинами

Сегодня 12:37

1516

В Омске пьяный водитель ВАЗа сбил идущую по обочине 16-летнюю девушку

Сегодня 11:51

2301

В Омске уже вторые сутки не могут найти молодую мать двоих детей

Сегодня 11:24

3471

Омич через соцсети ищет разбитую иномарку, на которой пьяный водитель сбежал с места аварии

Сегодня 10:29

423

Омичей насмешил установленный на улице оригинальный «таксафон»

Сегодня 09:24

11850

Стало известно о серьезной «группе поддержки» омича Шлеменко во время боя в Екатеринбурге

Сегодня 00:16

475

В Омске презентовали абсолютно новый BMW X5

В Омске презентовали абсолютно новый BMW X5

28 ноября 2018 07:46

3170

Дед Мороз, не приходи: за что и сколько еще придется платить с 1 января 2019 года

Дед Мороз, не приходи: за что и сколько еще придется платить с 1 января 2019 года

30 ноября 2018 21:32

5681

Омич Шлеменко выиграл самый рискованный бой в своей карьере

Вчера 23:39

581

Омский депутат Карымов встретился с жителями микрорайона «Релеро»

Вчера 21:01

811

Хоккеист омского «Авангарда» Яремчук вошел в состав сборной на молодежный чемпионат мира

Вчера 19:00

435

На трассе в Омской области водитель на «Ладе» раздавил пешехода

Вчера 17:52

3651

Ректором омского педуниверситета стал историк

Вчера 16:50

1320

Названа дата прощания с редактором «БК55» Ольгой Ермоленко

Вчера 15:52

2972

В «деле об отставках» появился четвертый вице-губернатор Омской области

Вчера 14:56

6575

Опубликован список омских журналистов, которые поедут на пресс-конференцию к Путину

Вчера 14:01

1264

Стали известны результаты конкурсов на перевозку пассажиров в Омске

Вчера 12:55

936

В Омске дрифтер на «Жигулях» нашел спасение в кустах

Вчера 11:15

1189

Вижевитова о своей отставке: «Я даже не знаю, на что теперь жить»

Вчера 10:50

60576

Умерла редактор омского сайта «БК55» Ольга Ермоленко

Вчера 09:25

22923

Шрейдер прокомментировал инициативу по вводу штрафов за незаконную перепланировку

14 декабря 2018 22:18

1243

Омского пса-инвалида Бакса обрекли на смерть из-за развода хозяев

14 декабря 2018 21:02

10044

Три вице-губернатора уходят из правительства Омской области: кто следующий?

14 декабря 2018 20:35

3605

В Омской области объявили масштабный набор судей

14 декабря 2018 20:07

2034

СВОДКИ С ФРОНТА: скопление силы у границ ДНР

14 декабря 2018 19:05

1188

Омичей предупредили о поддельном продукте на прилавках

14 декабря 2018 18:48

2154

В мэрии Омска признали, что за год не успеют перевести всех частников на регулируемые маршруты

14 декабря 2018 18:45

875

Пастор церкви «Возрождение XXI век» в Омске оказался морпехом

14 декабря 2018 18:31

914

Омичка прооперировала 30-граммового хомячка Ириску, удалив ему опухоль

Омичка прооперировала 30-граммового хомячка Ириску, удалив ему опухоль

11 декабря 2018 21:03

4097

Омского пса-инвалида Бакса обрекли на смерть из-за развода хозяев

Омского пса-инвалида Бакса обрекли на смерть из-за развода хозяев

14 декабря 2018 21:02

10044