Доллар - 59,46

Евро - 69,81

Тенге - 0,17

Пробки - 6 баллов

14:00, 10 октября 2014Тайны мастерства/СуперОмск3604

Тайны мастерства: этническая музыка от группы Spieleband

Тайны мастерства: этническая музыка от группы Spieleband

Александр Румянцев

Прошедшие от Индии до Чехии в поисках «своей» музыки ребята из группы Spieleband – Антон Панькин, Сергей Компаниец и Александр Юрков – рассказали «СуперОмску», как рождается этнофолк, какие инструменты для этого нужны и почему стоит перебороть систему. Подробности – в репортаже Ирины Чернышевой.

С места событий

Воскресенье, обед, осень. Получилось не очень благоприятное сочетание, так как воскресный день далеко не балует теплом или солнцем. Ветер, холод, пытаюсь держать хорошее настроение при себе живым и здоровым. Иду на репетицию омской группы «Шпильбенд», у них много поклонников, а у меня к ним много вопросов. Мне интересно знать, чем живут эти ребята, их музыка лично меня заворожила.

Дохожу до маленького деревянного домика во дворах недалеко от остановки «1000 мелочей». Многие омичи знакомы с подвальчиком этого здания – там раньше располагался магазин канцтоваров по оптовым ценам, все мои школьные тетрадки были именно оттуда. Я даже не помню, когда именно этот магазинчик перестал существовать. Сейчас возле входа меня встречают фотограф Александр и музыканты. Мы знакомимся и спускаемся в подвал. После невзрачного предбанника дверь открывается, и я попадаю в совершенно потрясающую атмосферу.

Здесь тепло, максимально уютно, горящая ароматическая палочка тлеет на низком столике. Ребята спокойно проходят, раздеваются, переговариваются друг с другом, я же медленно снимаю пальто, разглядывая обстановку. Маленькое помещение оставляет место воображению.

Я прошу ребят просто начинать репетицию, мне нужно вникнуть в их музыку. Уютно устраиваюсь на диванчике, ставлю свою неуместную для интерьера красную лаковую сумку рядом на пол, фотограф достает технику. Тем временем ребята начинают играть. «Вникать» в музыку – это оказалось не то, в нее просто падаешь.

После каждой «пробы» парни обсуждают партии друг друга, советуются, решают, предлагают. Спокойно и серьезно. Потом принимаются за игру снова. Я наблюдаю за ними, у них такие разные выражения лиц: визуально очень суровый и сосредоточенный Антон. Сергей чаще всего играет с закрытыми глазами. А Саша, самый молодой участник группы, улыбается и бесшумно смеется, глядя на партнеров.

Понаслаждавшись полчаса, мне пришлось прервать репетицию, чтобы начать беседу. Ребята сыграли последнюю композицию, обсудили ее и отложили инструменты. Антон и Сережа присели на диван рядом со мной, а Александр продолжил бродить по комнате.

Я: А ты к нам присоединишься?

Александр: Я всегда в движении. Мне сложно сидеть.

Когда воцарилась тишина, мне стало немного не по себе. Хотелось какого-то продолжения.

Я: Вы, когда тут просто отдыхаете, какую-нибудь музыку включаете?

Ребята на меня посмотрели слегка с удивлением, я почувствовала, что сморозила какую-то невероятную глупость.

«Мы тут не отдыхаем».

Я: Ну, просто посидеть за чаем после репетиции? (не отстаю)

Антон: Такое было? (спрашивает у остальных) Не было. Приходим, репетируем и уходим. Дело в том, что здесь располагается школа, Александр Юрков – ее руководитель (показывает на Сашу), это его пространство. Саша только с недавнего времени участник нашего коллектива. Как радушный хозяин он пускает нас в укромное местечко.

Вот этого я не знала, оборачиваюсь к Саше, прошу рассказать про свою школу пару слов.

Александр: Все просто. Люди говорят: «Саша, я хочу играть на этнических барабанах». Я говорю: «На каком этническом барабане ты хочешь играть?». И вот мы учимся.

Антон: Саша ведет групповые и индивидуальные занятия. Вот эти барабаны – он их ставит в круг, люди садятся, разучивают сначала простые ритмы. А потом они играют вместе. Что привлекает людей сюда? То, что игра ансамблевая. Все играют вместе, причем играют слегка разные партии, а порой и совсем разные. И на этом строится взаимодействие, как будто люди разговаривают посредством барабанов. К нему ходят люди, которые уже порядка года этим занимаются, кто-то больше. Это традиционный стиль африканской игры, Саша, это западная Африка?

Саша отвечает откуда-то издалека, он снова чем-то занят.

Александр: Да, да, там сейчас Эбола вирус, все умирают.

Антон: Это Гвинея. Саша – самый молодой, всегда в движении и играет громко и много, но ему простительно, потому что он молодой.

Сергей: Раньше мы тоже играли громко и много.

Антон: Но мы растем, и музыка растет вместе с нами. Растет, когда мы дома и когда мы в пути.

Я: Конкретно сегодня к каким концертам вы готовитесь?

Антон: 26 октября в ДК имени Красной Гвардии состоится традиционный третий фестиваль этнический музыки: «Огни Самайна». Это событие мы посвящаем одному из праздников кельтского календаря, он символизирует начало года, когда природа уходит на покой. Это начало перехода от действий к раздумьям, к планированию, к обучению. Мы собираем друзей, чтобы вместе перейти в это новое время. Лето нас балует солнцем, урожаем, а зимой мы эти ресурсы тратим. А чтобы их тратить, нужно ими напитаться, запастись. И речь не только о пище или финансах, но и эмоциях.  

Я: Что будете исполнять на этом концерте? Готовите новинки?

Антон: Да, больше новые, чем старые композиции. У нас есть древний материал, старый материал и новый материал. Древний материал мы практически не играем, потому что мы исполняли его на других инструментах. Из старого материала играем полюбившиеся композиции.

Я: Ты, кстати, ранее оговорился, что вы недавно вернулись из европейского путешествия. Где вы были?

Антон: Мы были в Чехии, проехали ее всю вдоль и поперек. Собирали материал. Мы стараемся пару раз в год отправляться в путешествие и в формате экспедиции собирать материал.

Я: Как это происходит? Сбор материала?

Антон: Есть страна, в ней есть люди, они играют музыку. Все просто – мы просто едем туда, где эти люди, как мы чувствуем, есть. Непонятно, где они нам встретятся, возможно, в какой-то глубинке, а быть может на городской площади. И мы встречаем двух девчонок со скрипками, и говорим: «Дайте нам традиционную песню». Они дают нам песню, мы ее поем, готовим. Мы работаем с традиционным материалом, но в нашем репертуаре есть и авторские композиции, по большей части инструментал. Кстати, то, что мы делали в начале работы группы, – это именно наши композиции. Хотя, конечно, они имеют традиционный оттенок, потому что мы играли их на традиционных инструментах и впитали в себя музыкальную культуру этих стран, в частности Ирландии, Скандинавии, Африки, Востока. Но, с другой стороны, они именно наши и они современны. Традиционный материал в нашем воспроизведении порой изменяется до неузнаваемости. Конечно, корень не убрать, но мы очень пропускаем музыку через себя, и получается абсолютная разница с оригиналом.  

Я: Что ты пел на последней композиции, перед тем как я вас отвлекла?

Антон: Песня на урду, это священный текст. Песня о Боге, называется «Если ты чувствуешь связь». Эта песня о человеке, который ходит по улицам, просит милостыню и говорит: «У меня жизнь тяжелая, мне больно и плохо. Человек святой, от всего отказался и жизнь моя плоха». Но «Если у тебя есть связь с богом, то почему она не делает тебя сильнее? Ты – святой человек, тебя Создатель поддерживает. Положись на него и будь сильным, а если нет, то»… иди работай.

Антон шутливо закончил рассказ о композиции и внезапно перешел на Омск.

Антон: Здесь мы создаем свою этносреду, этнопространство. Сергей учит играть на варганах, ведет йогу, я веду медитацию, учу петь, Саша ведет школу барабанов. И мы стараемся делать опорные точки, фестивали, на них играем, собираем друзей.

Я: Ребят, вы словно дышите одинаково. Как вы друг друга нашли?

Антон: С Серегой мы познакомились в магазине. Я пришел с волынкой, давай дудеть, а он давай играть в ответ (смеется). На этой теме сошлись. А потом наш барабанщик Юра остался в Питере, а вот Александр – его ученик и преемник школы. Мы сыгрались немножко. Сейчас ищем людей, хотим расширить состав до 4-5 человек. На сегодняшний день ищем шпильмана. Нам нужен именно наш человек, чтобы мы были на общей волне. Он должен расти, держаться корней и стремиться к свету. Этот человек должен расставить приоритеты и обладать какой-то степенью свободы и независимостью от системы. Если нам нужно будет поехать, он соберется и поедет. А не будет с 9:00 до 17:00 ходить на работу.

Я: Людей, которые ходят с 9:00 до 17:00 на работу, случайно не осуждаете?

Антон: Это их выбор, как их можно осуждать, некоторым нравится. Просто это не наш вариант.

Я рассказываю ребятам свои наблюдения про то, с каким выражениям лица играет каждый из них: Саша улыбается, Сергей закрывает глаз, Антон сосредоточен. Сразу откликнулся Сережа, они даже поменялись местами с Антоном, чтобы Сергею было удобней отвечать.

Сергей: Концентрация нужна в любом случае, я тоже сосредоточен.

Я: У тебя лицо очень спокойное, умиротворенное.

Сергей: я стараюсь быть спокойным. Музыка – это как йога, ты полностью расслабляешься, полностью отдаешься. Я слышу то, что играет Саша, то, что играет Антоша, потом воспринимаю все это вместе и добавляю свое звучание. Только в этом случае может получиться музыка.

Антон: Мы к этому стремимся. Можно хорошо играть, но взаимодействие – это несколько иное. Мы учимся видеть и чувствовать. Предназначение музыки – настраиваться друг на друга, сонастраивать людей. Когда мы исполняем свои композиции, мы делаем это не ради музыки, а ради той связи и того пространства, которое возникает.

Сергей: Самое ценное после концерта, когда к тебе подходят и говорят: «Я услышал, спасибо…» и это самый лучший комментарий. Не  когда говорит: «Ой, как интересно!», а когда человека действительно затронуло. Потому что музыка должна доносить до слушателя какое-то состояние, чувство, эмоцию. Если музыка этого не делает, а является просто набором нот, то какой смысл?

Антон: У музыки есть социальный контекст. Если песня исполняется, когда тебе грустно – она тебя разбирает и собирает, если тебе радостно – она помогает поделиться радостью. Она работает с чувством внутри тебя – раскрывает его, направляет и трансформирует. Музыка помогает тебе жить, расти, но если она этого не делает, если она тебя отвлекает от этого, то ее предназначение теряется. Она становится пустой. И вот то, что мы видим по телевизору, слушаем по радио, – это как раз и есть та потерянная музыка.

Я: Часто импровизируете? 

Антон: Все зависит от того, в каком мы пространстве. Если это концерт, зал, то мы играем так, как договорились, потому что должны исполнить программу чисто, ровно и профессионально. А если мы пришли в какую-то компанию, просто так выпить чай, то, конечно, зачем рамки?

Сергей: Порой нас просят поиграть на каком-то мероприятии импровизационную музыку, для танца или для создания атмосферы. Мы это делаем, и нам это нравится. Импровизация помогает сонастроиться друг на друга. Это все равно что прочитать мысли другого человека, без слов продолжить его фразу.

Антон: Если мы играем вне формы, порой наступает момент, какой-то отрезок – и мы играем невероятно плотно друг к другу, буквально связывая кончики фраз. Однако такой момент длится около минуты, и все снова возвращается на круги своя. Бывают моменты, когда музыка начинает сама играть. Ценно в музыке – когда ты уходишь с позиции исполнителя, творца, а становишься проводником. В этот момент ты понимаешь, что это сделано не тобой и даже не в тебе, а сквозь тебя. Всегда можно четко отличить – это композиция твоего ума из готовых паттернов, блоков, кирпичей, либо это то, что  родилось во взаимодействии. Именно тогда ты можешь прикоснуться к ритму вселенной, к создателю, и это он говорит через тебя.

Я: Ребят, расскажите мне про свои инструменты.

Антон: Продольная флейта, традиционная ирландская, называется вистл. Для нее существует очень сложная техника, я ее изучал через различные источники, книги, мастер-классы и играл традиционную музыку. Почему флейта? На самом деле я волынщик, у меня есть волынка. Я играл на ней, а потом музыка начала меняться, и этот инструмент уже не подходит для новой музыки, слишком громкий. Параллельно осваивал вистл. Но придет время, и я вернусь к волынке.

Сергей: Я играю на мандоле. По сути, то же самое, что мандолина, только звучит на октаву ниже. И потом, мандолина маленькая, а мандола – побольше. Этот европейский инструмент произошел от лютней. Я заканчивал колледж культуры, по классу электрогитары, но мне всегда нравилась этническая музыка, тянуло к корням.

Изначально у меня была электрогитара, я играл рок в другом коллективе, мы тоже ездили по городам, давали концерты. Потом я нашел Spieleband, мне понравилось, я начал изучать северные традиции, ирландскую, традиционную, восточную, индийскую музыку. Я пробовал многие инструменты, но мандола… она мне отзывается.

Я: Саша, твоя очередь.

Александр: Я тут! Я тебе буду их даже приносить и показывать.

Антон с Сергеем поднялись с диванчика, и Саша начал мне показывать свои богатства. Надо признаться, я видела такие вещи первый раз в жизни.

Александр: Самый первый инструмент, с чего началось мое знакомство с этнической перкуссией – это барабан джембе. Не джамбо! Джамбо – это ушастый слоненок. Инструмент западноафриканский. Изготавливается он из цельного куска дерева, проще говоря, берется пень и отсекается от него все лишнее. А на мембрану надевается кожа козы или антилопы.

Следующий инструмент оказался меньше предыдущих, по форме напоминает джембе.

Александр: Это дарбука. Современный вариант исполнения дарбуки – из алюминия, а сверху кожзам и пластиковая мембрана. Техника игры на всех этих инструментах разная, звук извлекается разными движениями. Пожалуй, самый простой инструмент по звукоизвлечению – это джембе.

Саша отложил дарбуку и принес следующий инструмент.

Александр: Кахон. Был как-то интересный случай, когда про меня сказали: «У вас парень в команде так здорово на табуретке играет». Чем хорош кахон – в какой-то степени он может заменить целую барабанную установку.

Александр:  Есть еще бубен – недавнее приобретение. Обычно, когда я говорю «бубен» – первое, что спрашивают: «Шаманский?». Действительно, изначально, по его происхождению – это инструмент ритуальный, шаманов и целителей, архаичных ребят, которые совсем иначе ощущают мир, нежели мы. И они активно долбят в эту штуку, и, наверно, что-то к ним приходит, что-то свершается. Я не примешиваю к этому какую либо эзотерику, для меня это в первую очередь музыкальный инструмент. Так сложилось, что из него можно извлечь очень хороший звук, который в коллективе при сольной игре очень хорошо себя проявляет.

С начала нашей встречи я запомнила, что Саша говорил ребятам про шейкеры, которые он недавно сделал. Оказалось, музыкант сотворил инструменты из обычных тубусов чипсов «Принглс».

Александр: Шейкеры – самая простая форма. Просто засыпается какая-нибудь крупа, чем она легче, тем мягче звук. Можно засыпать очень меленький песочек, и звук будет шуршащий, спокойный.

Шейкеры переплетены разноцветными ленточками – очень красиво, на мой взгляд.

Александр: Когда ребята садятся в медитацию, мне нужно что-то сделать, и я оплетаю шейкеры ленточками. Видишь: мне нужно обязательно что-то делать, я не могу оставаться без движения.

Я: Как ты выбираешь, на чем сейчас играть, это же невероятное разнообразие?  

Инструментов постоянно хочется больше. По мере того как происходит профессиональный рост меня как музыканта при игре в коллективе, хочется больше и больше. А вот на фестивали, концерты я езжу с одним джембе, таскать всю эту «кухню» с собой не представляется возможным.

Мы заканчиваем диалог, и ребята начинают собираться. Они отыграли свое положенное время, половину заняла я. Надевая пальто, я снова окидываю взглядом комнату. На столике остаются три кружки с чаем. Стереотип «все музыканты – наркоманы и алкоголики» исчерпан донельзя. Делюсь мыслью с Антоном.

Антон: Да, мы не пьем. Это связано с нашими ценностями. Мы, наверно, прошли этот этап, который в юные годы был у всех. Сегодня мы замороченные на развитии, духовности, здоровом образе жизни. Потому что нездоровый образ жизни мешает. Если тело грязное, то оно начинает рулить, а не твой дух.

Мы выходим на улицу, как же тут холодно по сравнению с уютом в подвальчике. Ежась в пальто, прощаюсь с ребятами. Парни договариваются с фотографом насчет снимков. Машем друг другу руками и расходимся: Антон на велосипеде, Сергей рядом с ним, Саша возвращается обратно к своим барабанам, а мы не спеша уходим со двора.

Игорь Кельм, координатор движения «За жизнь» по Сибири

Игорь Кельм, координатор движения «За жизнь» по Сибири

«Мы вырождаемся. Попытка решить проблему за счет мигрантов является ложным ходом»

Михаил Машкарин, политолог

Михаил Машкарин, политолог

«Готовь или не готовь сюрпризы, у КПРФ голосов – кот наплакал. Ничего они не смогут сделать.»

Юлия Никифорова, старший следователь

Юлия Никифорова, старший следователь

«Было заметно, что он хотел выглядеть более элегантно, чем обычно»

Фролов будет помогать Фадиной в управлении Омском

Сегодня 17:15

187

В Омске каждый желающий сможет увидеть документы из архива ФСБ

Сегодня 17:08

171

Вице-спикер Тетянников рассказал о мотивах избрания Фадиной мэром

Сегодня 16:32

228

А что бы было, если бы… Нешуточные страсти на мексиканском курорте показал Лицейский театр

А что бы было, если бы… Нешуточные страсти на мексиканском курорте показал Лицейский театр

03 ноября 2017 09:00

1009

Андрей Ткачук: «Сегодня мы дали определенный аванс Оксане Фадиной»

Сегодня 16:25

275

Стрельцов высказался о назначении вице-мэром Омска

Сегодня 16:00

465

Корбут подвел итоги знакового заседания горсовета

Сегодня 15:36

187

Как это было: выборы мэра Омска (ФОТОРЕПОРТАЖ)

Сегодня 15:32

426

Шрейдер прокомментировал избрание нового мэра Омска

Сегодня 15:00

1221

Омские депутаты будут вместе с новым мэром бороться против черного юмора

Сегодня 14:40

315

Скончался оперный певец Дмитрий Хворостовский

Сегодня 14:30

305

В Воскресенском соборе откроется выставка из картин и находок при строительстве храма

Сегодня 14:15

153

Депутат Астафьев остался доволен мэрской программой Фадиной

Сегодня 14:08

222

Диванные аналитики ищут Новоселову замену

Сегодня 14:00

620

В Омске разрешили пересаживаться в автобусах за 45 минут

Сегодня 13:39

287

Родители учеников омской гимназии № 75 опровергли идею разделения детей на сдающих и не сдающих деньги

Сегодня 13:34

345

Вслед за новой маршрутной сетью омский транспорт переведут на оплату по безналу

Сегодня 13:29

364

Бюджет Омска на 2018 год принят в первом чтении

Сегодня 13:00

189

Проектный офис на Гагарина. Кого заберет Фадина в мэрию Омска

Сегодня 13:00

917

Ехать или не ехать: А вы знаете, что происходит внутри омской маршрутки?

05 ноября 2017 10:05

6133

Вице-мэр Парыгина пожаловалась на маленькую зарплату омских чиновников

Вице-мэр Парыгина пожаловалась на маленькую зарплату омских чиновников

10 ноября 2017 19:30

18320