Криптовалюты

Доллар - 92,13

Евро - 98,70

Тенге - 0,20

16:25, 07 декабря 2018Блоги

На одном из омских ресурсов появилась интересная статья, содержащая подборку фактов издевательств учеников над учителями. Заканчивается статья указанием на событие в Керчи 17 октября этого года. 

Не буду разбирать каждый случай в отдельности, но отмечу, что, имея опыт работы учителем, пусть и небольшой, просто не представляю, как ребенок может травить учителя, выживать его из школьного коллектива. Могу представить нападения на учителей, оскорбления в их сторону. Однако, если взрослый человек не может справиться с ребенком или школьным коллективом детей, ему, вероятно, не место в школе. Это, конечно, если речь идет о нормальных внешних условиях, работоспособных администрации школы, органе управления образованием, комиссии по делам несовершеннолетних.  

Наверное, даже большинство учителей не в курсе, но у нас существует федеральная система норм, вполне внятно регламентирующих порядок, направление действий учителя, директора в ситуации, когда, к примеру, ребенок угрожает учителю расправой. Внутри школы на основании локальных актов необходимо установить, сможет ли образовательная организация справиться со случаем, возможно ли внутри школы предотвратить негативные явления, скорректировать поведение ребенка, в том числе с привлечением родителей, через «родительский всеобуч», консультации и т. п. Если речь идет о поведении ребенка, реально сопряженном с потенциальными правонарушениями, то школа должна привлекать сторонних специалистов из отдела по делам несовершеннолетних полиции. Параллельно школа должна самостоятельно установить причины и условия, приведшие к ситуации: почему ребенок так себя ведет, какие причины обусловлены деформациями коллективной психологии детского коллектива, возможной деформацией психологии педагогического коллектива, конкретного педагога, какие причины поведения укоренены в плоскости семейных отношений. По результатам диагностики принимаются меры в отношении ребенка, педагога, родителей, коллективов, корректирующие как конкретную ситуацию, так и причины, условия, ставшие ее предпосылками в масштабе школы. Если проблема лежит внутри семьи, а семья не поддается работе, тогда школа, исчерпав все возможности по коррекции поведения ребенка, должна передавать материалы в комиссию по делам несовершеннолетних. Там уже представители всех структур профилактики должны рассматривать ситуацию со всех сторон, установить, действительно ли школа приняла исчерпывающий набор мер, и проблемы ребенка связаны с проблемами семьи, с тем, что родители не справляются с ситуацией. Комиссия должна предложить родителям набор услуг, мер помощи со стороны учреждений социальной защиты, культуры, спорта т. п. Если комиссия усматривает в действиях родителей злонамеренность, уклонение от воспитания, содержания ребенка, она должна привлечь родителя к административной ответственности. И даже в итоге принять решение о выходе в суд с иском о лишении/ограничении родителей в родительских правах. Если суд принимает подобное решение, то родители перестают быть законными представителями ребенка, в дело вступает орган опеки и попечительства, который в короткий срок обязан назначить несовершеннолетнему иного законного представителя – опекуна/попечителя (как правило, это бабушки, дедушки, тети, дяди ребенка), приемного родителя (что-то вроде профессионального родительства), детский дом. 

Автор упомянутого обзора показывает ситуации из разных регионов. Не знаю полностью, как устроена эта работа во всех субъектах федерации, но в нашем регионе есть ряд проблем, которые в целом ведут к тому, что на местах, в организациях, все зависит от руководителей. И только от них. Департамент образования, министерство образования не контролируют должным образом воспитательные процессы в школах, они самоустранились. Исключение составляют органы опеки и попечительства, которые жестко контролируются прокурорскими работниками.

Комиссии по делам несовершеннолетних города и области, органы управления образованием должны выявлять причины, способствующие деформации психологии детских коллективов в масштабах города, региона, принимать меры по исправлению. Должны устанавливаться различные показатели, критерии эффективности воспитательной работы органов управления образованием. По факту в Омске ничего подобного не происходит. 

Комиссии по делам несовершеннолетних в Омске и области вообще находятся в многолетнем коматозе, а ежегодные отчеты уполномоченного по правам ребенка – это сборник анекдотов, вроде того, что «Анализ причин самовольных уходов обучающихся показал, что основными причинами уходов являются: социально-педагогическая запущенность детей, склонность несовершеннолетних к бродяжничеству, наркозависимость, табакокурение, алкоголизм и другие вредные привычки, полученные ими в неблагополучных семьях, естественное желание ребенка встретиться с родителями, родственниками, близкими людьми. Одной из причин самовольных уходов несовершеннолетних из государственных учреждений является свободная пропускная система, в соответствии с которой воспитанники могут уходить из учреждения в любое время» (доклад за прошлый, насколько помню, год).

Насилие в школах, скандалы с «оффниками», «ауе», иногда прорывающиеся в омские масс-медиа – целиком и полностью на совести наших чиновников, курирующих воспитательную работу, КДН. Все, что они делают – это бесконечные невнятные мероприятия, бессодержательные отчеты, которые ничего не отражают. Как реально обстоят дела в коллективах детей, вообще никого не волнует. И даже из детских домов дети бегут, если верить нашим чиновникам, ровно потому, что много пьют и курят, имеют возможность покинуть помещение детского дома, а не потому, что в детских домах что-то не так с воспитательным процессом. Всерьез комментировать подобное сложно. 

Педагогическое сообщество в целом в ответе за сообщество обучающихся. И, нравится ли это учителям или нет, но более 50 % оценки того, справилось ли педагогическое сообщество в целом с воспитанием поколения детей в регионе, зависит от усилий органов управления образованием. Есть отдельные учителя, отдельные школы, а есть целая система образования. И вот омская система образования – не справилась и не справляется. 

Можно себе представить, до какого дна должна провалиться ситуация с региональным воспитательным процессом, чтобы случай в конкретной школе разруливал зампред областного правительства. В «добрые времена» места потеряли бы все по вертикали «ниже». А сейчас разводят «хайп», пишут, комментируют. Всерьез никто в ситуации разбираться не будет, потому что если разобраться всерьез – органы управления образованием придется разогнать и набрать заново. 

В заключение отмечу, что наводить порядок придется, вопрос времени. Скорее всего, дождемся волшебного пендаля федеральных властей – тогда омские чиновники и начнут шевелиться. А так – каждый учитель, родитель, ребенок выбирает свой индивидуальный путь с учетом того, что имеем. Родители ищут «хороших» учителей, дети, выпускаясь, уезжают отсюда в лучшие места, где не нужно писать в «фейсбуке» зампреду правительства о том, что с вашим ребенком в школе происходит что-то не то. В Москве, к примеру, с педагогическими кадрами проблем нет, чтобы трудоустроиться в школу, еще нужно поднапрячься. И не только в Москве.

Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.


Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!