Криптовалюты

Доллар - 92,50

Евро - 98,91

Тенге - 0,20

Общество3484

Тарифы на проезд в Омске: по 20 рублей, но сейчас, или по 10, но попозже?

Тарифы на проезд в Омске: по 20 рублей, но сейчас, или по 10, но попозже?

Александр Румянцев

В то время как городские власти планируют повысить тарифы на проезд в общественном транспорте до 20 рублей, область предлагает установить 10-рублевый тариф и субсидировать перевозчиков. Есть ли шансы у новой экономической модели в транспортной сфере, «СуперОмск» узнал у представителей департамента транспорта и бизнесменов.

В то время как городские власти планируют повысить тарифы на проезд в общественном транспорте до 20 рублей, область предлагает установить 10-рублевый тариф и субсидировать перевозчиков. Есть ли шансы у новой экономической модели в транспортной сфере, «СуперОмск» узнал у представителей департамента транспорта и бизнесменов.

Ситуацию с общественным транспортом, которая традиционно является едва ли не самой острой для омичей, на этой неделе прокомментировал губернатор Омской области Виктор Назаров. Напомним, глава департамента транспорта Виталий Маслик анонсировал повышение стоимости проезда до 20 рублей с 1 апреля, при этом компенсация расходов из бюджета составит 120 млн рублей. 21 января глава региона обратился к мэру Вячеславу Двораковскому и посоветовал подходить к вопросу «аккуратно», отметив, что «нельзя все перекладывать на людей».

В интервью «Коммерческим Вестям» губернатор обрисовал идею, которая позволит снизить цену билета до 10 рублей:

«Можно, например, установить всем перевозчикам единый тариф — 10 рублей, а остальные деньги распределять между ними в виде субсидий. Отработали предприниматель или автопредприятие месяц, принесли копии реализованных билетов — и  получили доплату из расчета 8 рублей на каждый».

Есть ли будущее у подобной экономической модели, какие перспективы ожидают муниципальный и частный транспорт и возможно ли остановить маховик роста тарифов на проезд, «СуперОмск» узнавал у специалистов в области перевозок.

Иван Меняйлов, председатель некоммерческого партнерства «Безопасный город»:

«У нас можно увеличить пассажиропоток, только снизить количество нелегалов, но для этого нужен, прежде всего, федеральный закон. Будет меньше машин – будет больше пассажиров в этих машинах и, соответственно, денег. Вот, например, появился нелегальный маршрут 888, и он ездит, никто с ним ничего сделать не может – нет рычагов, а он забирает пассажиров.

Кругом-то что делается? Раньше, например, корзина сцепления на «Ситроен» стоила 7 тысяч, это буквально год назад. Сейчас она стоит 21 тысячу. И какой бы ты ни был хороший хозяин, все равно через 100 тысяч километров ее нужно менять, по-другому никак. Возьмем наш ЛиАЗ, который муниципалы используют: там двигатель «Каммингс», который делают пускай в Набережных Челнах, но запчасти все равно китайские и американские. Коробка немецкая в нем стоит, у ЛиАЗа половина запчастей импортные. А евро умножаем на два, это содержание транспорта, плюс бензин дорожает».

Меняйлов критически отнесся к опыту Петрозаводска, где вновь избранный мэр Галина Ширшина снизила тариф  на проезд в троллейбусах с 17 до 10 рублей, в результате получив существенное увеличение пассажиропотока на 40 %. Частные перевозчики там вынуждены были также снизить цену билета с 20 до 15 рублей.

«Сколько у нас автобусов, штук 700 или 600? Представляете, если сейчас все количество людей сядет на эти автобусы? Они выйдут из строя ровно за месяц – у них начнут лопаться подушки, кузова, резина лопаться, потому что будет перегруз. Когда будет очень много пассажиров в автобусе, кондуктор не сможет взять деньги со всех.

Я иногда читаю, нас сравнивают, допустим, с Новокузнецком, еще с кем-то. Новокузнецк размером раза в три меньше, там вообще больших автобусов нет, «ПАЗики» одни ездят. У нас город длинный, вытянутый. Можно сократить стоимость проезда, поделив маршрут пополам, допустим, с Московки до Маяковского, с Маяковского на Нефтяники пересадка. Но опять же, у нас пассажир хочет сесть где-нибудь на Гашека и доехать в Лукьяновку без пересадок. В некоторых городах идут по этому пути, делят маршруты».

Игорь Кожухов, начальник отдела перевозок департамента транспорта администрации Омска

«Предложение идет сделать всех по 10 рублей, и сразу все нелегалы уйдут, потому что невыгодно будет возить. А всем легальным, в частности муниципальным перевозчикам, будут доплачивать из бюджета за каждого учтенного пассажира по 8 рублей. Мы готовы пойти на это, идея интересна. Но у нас есть по муниципальным предприятиям четкая отчетность, мы знаем, сколько перевезли пассажиров за прошлый год. Исходя из этих расчетов, если мы это количество пассажиров  перевезем по 10 рублей, то доплата будет составлять более миллиарда только для муниципальных предприятий.

Включать в этот эксперимент частников, наверное, логично и надо. Если мы их не включим и они будут возить по 18 рублей, то большинство пересядет в муниципальный транспорт. Нашего транспорта, сегодня, к сожалению, не хватит, чтобы забрать всех пассажиров у коммерческих перевозчиков. По нашим расчетным данным, сегодня муниципальные пассажирские предприятия перевозят около 45% пассажиров, и большую часть уже перевозят коммерческие перевозчики – 55%. Провозная возможность нашего подвижного состава ограничена. В утренний час пик мы можем взять только дополнительно небольшую часть, может быть, процентов 20 у частника.

Если включать в этот эксперимент частников, то они тоже потребуют доплаты, у них есть экономически обоснованный тариф, на данный момент 22 рубля. А если еще по 8 рублей частникам платить, то это еще более миллиарда. Сумма выливается примерно в 2 миллиарда 200 миллионов рублей, если все участвуют в эксперименте и возят по 10 рублей. Сомневаюсь, что в бюджетах областном и городском можно такие деньги найти в нынешней ситуации. Именно это предложение, наверное, не сработает. Наши муниципальные предприятия были бы рады возить и по 10 рублей, и бесплатно, лишь бы их расходы покрывались.

Я сейчас общаюсь с перевозчиками, которые в городе зашли на этот рынок, например «Автосила 55» на маршруте № 20 работает. Они приходят с экономикой своей, надеются, что в городе будет все хорошо, будет развиваться. В надежде на перспективы приобрели эти автобусы и сегодня работают, откровенно говоря, в убыток. Покрывают этот убыток за счет своей другой деятельности, строительством занимаются и так далее. У них себестоимость уже защищена в РЭК – 22 рубля 60 копеек. Они говорят «возим-то мы по 18, давайте так же, как муниципалам, заложим в бюджете». Они возят льготников, по проездным, ничем не отличаются от муниципальных предприятий. И мы идем навстречу – у них все зарплаты чистые, все налоги, вся документация, это абсолютно равный с муниципальными перевозчик. Мы видим будущее в таких перевозчиках, потому что в бюджетах города и области на приобретение подвижного состава денег практически нет. Есть 31 миллион на софинансирование федеральной программы, но это капля в море, это не покрывает потребностей.

Вторая компания, «Стэнли», десять ЛиАЗов в лизинг купили, год отработали, второй работают. Тоже приходит владелец, говорит – за лизинг не хватает выплаты сделать, сократил часть сотрудников, поджался, но никак в плюс не выхожу. И уже размышляет уйти отсюда на Север, ищет другие рынки, где этим автобусам найти применение.

Экономисты должны все взвесить, просчитать, потом какие-то решения принимать».

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории "Новости общества"
Читать все новости Омска

Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.


Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!