Криптовалюты

Доллар - 79,72

Евро - 93,56

Тенге - 0,15

Интервью8629

Игорь Кожухов, начальник отдела перевозок департамента транспорта

Игорь Кожухов, начальник отдела перевозок департамента транспорта

«К весне 2016 года в Омске не должно остаться «ГАЗелей».

На минувшей неделе страницы омских интернет-изданий «взорвало» решение суда, который подвел итог затяжных «боев» между общественниками и прокуратурой – с одной стороны, и региональной энергетической комиссии – с другой. Камнем преткновения стал тариф на проезд в маршрутных такси, который истцы посчитали завышенным. Суд в итоге встал на их сторону, и если решение вступит в силу, проезд снова вернется к 18 рублям. Как это повлияет на транспорт муниципальный, что будет с частными перевозчиками и где взять денег на компенсацию тарифа, корреспондент «СуперОмска» узнавал у начальника отдела организации перевозок департамента транспорта Омска Игоря Кожухова.

- Какого-то принципиального решения не принято в администрации города – оставлять, понижать или повышать тариф на проезд в муниципальном транспорте?

Пока складывается так – есть решение суда. Региональная энергетическая комиссия подавать апелляцию не будет. На последнем заседании они неожиданно для всех встали и сказали, что согласны со всеми доводами прокуратуры, согласились, что приказ должен быть отменен. Я пока не знаю реакцию всех перевозчиков. Те, с которыми удалось пообщаться, пока «переваривают» эту ситуацию.

- Что произойдет, если решение суда не будет оспорено, вступит через месяц в силу и стоимость проезда в маршрутках вернется к 18 рублям?

Снижение стоимости проезда на первом этапе несет положительный социальный эффект. Но если проанализировать перспективу, то, возможно, это приведет к значительному ухудшению всего транспортного обслуживания в Омске. Приравняв стоимость проезда в маршрутных такси и муниципальном транспорте, мы теряем часть пассажиров последнего. Пусть это небольшая часть, пусть это примерно 10 процентов, по нашему опыту перехода с одного тарифа на другой. Даже в этом случае муниципальный транспорт станет меньше зарабатывать, автоматически увеличится себестоимость перевозки одного пассажира. А она сегодня утверждена РЭК в размере около 22 рублей, фактически же составляет около 24 рублей.

Та сумма, которая предусмотрена в бюджете, не покрывает разницу между тарифом и себестоимостью. Мы опасаемся, что приток пассажиров в «ГАЗели» усугубит ситуацию с нехваткой бюджетных денег. Это может привести если не к остановке транспорта, то к очень серьезным проблемам, и как-то нужно выходить из этой ситуации.

Согласно той политике, которую мы сегодня проводим, мы планировали, что в 2016 году у нас не должно остаться «ГАЗелей». Договоры, которые мы подписывали с предпринимателями, предусматривают замену «ГАЗелей» на автобусы средней либо большой вместимости. И постепенно эта замена начала происходить. Автобусы средней вместимости марки «Форд», «Ситроен», «Мерседес» и так далее приобретаются предпринимателями. К сожалению, более вместительные автобусы, которые мы хотели бы видеть, сегодня покупать экономически невыгодно.

Те две компании, которые серьезно зашли на рынок пассажирских перевозок в Омске – «Автосила55» и «Стэнли», которая работает на автобусах марки «ЛиАЗ», они сейчас не очень уверенно себя чувствуют. Я лично встречаюсь с руководителями этих компаний, общаюсь и понимаю, что они работают сегодня если не в убыток, то без прибыли. Свои убытки компенсируют за счет другой деятельности, занимаются строительством и другими проектами, полученную там прибыль вкладывают в автобусы в надежде на перспективу развития общественного транспорта. У меня есть опасения, как бы они не ушли с нашего рынка.

- Что будет, если вернуть 16-рублевый проезд в городском транспорте? Реально ли таким образом сохранить часть пассажиров?

Если мы начнем соревноваться таким методом, то частники могут тоже опустить и до 16, и до 14 рублей. Кто выдержит эту конкуренцию, это вопрос. На «ГАЗели» сегодня бизнес делать легче – она мало стоит, можно купить «бэушную» за 100 тысяч, запчасти можно на базаре купить и заменить. Заработать на большом автобусе очень сложно. Если платить все необходимые налоги, можно сказать, невозможно. К примеру, наши муниципальные предприятия перечисляют ежегодно налогов на сумму около 500 миллионов рублей.

Если мы не найдем в бюджете денег, необходимых для компенсации убытков муниципальных пассажирских предприятий, то будем двигаться к ликвидации муниципального транспорта и захвату рынка «ГАЗелями». Однозначно сказать – вот отменили 20-рублевый тариф для частников, и стало все хорошо – нельзя. Сегодня стало хорошо, а что будет через два года, через три?

Зачастую муниципальные пассажирские предприятия приходят к нам с предложением закрыть нерентабельные маршруты. А это социальные маршруты, куда ни один частник не хочет ехать, потому что они заведомо убыточные. Не пустить автобус в какие-то поселки, отдаленные городские территории – будет социальный взрыв. Мы туда едем и несем убытки, пытаясь перекрыть их за счет маршрутов на центральных магистралях, где можно что-то заработать.

- А если реализовать предложения областных властей, снизить стоимость проезда до 10 рублей, а остальное доплачивать перевозчикам в виде субсидий?

Предположим, тогда весь пассажир пойдет к нам. Пусть не 100 процентов, пусть даже 80 процентов. Но сегодня уже количество муниципального подвижного состава не позволяет перевезти такое количество пассажиров. Более 55% пассажиропотока приходится на частника. Резерв по вместимости на утренний час пик составляет, ну может быть, 20%, то есть остальные 35% не попадут на работу.

Арифметика простая – если бы могли забрать всех пассажиров у коммерческого перевозчика, то себестоимость была бы не 24 рубля, а 12 рублей, и не нужно было бы дотаций из бюджета. Но мы не перевезем этих пассажиров – за последние три-четыре года приобретен только 51 новый автобус и 10 троллейбусов. Списали за это же время по амортизации 250 единиц, то есть на 250 единиц у нас стало меньше. Раньше – в 2009, 2008, 2006-м приобретения были более существенные, в год по 50, по 100 автобусов.

Вряд ли в бюджетах будут найдены сейчас такие значительные средства. Один автобус стоит порядка 5-6 миллионов, троллейбус дороже, а трамвай порядка 15 миллионов. Мы не надеемся, что будут такие бюджетные поступления для пополнения муниципального парка, поэтому рассчитываем на частных перевозчиков. На муниципальном транспорте около 90% амортизационного срока выработано в среднем по всему подвижному составу.

- Какие существуют меры воздействия на нелегальных «газелистов»?

Урегулировать этот вопрос путем административных мер сегодня не удается. Отсутствует главным образом федеральный закон, который бы позволил ограничить количество машин. Пытаемся регулировать с помощью местных нормативных актов, проведением конкурсов, заключением договоров с администрацией города на перевозку по утвержденным маршрутам.

Ранее в Кодекс об административных правонарушениях Омской области были включены статьи, позволяющие вводить административные наказания для предпринимателей без договоров. Штрафы были приличные – от 30 до 50 тысяч для физических лиц, для юридических лиц и того выше. Повторные нарушения наказывались еще более существенно. Летом 2014 года перевозчики обратились в суд, и эти статьи были отменены. Сегодня у нас нет реальных рычагов, чтобы ограничить доступ перевозчиков на маршруты города Омска.

Несмотря на это, мы в последние годы очень серьезно продвинулись во взаимодействии с перевозчиками. До 2010 года у нас была, скажем так, политика недопущения на рынок, были серьезные ограничения. Существовали две маршрутных сети – одна муниципальная, вторая коммерческая, которая позволяла работать 1557 маршрутным такси. По факту это количество было больше в два раза.

Бороться с такой армией было сложно. Поэтому Олег Иванович Осинский, когда пришел в департамент, начал проводить другую политику. Собрал всех перевозчиков, определили, что всем вместе надо упорядочить ситуацию на рынке. Мы понимали, что в одночасье их с маршрутов не выгонишь, провели конкурс, заключили соглашение. Всем маршрутным такси, которые работали на тот момент в городе, дали возможность поработать еще три года с условием, что они окупят затраты и будут приобретать автобусы большой и средней вместимости. Эти результаты совместной работы в 2014 году налицо – жители видят, что появилось около тысячи новых, современных автобусов импортного производства средней вместимости.

Все двигалось маленькими шагами, но к намеченной цели перевозчики сами начали сокращать количество «ГАЗелей». Убрали все «ГАЗели» выпуска 2002-2003 года, планировали убирать 2004-2005 год, и весной 2016 года на маршрутах «ГАЗелей» не должно остаться. Вся эта кропотливая работа может быть сведена на нет сложившейся ситуацией. Опасаюсь, что часть перевозчиков уйдет в тень, перестанет платить налоги. Хотя сейчас они готовы на прозрачные и понятные системы налогообложения, например, приобретать патент и платить 5-7 тысяч за одно машиноместо. Ведь многие, которые раньше были нелегалами – они легализовались почти все, и способствуют, чтобы не открывались самовольно маршруты, им самим это невыгодно.

- Может быть, самим выдвигать законодательные инициативы на федеральном уровне, в том числе с помощью наших, омских, депутатов в Госдуме?

Согласен. Вы знаете, мы выдвигали, Шрейдер помогал. За подписью Виктора Филипповича уже направляли письмо в Правительство Российской Федерации, Министерство транспорта, чтобы приняли федеральный закон «О наземном пассажирском транспорте», который бы дал нам полномочия регулировать вопросы на местном уровне. Будь у нас в руках такой закон, все стало бы на свои места. Мы бы определили количество, марки подвижного состава, которые нужны для работы в городе, и тогда можно было бы выстроить экономику. В прошлом году ответы приходили, что в комитете Государственной думы по транспорту вопрос должен был рассматриваться в январе 2015 года, но по последней информации, отложили рассмотрение.

- Стоит ли пойти по пути разделения маршрутов, вместо одного длинного по 18 рублей сделать, например, два по 9 рублей?

Появляются проблемы с разворотными площадками, если прервать маршрут в центре города. Кроме того, горожане привыкли садиться на Московку и ехать в Нефтяники, а если «половинить» маршруты, придется пересаживаться, два раза платить, кому-то это не понравится. У нас есть опыт коротких маршрутов, а когда потом открывали длинные – пассажиропоток увеличивался. Более рентабельно, если идет сквозной маршрут. Так мы объединили «двадцатку», 45-й продлили, слили 82-й и 109-й, 61-й длинный открыли с Московки на Солнечный. Мы занимаемся маршрутной сетью, но это не решает тех проблем, которые возникают в свете экономических решений.

Последние два года объединяем предприятия, например № 7 и № 9, вот уже сейчас завершено практически объединение № 4 и № 1. Значительная часть инженерно-технических работников сокращена. Было два троллейбусных и одно трамвайное предприятия, сейчас единое управление с территориальными филиалами.

- Изучался ли опыт других городов, ведь наверняка Омск не единственный с подобными проблемами?

Недавно мы были в Новосибирске. Муниципального транспорта там немного, осталось два предприятия, которые выпускают в общей сложности 80 муниципальных автобусов. Остальные, а это чуть более 1000 автобусов, – частные, которые базируются на арендуемой территории бывших муниципальных предприятий. По стоимости – на автобусах 17 рублей, на маршрутках, в зависимости от протяженности, от 23 до 40 рублей.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории «Интервью»
Читать все новости Омска

Из тренерского штаба омского «Авангарда» неожиданно выбыл ключевой наставник

Сегодня 07:25

604

В центре Омска появится новое азиатское бистро

13 декабря 2025 18:30

2290

Опытному мировому судье отказали в карьере в районной инстанции

13 декабря 2025 15:51

3623

Coffee Anytime в Питере!

Coffee Anytime в Питере!

09 декабря 2025 08:00

7261

Горячие и сочные! UNI бургеры – новинка на АЗС «Юнигаз»

Горячие и сочные! UNI бургеры – новинка на АЗС «Юнигаз»

05 декабря 2025 12:26

11719

Александр Шлеменко высказался о планах на свои следующие бои

13 декабря 2025 14:15

2407

В Омской области на ремонт и содержание дорог дополнительно выделили порядка 365 млн рублей

13 декабря 2025 13:17

2394

В Минтруде РФ прокомментировали идею сокращения рабочего дня

13 декабря 2025 11:01

2584

Тактаров назвал своим кумиром легендарного омского самбиста Пушницу

13 декабря 2025 01:09

2716

Сенсационное перемирие: в Омске Шлеменко и Тактаров объявили об отсутствии конфликта

13 декабря 2025 00:19

3344

Неугомонные омские медведи все же успокоились

12 декабря 2025 21:02

3066

У омской пенсионерки похитили баснословную сумму денег

12 декабря 2025 20:28

3130

Омский детсад «Чебурашка» обязал поставщика убрать тонны угля

12 декабря 2025 20:03

2825

Омичам повысят плату за содержание жилья

12 декабря 2025 19:31

3335

Владимир Путин присвоил почетное звание омскому управленцу от энергетики

12 декабря 2025 13:37

3150

Озвучено «наказание» для омской судьи за дисциплинарный проступок

12 декабря 2025 12:43

3988

Октябрьскому райсуду Омска ищут нового зампредседателя

12 декабря 2025 09:46

3039

Губернатор Хоценко и мэр Шелест поздравили омичей с Днем Конституции РФ

12 декабря 2025 08:30

3212

В центре Омска установили первый из двух объектов к Хануке

11 декабря 2025 21:46

4174

Олег Шишов прокомментировал идею метротролла для Омска

11 декабря 2025 21:07

9029

В областном Минтрансе высказались об альтернативе метро в Омске

11 декабря 2025 19:10

4573

В Госдуме заявили о причинах отказа от омского законопроекта «вахтовиков»

В Госдуме заявили о причинах отказа от омского законопроекта «вахтовиков»

12 ноября 2025 11:42

33001

Ликвидация и затишье: что происходит с политическими партиями в Омске за год до выборов?

Ликвидация и затишье: что происходит с политическими партиями в Омске за год до выборов?

03 октября 2025 20:01

62007

Мэр Омска назвал имена педагогов-победителей трех конкурсов – список

11 декабря 2025 19:01

3978

Принято решение по министру региональной безопасности Омской области

11 декабря 2025 18:15

4341

Проект «Танцы без границ» представил инклюзивный хореографический спектакль «Каблучки, колеса, искры»

11 декабря 2025 18:00

3546

Руководство Омского горсовета подвело итоги 2025-го и наметило приоритеты 2026 года

11 декабря 2025 15:19

4104

Омский «Авангард» официально объявил о подписании Рафаэля Рише

11 декабря 2025 12:00

6116

Альтернативные платежи Сбера превысили 5 триллионов рублей в 2025 году

11 декабря 2025 10:50

3632

Золотов анонсировал появление нового дома в Советском округе Омска

10 декабря 2025 21:04

4869

В действиях двух омских судей выявили «признаки дисциплинарного проступка»

10 декабря 2025 20:06

6076

На заправках Омска стало дороже автомобильное топливо

10 декабря 2025 19:31

4975

Омский арбитраж потеряет еще одного судью

10 декабря 2025 19:01

4875

На площади Бухгольца в Омске вновь готовят каток вокруг «Державы»

10 декабря 2025 17:04

4321

В правительстве Омской области «объявилась» исчезнувшая чиновница

10 декабря 2025 16:00

5130

Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.


Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!

Главный омский облпрокурор Афанасьев принял девятое кадровое решение за год

Главный омский облпрокурор Афанасьев принял девятое кадровое решение за год

06 ноября 2025 15:48

30594

По трассам и в Омске включат 155 камер на скорость: список адресов

По трассам и в Омске включат 155 камер на скорость: список адресов

07 апреля 2025 19:47

190004