Криптовалюты

Доллар - 93,44

Евро - 99,57

Тенге - 0,20

09:30, 29 ноября 2018Блоги

Наблюдая за действиями омского Минобразования, постоянно ловлю себя на мысли, что решения чиновников данного органа сложно характеризовать в плоскости терминологического аппарата педагогики, теории управления образованием. Для анализа этих действий чаще подходят категории, сопряженные с психологией, социальной психологией.

Причем указанные решения зачастую настолько вычурны, демонстративны, эмоциональны, вегетативны, что при разборе действий Минобра для понимания читателя, кажется, удобнее использовать образный ряд.

На мой взгляд, очень удобный для разбора текущих ситуаций Минобра образ категории руссоистского дикаря.

В общих чертах руссоистский дикарь – это образ человека, чья жизнь зависит от природы, а не от цивилизации. Противоположность дикаря – цивилизованный человек, цивилизация лишает человека свободы, внутри цивилизации решения принимаются не по вегетативному побуждению человека, а в силу установок цивилизации, ее норм и правил, механизмов.

В более узком употреблении категория руссоистский дикарь подразумевает образ человека, пренебрегающего достижениями цивилизации, культуры, но взамен дающего окружающим некое внутреннее сокровище, свой «вегетативный» дар. Понятие это также используют с оттенком иронии, например, в отношении человека, который просто пренебрегает достижениями цивилизации и общества.

Вот и наше министерство образования предстает перед нами в образе такого коллективного «руссоистского дикаря».

По оценкам наиболее авторитетных международных организаций, качество школьного образования в России сегодня отстает, например, от соответствующего показателя Польши, Эстонии, Латвии. Омская область по показателям ОГЭ/ЕГЭ РФ (которые при всех издержках можно считать более-менее релевантным отражением качества школьного образования по регионам) отстает последние годы даже от среднероссийских показателей (отстают математика профиль, русский язык, история, химия и пр.).

Любят повторять, что Омск – университетский центр. Это университетский центр, в котором нет достаточного числа диссертационных советов для обеспечения нужд всех кафедр, нет должного числа исследований и исследователей. Университетский центр, в котором на статус университета в классическом понимании сегодня претендует только один вуз – политехнический университет. Все прочие в силу отсутствия ставок, диссоветов, формального статуса больше скатываются к тому, что называется «колледж», то есть образовательная организация, которая распространяет знание, но не создает его.

Причем, на мой взгляд, низкое качество школьного образования тянет вниз и качество омской высшей школы. Какое может быть нормальное, например, политехническое образование без хотя бы приемлемых показателей по естественнонаучным школьным дисциплинам?

Добавьте к этому то, что значительная часть школьников просто не может поступить в вузы. Выпускники банально не могут переступить порог ЕГЭ, получить аттестаты. А огромная доля тех, кто получает – получает благодаря «изобретению» федерального Минобра, разделившего, в частности, математику ЕГЭ на профиль и базу.

Чтобы взглянуть на состояние среднего профессионального образования, дам одну зарисовку. Выпуск Омского авиационного колледжа имени Н. Е. Жуковского этого года, специалисты (техники) по «производству авиационных двигателей». Как думаете, на каком курсе студенты увидели авиационный двигатель (макетный)? На последнем, в последнем полугодии. И именно «увидели».

На фоне обвала качества образования, серьезнейших угроз, касающихся высшей школы, среднего профессионального образования, наше Минобразования ведет себя как тот самый руссоистский дикарь. По крайней мере, такой образ формируется по открытым каналам.

«В Сингапуре лучшее школьное образование, давайте пригласим сингапурского тьютора, пусть он научит!», – говорит Минобразования.

«Может быть, создать какую-то экспертную группу, закупить литературу сингапурских педагогов, перевести, адаптировать методики (если уж есть такая потребность, но также есть веские аргументы в пользу того, что не особо нужны подобные методики в наших условиях, тем более что, насколько можно понимать, у них нет серьезного теоретического обоснования), распространить их локально, посмотреть на результат?», – сказала бы цивилизация. 

«Нет, зачем. В Сингапуре же лучшее школьное образование. Привезем тьютора, нагоним учителей, пусть они все вместе развлекаются», – парировал бы Минобразования.

И какую смешную картину транслирует официоз: «восторг от тьютора». Чисто такое «дикарское» что-то в этом есть.

«К нам привезли тьютора из Сингапура, он провел мастер класс», – сообщает корреспондент. «Что скажете, Марья Ивановна», – спросил журналист у учительницы. «Восторг!», – ответила педагог, сверкая глазами.

Дальше – больше. «В Омске откроется центр для одаренных детей «Сириус». Будем развивать одаренность, готовить победителей олимпиад. Сириус» показал в Сочи отличные результаты, как сообщает Минобр широкой публике.

«Что мешает развивать одаренность в уже существующих структурах? Тем более что раньше в Омске это уже делали, на базе муниципальных и областных организаций привлекали вузовских преподавателей для подготовки команд «олимпиадников». Сочинский «Сириус» собирает уже подготовленных детей со всей страны, там очень жесткие критерии отбора. В Омской области нет нормальной первичной подготовки «одаренных» школьников, само по себе открытие очередной организации с набором вывесок, ставок и строк бюджета ничего не поменяет», – сказала бы цивилизация.

Но нет, цивилизация в реальности ничего не сказала. И мы видим высокопоставленного чиновника в очках виртуальной реальности! Которые на полном серьезе преподносятся как «чудо техники», способное привлечь чем-то куда-то школьников. Это при том, что сами школьники такие очки виртуальной реальности заказывают пачками на «AliExpress».

И куда без воспитания? Воспитание для нас – это главное. «Проведем красивое, большое отчетное мероприятие со школьниками, все увидят, как мы хорошо работаем над воспитанием», – подумал Минобр.

«Показательные мероприятия не имеют практического значения в деле воспитания, профилактики негативных явлений. Они нужны для обратной связи с обществом и контроля, поощрения детей. Значение имеет только первичная работа, ее методическая и научная поддержка, а также верификация результатов. Все увидят, как вы хорошо работаете над воспитанием, когда вы сообщите нам, например, о снижении числа детей с алкогольной и/или табачной зависимостью, и эти данные подтвердят независимые исследователи», – парировала бы цивилизация.

И мы видим из года в год «вахты памяти», «марши», «песни-пляски» на фоне постоянных трэша и насилия в школах, в среде школьников.

И вот из последнего – планы по отмене компенсации за семейное обучение. «Отменю-ка я компенсации, перекину деньги на другие статьи бюджета. А в СМИ буду транслировать, как учителя критикуют семейное обучение», – подумал Минобр.

«Пардон, может быть, учителя вполне обоснованно критикуют практику семейного обучения. Но при чем здесь компенсации? И вам не кажется, что это как-то очень примитивно (или аморально), даже для руссоистского дикаря – в СМИ транслировать некую проблему, но не заявлять свои намерения? Вы не боитесь, что без обсуждения опять будут протесты общественности и все, что с этим связано?».

«Поживем, увидим», – должен, вероятно, решить дикарь.

Проблема здоровой коммуникации между правительством Омской области и общественными, экспертными группами – одна из ключевых. Ну вот нет этой коммуникации, куда ни посмотри. И особенно ярко отсутствие коммуникации заметно на системе образования. Это «руссоистский дикарь» со своим языком, своими проблемами, понятиями, со своей повесткой, которая вообще не касается реальных нужд масс населения или проблем, которые транслируют какие-то эксперты, наблюдатели.

Можно предположить, что «проблема в системе», министерство не в воздухе существует, оно встроено в федеральные/областные вертикали/горизонтали и т. п. Но это не так. Проблема в конкретных людях, которые принимают решения и готовят их. Потому что качество этих решений никакой реакции, кроме возмущения, вызывать не может.

Здесь встает вопрос даже не какой-то политической ответственности или зависимости, а зачастую просто компетентности, квалификации чиновников от образования.

Возникает вопрос – как долго у нас будет сплошь негативная «повестка дня» в системе образования? Можно сколько угодно показывать учителей, которые транслируют позицию Минобразования, но в действительности педагогическое сообщество просто отчуждено от той повестки, которую предлагает Минобр. Оно раздавлено гигантской нагрузкой, бюрократией, некомпетентностью органов управления образованием.

Можно сколько угодно показывать некие достижения вузовской науки, но вузовские преподаватели открытым текстом говорят, что они «выживают» или «доживают», что вузовское образование «на боку», при смерти. Это общий тон, общий рефрен всех разговоров на тему высшего образования в Омске.

Вот буквально вчера вступил в обсуждение «где учить ребенка вместо такой-то школы». И понял, что от улицы Химиков до СибНИИСХоза нет ни одной нормальной школы. Более-менее имея представления обо всех этих школах, не могу посоветовать ни одну.

Естественно, подобная риторика с моей стороны в сторону дикаря бессмысленна и наивна. Поэтому я обращаюсь здесь к своему читателю. Вас не ждет в Омске ничего хорошего. Если у вас есть дети, которым нужно получать образование, выход отсюда только один, он называется (пока) «Аэропорт Омск-Центральный».

Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.


Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!