Криптовалюты

Доллар - 80,03

Евро - 94,25

Тенге - 0,15

Интервью8636

Игорь Кожухов, начальник отдела перевозок департамента транспорта

Игорь Кожухов, начальник отдела перевозок департамента транспорта

«К весне 2016 года в Омске не должно остаться «ГАЗелей».

На минувшей неделе страницы омских интернет-изданий «взорвало» решение суда, который подвел итог затяжных «боев» между общественниками и прокуратурой – с одной стороны, и региональной энергетической комиссии – с другой. Камнем преткновения стал тариф на проезд в маршрутных такси, который истцы посчитали завышенным. Суд в итоге встал на их сторону, и если решение вступит в силу, проезд снова вернется к 18 рублям. Как это повлияет на транспорт муниципальный, что будет с частными перевозчиками и где взять денег на компенсацию тарифа, корреспондент «СуперОмска» узнавал у начальника отдела организации перевозок департамента транспорта Омска Игоря Кожухова.

- Какого-то принципиального решения не принято в администрации города – оставлять, понижать или повышать тариф на проезд в муниципальном транспорте?

Пока складывается так – есть решение суда. Региональная энергетическая комиссия подавать апелляцию не будет. На последнем заседании они неожиданно для всех встали и сказали, что согласны со всеми доводами прокуратуры, согласились, что приказ должен быть отменен. Я пока не знаю реакцию всех перевозчиков. Те, с которыми удалось пообщаться, пока «переваривают» эту ситуацию.

- Что произойдет, если решение суда не будет оспорено, вступит через месяц в силу и стоимость проезда в маршрутках вернется к 18 рублям?

Снижение стоимости проезда на первом этапе несет положительный социальный эффект. Но если проанализировать перспективу, то, возможно, это приведет к значительному ухудшению всего транспортного обслуживания в Омске. Приравняв стоимость проезда в маршрутных такси и муниципальном транспорте, мы теряем часть пассажиров последнего. Пусть это небольшая часть, пусть это примерно 10 процентов, по нашему опыту перехода с одного тарифа на другой. Даже в этом случае муниципальный транспорт станет меньше зарабатывать, автоматически увеличится себестоимость перевозки одного пассажира. А она сегодня утверждена РЭК в размере около 22 рублей, фактически же составляет около 24 рублей.

Та сумма, которая предусмотрена в бюджете, не покрывает разницу между тарифом и себестоимостью. Мы опасаемся, что приток пассажиров в «ГАЗели» усугубит ситуацию с нехваткой бюджетных денег. Это может привести если не к остановке транспорта, то к очень серьезным проблемам, и как-то нужно выходить из этой ситуации.

Согласно той политике, которую мы сегодня проводим, мы планировали, что в 2016 году у нас не должно остаться «ГАЗелей». Договоры, которые мы подписывали с предпринимателями, предусматривают замену «ГАЗелей» на автобусы средней либо большой вместимости. И постепенно эта замена начала происходить. Автобусы средней вместимости марки «Форд», «Ситроен», «Мерседес» и так далее приобретаются предпринимателями. К сожалению, более вместительные автобусы, которые мы хотели бы видеть, сегодня покупать экономически невыгодно.

Те две компании, которые серьезно зашли на рынок пассажирских перевозок в Омске – «Автосила55» и «Стэнли», которая работает на автобусах марки «ЛиАЗ», они сейчас не очень уверенно себя чувствуют. Я лично встречаюсь с руководителями этих компаний, общаюсь и понимаю, что они работают сегодня если не в убыток, то без прибыли. Свои убытки компенсируют за счет другой деятельности, занимаются строительством и другими проектами, полученную там прибыль вкладывают в автобусы в надежде на перспективу развития общественного транспорта. У меня есть опасения, как бы они не ушли с нашего рынка.

- Что будет, если вернуть 16-рублевый проезд в городском транспорте? Реально ли таким образом сохранить часть пассажиров?

Если мы начнем соревноваться таким методом, то частники могут тоже опустить и до 16, и до 14 рублей. Кто выдержит эту конкуренцию, это вопрос. На «ГАЗели» сегодня бизнес делать легче – она мало стоит, можно купить «бэушную» за 100 тысяч, запчасти можно на базаре купить и заменить. Заработать на большом автобусе очень сложно. Если платить все необходимые налоги, можно сказать, невозможно. К примеру, наши муниципальные предприятия перечисляют ежегодно налогов на сумму около 500 миллионов рублей.

Если мы не найдем в бюджете денег, необходимых для компенсации убытков муниципальных пассажирских предприятий, то будем двигаться к ликвидации муниципального транспорта и захвату рынка «ГАЗелями». Однозначно сказать – вот отменили 20-рублевый тариф для частников, и стало все хорошо – нельзя. Сегодня стало хорошо, а что будет через два года, через три?

Зачастую муниципальные пассажирские предприятия приходят к нам с предложением закрыть нерентабельные маршруты. А это социальные маршруты, куда ни один частник не хочет ехать, потому что они заведомо убыточные. Не пустить автобус в какие-то поселки, отдаленные городские территории – будет социальный взрыв. Мы туда едем и несем убытки, пытаясь перекрыть их за счет маршрутов на центральных магистралях, где можно что-то заработать.

- А если реализовать предложения областных властей, снизить стоимость проезда до 10 рублей, а остальное доплачивать перевозчикам в виде субсидий?

Предположим, тогда весь пассажир пойдет к нам. Пусть не 100 процентов, пусть даже 80 процентов. Но сегодня уже количество муниципального подвижного состава не позволяет перевезти такое количество пассажиров. Более 55% пассажиропотока приходится на частника. Резерв по вместимости на утренний час пик составляет, ну может быть, 20%, то есть остальные 35% не попадут на работу.

Арифметика простая – если бы могли забрать всех пассажиров у коммерческого перевозчика, то себестоимость была бы не 24 рубля, а 12 рублей, и не нужно было бы дотаций из бюджета. Но мы не перевезем этих пассажиров – за последние три-четыре года приобретен только 51 новый автобус и 10 троллейбусов. Списали за это же время по амортизации 250 единиц, то есть на 250 единиц у нас стало меньше. Раньше – в 2009, 2008, 2006-м приобретения были более существенные, в год по 50, по 100 автобусов.

Вряд ли в бюджетах будут найдены сейчас такие значительные средства. Один автобус стоит порядка 5-6 миллионов, троллейбус дороже, а трамвай порядка 15 миллионов. Мы не надеемся, что будут такие бюджетные поступления для пополнения муниципального парка, поэтому рассчитываем на частных перевозчиков. На муниципальном транспорте около 90% амортизационного срока выработано в среднем по всему подвижному составу.

- Какие существуют меры воздействия на нелегальных «газелистов»?

Урегулировать этот вопрос путем административных мер сегодня не удается. Отсутствует главным образом федеральный закон, который бы позволил ограничить количество машин. Пытаемся регулировать с помощью местных нормативных актов, проведением конкурсов, заключением договоров с администрацией города на перевозку по утвержденным маршрутам.

Ранее в Кодекс об административных правонарушениях Омской области были включены статьи, позволяющие вводить административные наказания для предпринимателей без договоров. Штрафы были приличные – от 30 до 50 тысяч для физических лиц, для юридических лиц и того выше. Повторные нарушения наказывались еще более существенно. Летом 2014 года перевозчики обратились в суд, и эти статьи были отменены. Сегодня у нас нет реальных рычагов, чтобы ограничить доступ перевозчиков на маршруты города Омска.

Несмотря на это, мы в последние годы очень серьезно продвинулись во взаимодействии с перевозчиками. До 2010 года у нас была, скажем так, политика недопущения на рынок, были серьезные ограничения. Существовали две маршрутных сети – одна муниципальная, вторая коммерческая, которая позволяла работать 1557 маршрутным такси. По факту это количество было больше в два раза.

Бороться с такой армией было сложно. Поэтому Олег Иванович Осинский, когда пришел в департамент, начал проводить другую политику. Собрал всех перевозчиков, определили, что всем вместе надо упорядочить ситуацию на рынке. Мы понимали, что в одночасье их с маршрутов не выгонишь, провели конкурс, заключили соглашение. Всем маршрутным такси, которые работали на тот момент в городе, дали возможность поработать еще три года с условием, что они окупят затраты и будут приобретать автобусы большой и средней вместимости. Эти результаты совместной работы в 2014 году налицо – жители видят, что появилось около тысячи новых, современных автобусов импортного производства средней вместимости.

Все двигалось маленькими шагами, но к намеченной цели перевозчики сами начали сокращать количество «ГАЗелей». Убрали все «ГАЗели» выпуска 2002-2003 года, планировали убирать 2004-2005 год, и весной 2016 года на маршрутах «ГАЗелей» не должно остаться. Вся эта кропотливая работа может быть сведена на нет сложившейся ситуацией. Опасаюсь, что часть перевозчиков уйдет в тень, перестанет платить налоги. Хотя сейчас они готовы на прозрачные и понятные системы налогообложения, например, приобретать патент и платить 5-7 тысяч за одно машиноместо. Ведь многие, которые раньше были нелегалами – они легализовались почти все, и способствуют, чтобы не открывались самовольно маршруты, им самим это невыгодно.

- Может быть, самим выдвигать законодательные инициативы на федеральном уровне, в том числе с помощью наших, омских, депутатов в Госдуме?

Согласен. Вы знаете, мы выдвигали, Шрейдер помогал. За подписью Виктора Филипповича уже направляли письмо в Правительство Российской Федерации, Министерство транспорта, чтобы приняли федеральный закон «О наземном пассажирском транспорте», который бы дал нам полномочия регулировать вопросы на местном уровне. Будь у нас в руках такой закон, все стало бы на свои места. Мы бы определили количество, марки подвижного состава, которые нужны для работы в городе, и тогда можно было бы выстроить экономику. В прошлом году ответы приходили, что в комитете Государственной думы по транспорту вопрос должен был рассматриваться в январе 2015 года, но по последней информации, отложили рассмотрение.

- Стоит ли пойти по пути разделения маршрутов, вместо одного длинного по 18 рублей сделать, например, два по 9 рублей?

Появляются проблемы с разворотными площадками, если прервать маршрут в центре города. Кроме того, горожане привыкли садиться на Московку и ехать в Нефтяники, а если «половинить» маршруты, придется пересаживаться, два раза платить, кому-то это не понравится. У нас есть опыт коротких маршрутов, а когда потом открывали длинные – пассажиропоток увеличивался. Более рентабельно, если идет сквозной маршрут. Так мы объединили «двадцатку», 45-й продлили, слили 82-й и 109-й, 61-й длинный открыли с Московки на Солнечный. Мы занимаемся маршрутной сетью, но это не решает тех проблем, которые возникают в свете экономических решений.

Последние два года объединяем предприятия, например № 7 и № 9, вот уже сейчас завершено практически объединение № 4 и № 1. Значительная часть инженерно-технических работников сокращена. Было два троллейбусных и одно трамвайное предприятия, сейчас единое управление с территориальными филиалами.

- Изучался ли опыт других городов, ведь наверняка Омск не единственный с подобными проблемами?

Недавно мы были в Новосибирске. Муниципального транспорта там немного, осталось два предприятия, которые выпускают в общей сложности 80 муниципальных автобусов. Остальные, а это чуть более 1000 автобусов, – частные, которые базируются на арендуемой территории бывших муниципальных предприятий. По стоимости – на автобусах 17 рублей, на маршрутках, в зависимости от протяженности, от 23 до 40 рублей.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории «Интервью»
Читать все последние новости Омска

Еще на трех улицах Омска появится освещение

Сегодня 20:18

69

Мэр Омска Шелест прокомментировал итоги прямой линии с президентом России Путиным

Сегодня 20:09

79

Омский губернатор Хоценко отметил главные темы прямой линии с президентом России Путиным

Сегодня 19:49

117

Coffee Anytime в Питере!

Coffee Anytime в Питере!

09 декабря 2025 08:00

11225

В Омске разобрали дом после капремонта крыши за 2,8 миллиона рублей

В Омске разобрали дом после капремонта крыши за 2,8 миллиона рублей

15 декабря 2025 21:09

10021

Ресоциализация в действии: как питаются в омской ИК-7

Сегодня 19:10

162

Ключевую ставку снизили

Сегодня 19:00

202

В Омске прошли торжественная линейка и презентация музейного пространства школы

Сегодня 18:00

212

Названы победители конкурса Омского района «Педагог года – 2025»

Сегодня 17:37

393

Стали известны главные вопросы жителей Омской области Путину

Сегодня 16:41

586

Новая версия приложения «СберИнвестиции» для Android позволит эффективнее управлять своим портфелем

Сегодня 15:40

394

Путин сообщил актуальное положение дел на фронте в зоне СВО

Сегодня 15:27

426

АО «Транснефть – Западная Сибирь» поддерживает эксплуатационную надежность производственной инфраструктуры

Сегодня 15:01

480

«МегаФон» дарит омичам три дня бесплатного интернета на новогодние праздники

Сегодня 12:02

594

Хоценко посетил молодежное пространство и обновленный кадровый центр в селе Знаменское Омской области

Сегодня 09:14

833

Омский «Авангард» всухую обыграл «Нефтехимик» в Нижнекамске

Сегодня 00:18

1332

Когда в Омске утвердят тарифы на отопление, электричество и воду?

Вчера 21:06

3507

Главу омского УФСБ Шишкоедова повысили в звании

Вчера 20:01

1849

До четверти миллиона омичей работают за пределами региона

Вчера 19:01

1673

«Подвиг героев в сердцах поколений»: омичи чтят память защитников Родины

Вчера 18:00

1657

Мобильная связь пришла в самый северный поселок России

Вчера 16:55

1702

Муниципальная реформа: как в Омской области формируются новые администрации районов

Муниципальная реформа: как в Омской области формируются новые администрации районов

17 декабря 2025 19:01

2693

Ликвидация и затишье: что происходит с политическими партиями в Омске за год до выборов?

Ликвидация и затишье: что происходит с политическими партиями в Омске за год до выборов?

03 октября 2025 20:01

66624

Губернатор Хоценко дал старт подаче сетевого газа в северных районах Омской области

Вчера 16:28

1792

Областные депутаты приняли бюджет региона на три года

Вчера 13:25

1962

Виталий Хоценко обсудил с руководством компании «Напитки вместе» развитие отрасли в Омске

Вчера 13:05

1982

Губернатор Хоценко сообщил о принятии бюджета региона на 2026 год с сохранением всех социальных обязательств

Вчера 12:21

2022

Мэр Омска Шелест анонсировал запуск спецпроекта «Новый год – 2026»

Вчера 10:17

2019

Омский холостой лемур в отсутствие невест прыгает, ест и пристает к соседям

17 декабря 2025 21:04

2350

Перевозка пассажиров в автобусах Омска может подорожать до 65 рублей

17 декабря 2025 20:42

2491

«Кормильцам» пассажиров и работников омских ж/д станций присудили штраф за просрочку

17 декабря 2025 20:10

2476

РЭК снизила тариф на воду в Омской области

17 декабря 2025 19:16

2482

Муниципальная реформа: как в Омской области формируются новые администрации районов

17 декабря 2025 19:01

2693

Одобрен проект дома на Левом берегу Омска

17 декабря 2025 18:18

2712

В Омской области начали формировать новые составы избирательных комиссий

17 декабря 2025 16:06

2769

Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.


Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!

Главный омский облпрокурор Афанасьев принял девятое кадровое решение за год

Главный омский облпрокурор Афанасьев принял девятое кадровое решение за год

06 ноября 2025 15:48

34559

По трассам и в Омске включат 155 камер на скорость: список адресов

По трассам и в Омске включат 155 камер на скорость: список адресов

07 апреля 2025 19:47

193952