Криптовалюты

Доллар - 66,25

Евро - 75,39

Тенге - 0,17

18:42, 16 ноября 2018Блоги

Омское образование: бобик сдох

Омское образование: бобик сдох

Максим Мягчиев, ОРОО «Оплот»

В соцсетях снова призывают уволить заведующую детским садом госпожу Диденко, назначенную на должность при отсутствии педагогического стажа.

Любой, кто хоть как-то соприкасался с проблемой детства в профессиональной плоскости, знает, что даже после педагогического института в школе за учителем закрепляют опытного наставника, который ходит через урок и смотрит, как педагог общается с детьми, как он влияет на психоэмоциональный фон классов. Опытные руководители учреждений, выросшие профессионально в самих учреждениях, по мере роста обрастают навыками получения информации от детей, навыками, очень огрубляя, «вербовки» детей-информаторов и механизмами «воспроизводства информаторов». Они способны понимать коллектив детей, его проблемы неформально. Устанавливать недоработки педагогов даже без взаимодействия с ними. Это сложная система неявных знаний, которым особо не учат в ВУЗе, педагоги-теоретики до сих пор толком не перевели этот опыт в теорию, они пишут о нем больше в мемуаристике. Как теоретически раскрыть дружбу учителя и ученика? Раскрывают, конечно, но научиться этому можно только на практике.

Действительно, в настоящее время от руководителя образовательной организации требуется помимо педагогических компетенций способность организовывать материально-технический процесс в условиях скудного финансирования. Собственно, так всегда и было. В СССР даже была такая стыковая дисциплина – «школоведение». Чиновникам от образования, который год заваливающим раскрепление бюджета по школам, нелишним было бы ознакомиться с данной дисциплиной, но не суть.

Педагогическая кадровая система радикально отличается от кадровой политики на промышленных, к примеру, предприятиях. Невозможно подготовить руководителя образовательного детского учреждения на «курсах повышения квалификации» или в «магистратуре». Такой руководитель может вырасти только в детской организации, внутри педагогического коллектива, внутри коллектива детей и родителей. Это как работа с наращиванием каких-нибудь искусственных химических элементов – долго, муторно и требует постоянного контроля. Только вместо налегающих пластов элементов в случае с педагогами – это неявные, сложноверифицируемые знания, навыки.

Но, заметьте, на промышленном предприятии точно также никому не придет в голову назначить главным инженером человека без базового инженерного образования и без инженерного опыта. Как и с какого момента такое стало возможным в омском образовании?

Меня восхищает, как была устроена система управления дошкольным, общим образованием в СССР (РСФСР). Она была логическим продолжением педагогических коллективов организаций образования. Она дополняла их и была направлена на их совершенствование. Учитель должен был знать весь свой класс, детей и родителей, их характеристики и особенности, директор – особенности и характеристики каждого учителя (а хороший директор также знал и знает большинство детей/родителей), орган управления образованием – всех директоров, завучей, их способности, сильные и слабые стороны. Шла постоянная селекция. Чтобы попасть в орган управления образованием – нужен был приличный педагогический стаж (на руководящие должности – очень приличный, на рядовые – поменьше). Чтобы стать директором – опять же стаж, ведомственные награды, ученики, которыми можно гордиться.

Особо ценилось, когда учитель из глубинки, к примеру, подготовил ученика к поступлению в столичный ВУЗ. Или когда ученик становился ученым в области преподавания учителя, руководящим работником, рабочим, инженером с «всесоюзными» достижениями и т.п.

«Советская» кадровая система существовала в Омске где-то до середины нулевых годов.

На мой взгляд, я готов это бесконечно доказывать, Диденко в качестве заведующей детским садом – это диагноз. Причем диагноз смертельный. Все, бобик сдох. Негативная селекция привела к необратимым последствиям. Ничего не поменяется у нас, мы не сможем научить детей, и лучшее, что Вы сможете сделать для Вашего ребенка, это уехать ради его образования в другой город, Москву или Питер, где педагогическая кадровая система более-менее сохранна.  

Наши департамент и министерство лихо рапортуют об открытии центров за миллионы, а также о лекциях сингапурского тьютора. Но как-то скромно умалчивают в своих пресс-релизах о показателях ОГЭ и ЕГЭ, от которых только плакать.

Кстати, уже в 2018 году, как мне известно, руководителями детских организаций снова назначили по «непонятным» кадровым принципам. Так, имело место назначение человека, основной стаж которого – работа рядовым специалистом в департаменте образования.

И еще. Задайтесь вопросом – почему несменяемы руководители образовательных организаций. Любые нарушения, все что угодно – руководителей не убирают. Такое бывает только при тотальной круговой поруке. Постоянно рисковать собственной должностью из-за нерадивых директоров и заведующих имеет смысл только тогда, когда риск от увольнения этих людей больше, чем перманентные скандалы, представления прокуроров и разборки с гражданским обществом.