Криптовалюты

Доллар - 79,43

Евро - 93,80

Тенге - 0,15

20 лет омскому горсовету8378

Омские маршрутки: 15-летний диалог властей и перевозчиков

Омские маршрутки: 15-летний диалог властей и перевозчиков

Александр Румянцев

Поворотным моментом в развитии современной транспортной системы Омска стало появление в городе маршрутных такси. За 15 лет своего существования этот сегмент рынка пассажирских перевозок претерпел значительные изменения, становясь все более цивилизованным благодаря совместным усилиям городских депутатов, департамента транспорта мэрии Омска и самих перевозчиков.

Поворотным моментом в развитии современной транспортной системы Омска стало появление в городе маршрутных такси. За 15 лет своего существования этот сегмент рынка пассажирских перевозок претерпел значительные изменения, становясь все более цивилизованным благодаря совместным усилиям городских депутатов, департамента транспорта мэрии Омска и самих перевозчиков.

Общественный транспорт традиционно был одной из главных «головных болей» для городских властей в условиях недостатка бюджетных средств. В попытках снизить все возрастающую напряженность в этой сфере и при этом сохранить муниципальные автобусы, троллейбусы и трамваи с приемлемыми тарифами и традиционными преференциями для льготников, в конце 1999 года было решено ввести в транспортную систему новый элемент – маршрутные такси.

Депутаты Омского городского Совета второго созыва разработали и утвердили «Правила перевозки пассажиров муниципальным транспортом, работающим в режиме маршрутного такси», и вскоре в Омске появились первые «Газели», быстро полюбившиеся пассажирам, ценящим удобство передвижения и при этом не имеющим льгот.

С появлением маршруток властям пришлось продумывать новые правила взаимоотношений на транспортном поле. По словам нынешнего главы городского дептранса Виталия Маслика, в то время возглавлявшего одно из муниципальных транспортных предприятий, пассажирские предприятия крайне негативно воспринимали маршрутки и «пытались с ними бороться», чтобы «не дать им забрать рынок».

На введении мер нормативного регулирования настаивал в свое время и Анатолий Борисов, возглавлявший департамент транспорта горадминистрации. Основания для правовой регламентации были достаточные: неконтролируемый рост числа «Газелей», создание заторов на дорогах, частые нарушения правил движения. Противоположную позицию занимал глава регионального антимонопольного ведомства Сергей Суменков он активно поддерживал конкуренцию в сфере транспорта.

Горсовет согласился с позицией дептранса, и в 2003-2004 годах городские депутаты третьего созыва приняли целый ряд нормативных актов.

Так, летом 2003-го горсовет утвердил «Правила организации транспортного обслуживания населения на территории города Омска», согласно которым мэрия получила полномочия в области регулирования не только муниципального транспорта, но и частных маршрутных такси, число которых к тому моменту приблизилось к двум тысячам. Согласно этим правилам, маршрутная сеть Омска, разрабатываемая дептрансом и утверждаемая горсоветом, объявлялась муниципальной собственностью, а мэрия Омска или ее структурное подразделение – единственным организатором пассажирских перевозок в городе.

Закрепление определенных маршрутов за конкретными перевозчиками отныне должно было происходить только на конкурсной основе через департамент муниципального заказа. А спустя год, в июле 2004-го, депутаты утвердили новую городскую маршрутную сеть и порядок распределения маршрутов между перевозчиками. 

В дальнейшем работа активно продолжалась, и одно из самых резонансных решений в части регулирования этой сферы приняли народные избранники четвертого созыва – это решение № 369 от 24 ноября 2010 года «О порядке допуска перевозчиков к осуществлению перевозок пассажиров транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок коммерческой маршрутной сети в городском сообщении на территории города Омска».

К тому моменту «Газели» буквально заполонили городские дороги – в Омске работало уже около четырех тысяч маршрутных такси, и этот рынок во многом был подчинен стихийным законам. Тогда горсовет после длительных обсуждений и консультаций с экспертами установил новые, более жесткие критерии оценки перевозчиков для допуска к работе на маршрутах, одним из которых стал диспетчерский контроль за движением «Газелей». Так, согласно решению депутатов, при проведении конкурса более высокие баллы можно было получить при наличии спутниковой системы контроля.

Кроме того, новые условия конкурсного отбора предполагали обновление автопарка и поэтапную замену «Газелей» на автобусы средней и большой вместимости, соответствие транспортных средств экологическим классам Евро-2 и Евро-3, осуществление техобслуживания машин и наличие договора страхования гражданской ответственности перевозчика. Но, пожалуй, главной неожиданностью для перевозчиков стало обязательное наличие лицензированного медпункта для предрейсового осмотра водителей. Принятый депутатами документ вызвал волну протестных акций и судебных разбирательств.

 «Решение принималось не в интересах «газелистов», а в интересах пассажиров, потому что городская власть должна заботиться о безопасности пассажиров в первую очередь. Все это проверял антимонопольный комитет, прокуратура, они принимали активное участие в обсуждении этого решения, как и сами перевозчики», – объяснил позицию горсовета депутат Александр Иванов, активно участвовавший в обсуждении транспортных проблем не только в нынешнем, но и в четвертом созыве.

Естественно, игнорировать открытое проявление недовольства со стороны перевозчиков депутаты не могли и в результате конструктивного диалога решили пересмотреть требования к конкурсантам. В частности, в марте 2011 года наличие собственного лицензированного медпункта было исключено из числа обязательных требований и осталось лишь в виде «бонусного» критерия, соответствие которому могло принести участником конкурса дополнительные баллы.

Спустя несколько недель, решением арбитражного суда, были отклонены четыре из семи критериев конкурсного отбора: экологическая безопасность транспортных средств, осуществление техобслуживания машин, проведение предрейсовых медосмотров водителей и наличие договора страхования гражданской ответственности перевозчика. Впрочем, суд кассационной инстанции встал на сторону депутатов и признал только последнее из этих условий нарушающим требования федерального законодательства. Остальные три были признаны абсолютно законными.

Еще один иск, предполагающий отмену требования к сроку эксплуатации «Газелей» и переходу на транспортные средства большей вместимости, суд также оклонил, признав их  законными.

Работа над упорядочением рынка пассажирских перевозок сейчас активно продолжается силами городских депутатов пятого созыва совместно с городским дептрансом. Так, в конце 2012 года горсовет утвердил новую транспортную стратегию Омска, фактически упраздняющую деление перевозчиков на муниципальных и частных при допуске к оказанию транспортных услуг. И для предпринимателей, и для ПАТП были установлены единые основания для участия в конкурсе и единые правила работы.

Основным критерием при конкурсном определении перевозчиков для работы на городских маршрутах стали пассажировместимость подвижного состава и срок его эксплуатации, и это положило начало стремительному сокращению числа старых «Газелей» на омских дорогах, на смену которым стали приходить более новые, габаритные и комфортабельные автобусы.

«За 2013 год у нас в городе появилось около 800 машин средней вместимости и совсем другой комфортности. Если власть будет создавать условия, к 2016 году у нас «Газелек» не останется на улицах совсем. Частные автобусы входят в муниципальные предприятия. Например, компания «Стэнли» передала 10 автобусов в аренду ПАТП № 8, и они стали работать на 24-м маршруте», – подводили первые итоги в городском департаменте транспорта.

Впрочем, несмотря на явные изменения к лучшему, городские власти признавали недостаток рычагов контроля и недостаточную эффективность борьбы с беспорядком на рынке коммерческих перевозок. И в весеннюю сессию 2014 года дептранспорта представил депутатам проект поправок в документ о порядке допуска перевозчиков к работе на городских маршрутах.

Основные изменения были направлены на стимулирование перевозчиков к более активной замене маленьких «Газелей» на автобусы большей вместимости: чем больше вместимость – тем больше срок контракта с перевозчиком. Например, для автобусов от 16 до 49 мест – 6 лет, от 50 до 79 – 8, не менее 80 – целых 10 лет. Также предлагалось запретить перевозчикам подавать больше одной заявки на один и тот же маршрут, а также обязать их ежеквартально отчитываться перед мэрией о количестве перевезенных пассажиров.

Депутаты одобрили нововведения, и продолжают держать ситуацию на контроле. Не исключено, что в скором времени будет рассмотрен очередной пакет предложений, которые, войдут в обновленную версию документа. В ближайших планах городских властей – введение безналичной системы оплаты проезда в маршрутках, которая не только повысит удобство, но и позволит мэрии отслеживать объективную информацию о количестве перевозимых пассажиров. Запустить систему электронных карт планируется уже с 1 января 2015 года. 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории «20 лет омскому горсовету»
Читать все новости Омска и Омской области за сегодня

Одобрен проект дома на Левом берегу Омска

Сегодня 18:18

21

В Омской области начали формировать новые составы избирательных комиссий

Сегодня 16:06

267

Как бактерии стали союзниками человека

Сегодня 14:39

320

Coffee Anytime в Питере!

Coffee Anytime в Питере!

09 декабря 2025 08:00

9336

В Омске разобрали дом после капремонта крыши за 2,8 миллиона рублей

В Омске разобрали дом после капремонта крыши за 2,8 миллиона рублей

15 декабря 2025 21:09

7202

Ваши персональные итоги года со Сбером

Сегодня 14:14

387

Губернатор Хоценко сообщил о ходе подготовки участников программы «ПРОдвижение ГЕРОЕВ» к дальнейшей работе

Сегодня 13:43

428

Проведены назначения в руководстве двух омских министерств

Сегодня 12:42

492

Скончался опытный омский управленец в области акушерства и гинекологии

Сегодня 10:51

597

В Омской области установят годовую сумму медобслуживания на человека

Вчера 21:31

1396

Деды Морозы могут представлять риск для юных омичей

Вчера 21:07

1307

Омский «Авангард» не смог догнать «Сибирь» и проиграл

Вчера 20:50

1408

Жителям 22 омских сел присудили подачу качественной питьевой воды

Вчера 20:35

1329

В омской синагоге установили ледяную менору с подсветкой

Вчера 20:01

1395

Ликвидирован бывший совладелец «Омскгоргаза»

Вчера 19:33

1538

Омскую «Ленту» предостерегли из-за жалобы на плесень в пицце

Вчера 19:25

1473

Тарифы на горячую воду в Омске планируют увеличить в 2026 году

Вчера 18:44

1277

В Омской области утвердили МРОТ на 2026 год

Вчера 18:26

2447

Хоценко представил Лаврову предложения по развитию международного транспортного коридора через Иртыш

Вчера 17:13

1560

В Большереченском зоопарке заселили первую в регионе «коммунальную квартиру»

Вчера 16:40

1433

Омский водоканал улучшил систему очистки сточных вод микроорганизмами

Вчера 15:51

1528

В Госдуме заявили о причинах отказа от омского законопроекта «вахтовиков»

В Госдуме заявили о причинах отказа от омского законопроекта «вахтовиков»

12 ноября 2025 11:42

35380

Ликвидация и затишье: что происходит с политическими партиями в Омске за год до выборов?

Ликвидация и затишье: что происходит с политическими партиями в Омске за год до выборов?

03 октября 2025 20:01

64430

Фасад мэрии Омска подсветили новогодними фото советских детсадовцев

Вчера 15:47

1565

В Омском районе отчитались о борьбе с последствиями снегопада

Вчера 15:17

1567

Спрос на «умные» датчики растет – оператор Т2 рассказал о востребованности M2M-решений

Вчера 15:03

1566

Николай Воскобойников: забытый пионер нефтедобычи, опередивший эпоху

Вчера 14:10

205

Почти 3 300 человек подали заявки на обучение во втором в Сибири кампусе «Школы 21»

Вчера 13:17

1628

Губернатор Хоценко сообщил, что Омская область стала одной из лучших по научно-технологическому развитию

Вчера 13:12

1624

Президент Путин наградил омскую семью

Вчера 13:01

1845

Частная сеть котельных отсудила компенсацию за отопление омичей

15 декабря 2025 22:06

2724

В Омске разобрали дом после капремонта крыши за 2,8 миллиона рублей

15 декабря 2025 21:09

7202

Омское ПП № 8 предостерегли из-за жалобы на автобусный рейс

15 декабря 2025 20:33

2597

Членам омского Союза строителей подготовили новые «меры воздействия»

15 декабря 2025 20:10

2660

Адвокат Мацелевича Хабаров возглавил профрейтинг и назвал основы омской юридической школы

15 декабря 2025 19:07

2753

Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.


Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!

Главный омский облпрокурор Афанасьев принял девятое кадровое решение за год

Главный омский облпрокурор Афанасьев принял девятое кадровое решение за год

06 ноября 2025 15:48

32667

По трассам и в Омске включат 155 камер на скорость: список адресов

По трассам и в Омске включат 155 камер на скорость: список адресов

07 апреля 2025 19:47

192070