Доллар - 57,63

Евро - 62,26

Тенге - 0,18

Пробки - 2 балла

14:40, 19 ноября 2014Тайны мастерства3362

Тайны мастерства: как создаются куклы в театре «Арлекин»

Тайны мастерства: как создаются куклы в театре «Арлекин»

Александр Румянцев

Согласно «Википедии», «кукла – игрушка, предмет в виде человека или животного, сделанный из ткани, бумаги, дерева, фарфора, пластика и других материалов». Но у каждой игрушки есть своя жизнь и даже душа. Работники театра кукол «Арлекин» в Омске знают это наверняка, ведь через их руки проходят сотни кукольных судеб. Подробности - в репортаже Ирины Чернышевой

В рабочей части «Арлекина» театр выглядит как обычное офисное здание. Но это касается только коридоров и лестниц, зато за каждой дверью царит уже настоящий театр.

Мы с фотографом пришли к назначенному часу. Встретила нас Дарья Васильевна Александрова, художник-бутафор. Дарья Васильевна работает в «Арлекине» уже 20 лет. Сегодня она будет нашим экскурсоводом по цехам.

ДА: Сейчас мы готовимся к новогодней сказке «Мороз Иванович». Елена Кармадонова как раз делает вторую Марфушечку.

Я: А почему Марфушечки две?

ДА: А это вам мастер расскажет (улыбается).

Входим в небольшое помещение и сразу попадаем в рабочий процесс. Поздоровавшись с мастерами, я замечаю за столом художника-бутафора с  крупной куклой. Это и есть Елена Кармадонова, я направляюсь к ней.

В руках у Елены крупная кукла, больше обычной тростевой куклы, которую мы привыкли представлять над ширмой. Кукла пока без расписанного лица, словно мертвая. Елена как раз работает над головой будущей Марфушечки.

Я: А каркас куклы из чего? И что вы будете делать с ней дальше?

ЕК: Каркас металлический, к нему подвижно присоединена голова. Поверх каркаса из поролона сделан объем тела, но поролон не обязателен, может быть и другой материал. После этого кукла отдается в пошивочный цех, где ее одевают. Потом она опять приходит к нам, мы дорабатываем голову. Волосы, головной убор, в последний момент расписываем  лицо. Росписью занимается либо художник-постановщик спектакля, либо мастер-изготовитель. Одежда, как правило, несъемная, пришивается к тельцу куклы.

Я: А почему все-таки Марфушечки две?

ЕК: Первая Марфушечка – неряха, и наряд на кукле будет соответствующий. А когда Мороз Иванович одаривает героиню, то у нее меняется наряд, поэтому требуется вторая кукла.  У первой Марфушечки открывается ротик, она капризная, вредная и часто кричит. А у второй ротик закрыт.

Я: А когда нужно трости приделывать к ручкам?

ЕК:  Это зависит от удобства изготовления самой куклы. К некоторым куклам их надо сразу приделать, чтобы было понятно, как будут двигаться руки. У других это можно сделать после того, как будет набран объем тела. Но в любом случае это происходит до изготовления костюма куклы.  

Я: А сколько по времени живет кукла? Ведь они изнашиваются.

ЕК: Да, поэтому мы их периодически реставрируем, ведь некоторые спектакли живут по 10 лет. Сейчас в ремонте кукла Мюнхгаузен, у него во время спектакля повредилась рука.

За спиной художника-бутафора тоже висят куклы и крупная маска старческого лица. Именно про нее я и спрашиваю у Елены.

Я: А это что за маска такая?

ЕК: Это недоделанная голова Старика из спектакля «Сказка о рыбаке и рыбке». Ставил спектакль питерский художник, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Александр Алексеев, мастера с ним обсуждали работу по скайпу. Но когда он приехал и увидел изготовленные нами лица воочию, то решил, что Старик и Старуха  должны выглядеть по-другому. Переделывал их он сам, мы ему только помогали. При создании спектакля часто бывают какие-то переделки.  Так, для спектакля «Мимолетности» мы сделали несколько вариантов куклы Заключенного, чтобы добиться нужного для режиссера Евгения Ибрагимова визуального эффекта. Один из Заключенных остался на память в нашем цехе.

Я: Вернемся к Марфушечке. Что вам осталось с ней сделать?

ЕК: Осталось выполнить из ткани фактуру шеи и губ. В понедельник кукла отправится в пошивочный цех, где ее будут одевать, потом снова вернется ко мне. Мы завернем ее в пленку, чтобы не испачкать одежду, сделаем волосики и распишем  личико.

Пока мы говорим с Еленой, Дарья Васильевна показывает фотографу Александру куклу, похожую на мягкую игрушку, – уютного медведя. Эскиз художника на наших глазах превращается в реального мишку.

Следующая «станция» – пошивочный цех. В нем работает всего два мастера: Ирина Панасюк и Ирина Киргинцева. Мы изумляемся, что они шьют абсолютно все: и кукол, и одежду, и половики на сцену, и мягкие декорации. Дарья смеется, что Ирины не только все успевают, но и еще подгоняют других.

Швеи встречают нас невероятно приветливо. Одна женщина готовит наряд для героини Настеньки, вторая делает ткань к костюму Деда Мороза.

ИП: Ткань расписана вручную. Из нее будет сшит наряд Настеньки: сарафан и кофточка. Это все у нас сделано, это не китайцы прислали (смеется). А вот Мороза Ивановича играет живой актер.

Ирина при нас начинает делать выкройку на маленькую одежду Настеньки.

«Модель, сидит, не сопротивляется».

Тем временем Дарья рассказывает нам историю про «плохую» Марфушечку, ту самую, которая будет капризно кричать в спектакле.

ДВ: Если говорить о мистических вещах, то они существуют. Когда лепили голову куклы, то  художник очень сильно поранил руку. А позже поранился и мастер, который делал для нее механику. Девица оказалась кровожадной, куклы бывают с характером.

Вторая Ирина смеется: «Ну что же ты нас пугаешь?»

Я внимательно слежу, как готовится рубашка Настеньки. Вроде обычный процесс: выкройка, примерка бумажных обрезков на кукле, резка ткани, но, учитывая размер и «модель», зрелище завораживает.

Кстати, в пошивочном цехе тоже живет невостребованная кукла, режиссер «Ночи перед Рождеством» вычеркнул гоголевского Дьяка из своего спектакля. 

ИП: Во время спектакля кукол обычно не переодевают, на это нет времени, поэтому изготавливаются несколько кукол одного персонажа.

Я: Какой красивый платок!

ИП: Да, его расписала сама художник-постановщик Арина Новикова.

Я: А шить вы будете прямо на кукле?

ИП: Частично – да, частично – на машинке.

Александр и Дарья с трудом отрывают меня от наблюдения за завораживающей работой мастера, и мы уходим из пошивочного цеха, спускаемся на два этажа ниже. Следующий цех – бутафорский. Здесь мы изучаем кукольный реквизит: тапочки, корзинки, пяльцы. А еще мы познакомились с куклой из спектакля «Ревизор» – она из дерева.

ДВ: Да, некоторые куклы изготавливаются из дерева, это, конечно, более сложно и затратно. Все элементы вырезаются по отдельности и потом соединяются, чтобы кукла была подвижной.  

Дарья предлагает нам посетить костюмерную. Мы идем по очередному коридору и попадаем в маленькое помещение, буквально заполненное самыми разными нарядами. Ни один из костюмов не прошел мимо рук мастеров. Ничего покупного полностью, каждая вещь содержит ручную работу. Целый ряд костюмов новогодних, костюмов «зимних» и еще много рядов самых разных тканей и цветов. «Пробираться» сквозь них очень занятно.

Теперь мы собираемся посетить красильню, «столярку» и механиков. Но по дороге Дарья осторожно проводит нас на одну из сцен, где уже стоят декорации и режиссер проводит репетицию с актерами. Стараясь не мешать, мы тихо осматриваемся. Потом так же тихо уходим в красильню.

В красильне Дарья замечает, что красящие пигменты ядовиты и работать с ними невероятно вредно. Теперь очередь «столярки». Ее хозяин – мастер по работе с деревом Ким Васильевич Викторенко, он в «Арлекине» с  1992 года. В цехе стоит приятный аромат дерева.

Последняя наша остановка – у механиков. Мастер Марк Марченко только что сделал механику к деревянному дятлу.

ММ: К этому дятлу можно подобрать несколько вариантов механики, чтобы он «работал». И нужно выбрать оптимальный вариант, чтобы сделать быстро. Бывает – думаешь дома, по ночам, как лучше сделать. Вот та же Марфушечка, у нее очень маленький ротик, а он должен открываться очень широко.

Я: С декорациями ведь тоже работаете?

ММ: Конечно. Если что-то должно в декорациях трансформироваться – то это тоже делаем мы.  Опять же – из всевозможных вариантов ищешь наиболее удобный. Бывает такое, что сразу решить задачу не получается, начинаешь выполнять задание заново. Я пока учусь, всего семь лет работаю.

ДВ: А я всего 21 год. Когда пять лет отработала в театре, думала: «Ооо, уже пять лет! Много», а потом чем дольше работаешь, тем сильнее понимаешь, что ты еще не динозавр.

В разговор вступает опытный мастер-конструктор Александр Колдунов.

АК: Я уже на пенсии, мне 63 года будет. Полжизни педагогом и 18 лет в театре. Уходил и вернулся обратно, уже 7 лет пролетело.

Механический цех – наша последняя остановка, и мы идем на служебный вход. Дарья Васильевна нас провожает. И, несмотря на то что мы проходим по тем же коридорам, ощущения офисного здания уже нет, успели почувствовать дух театра.

Мертвых собак возле омской больницы разогнал участковый

Сегодня 13:48

119

Интерактивная карта ремонта омских дорог в 2017 году

Сегодня 13:31

81

«СуперОмск» поздравляет с днем рождения Владимира Спинова

Сегодня 13:20

41

Людмила Рыбина, пенсионерка

Людмила Рыбина, пенсионерка

«Прекрати, Голушко, все эти вещи творить. Дай людям вздохнуть, копейки верни нам. Все это было кровью и потом заработано. Мы восстанавливали теплицы, таскали трубы, силы и здоровье оставили там, а остались ни с чем. А ты пришел, забрал все»

Сергей Еремин, Росприроднадзор

Сергей Еремин, Росприроднадзор

«Мы проверяли объекты, на которых потенциально может находиться этилмеркаптан, а не «Омскгоргаз»…

Юрий Колесников, адвокат по делу Любочки

Юрий Колесников, адвокат по делу Любочки

«В мэрии, видимо, не подумали о том, что им придется платить людям за работу. То есть скульптуры стоят почти 19 лет в городе, если брать авторские вознаграждения за все это время, пока они находятся на виду, перевести их в современные деньги, это получится несколько миллионов рублей»

ИНСАЙДЫ НЕДЕЛИ: над главой фонда капремонта Рудюком нависла угроза увольнения

Сегодня 12:39

236

По Омску запустили скорую с сиреной, чтобы проверить водителей на уступчивость

Сегодня 12:35

102

Второй подозреваемый в смерти Раткевича тоже мог быть убит

Сегодня 12:26

342

А был ли Ремарк? Рецензия на спектакль «Три товарища»

Омичам обещают деньги за информацию об источнике выбросов этилмеркаптана

Сегодня 12:07

195

ИНСАЙДЫ НЕДЕЛИ: Силовики задержали главу омского «Сибуправтодора» Александра Сахарова

Сегодня 10:44

522

«СуперОмск» поздравляет с днем рождения Андрея Стороженко

Сегодня 10:40

137

Из окна омской больницы открывается вид на мертвых собак

Сегодня 10:25

340

ПОКА ВЫ СПАЛИ: украинский запрет Самойловой, кровавый теракт в Лондоне и шапка Папы Римского

Сегодня 09:27

195

Омичка, сбитая с дочерью на Космическом проспекте, скончалась в больнице

Сегодня 00:17

740

«МРСК Сибири» ищет владельцев электросетевых объектов в трех районах области

Вчера 21:11

286

Место осужденного главы Черлакского района займет его заместитель

Вчера 20:03

437

Омской мэрии придется выплатить несколько миллионов за право на Любочку и Степаныча

Вчера 19:50

398

На должность мэра Омска заявились еще двое – комендант на космодроме и госслужащий

Вчера 19:35

892

Экс-хозяин «Любочки» Рудаков опротестует решение суда при новом мэре Омска

Вчера 19:24

196

В РЭК дали заявление по информации об уходе Голубева

Вчера 18:44

542

Омские таможенники задержали старинную икону при незаконном пересечении границы

Вчера 18:30

192

Бывшие пайщики омского «Овощевода» намерены дойти до Путина, чтобы вернуть свою землю

Вчера 17:56

469

Контракт тренера Скабелки с «Авангардом» вышел на финальную стадию

Вчера 17:49

408

В Омске на один день заявили два разных митинга против вони

Вчера 17:30

462

«ТГК-11» отдаст за пиар в соцсетях 804 тысячи рублей

Вчера 17:10

189

ИНСАЙДЫ НЕДЕЛИ: Глава РЭК Голубев уходит в отставку

Вчера 17:01

932