Доллар - 57,96

Евро - 61,38

Тенге - 0,18

Пробки - 3 балла

10:59, 06 января 2016Тайны мастерства3012

Тайны мастерства: как проходит реставрация произведений искусства

Тайны мастерства: как проходит реставрация произведений искусства

Александр Румянцев

Реставратор – специалист по реставрации памятников искусства – это краткое и даже банальное определение из словаря. На деле же реставратор – без малого борец со временем, которое может быть абсолютно безжалостным не только к людям, но и к произведениям искусства. Чтобы мы могли бесконечно любоваться на картины, скульптуры, богатые украшения, старинные изделия из камня и металла, ежедневно идет кропотливая работа по сохранению этих сокровищ. Реставраторы – те, кого не видно и кто остается за кадром искусства, но главное – те, без которых этот кадр может потерять былую красоту. Подробности – в репортаже Ирины Чернышевой.

Омск не зря, хоть и со спорами, продолжают называть культурной столицей. Международные театральные фестивали: «В гостях у Арлекина», «Академия» «Молодые театры России», показы в рамках национальной премии «Золотая маска», концертные события: «Владимир Спиваков приглашает…», «Крамер Jazz Festival» – эти мощнейшие проекты федерального и международного уровня рождаются и существуют именно на омских площадках. На очереди еще один масштабный проект, аккурат к 300-летию Омска – открытие в регионе центра «Эрмитаж-Сибирь» на базе Омского областного музея имени М.А. Врубеля. Подробнее о самом центре «СуперОмск» расскажет в другом спецпроекте, а сейчас мы бы хотели сделать акцент на одном из витков сотрудничества «Врубель-Эрмитаж».

Нельзя не посетить Омск

В нашем городе прошли мастер-классы в рамках программы «Сохраним культурное наследие вместе». Принять в них участие и перенять новаторский опыт санкт-петербургских коллег из Эрмитажа собрались специалисты со всего Урало-Сибирского региона. Это стало уникальным событием для всего реставраторского мира. Почетных гостей принимал Омский областной музей имени М.А. Врубеля во главе с директором Юрием Трофимовым.

 «Мы стараемся отправляться с программами в те регионы, где у нас есть более или менее серьезное представительство. Она предназначена только для реставраторов и музейных сотрудников. Полученный за долгие опыт работы в Эрмитаже таким образом транслируется в другие города России. Мы едем в регион, подробно знакомимся с коллекцией и коллегами, выясняем, какое направление реставрации их интересует больше всего», – пояснил Евгений Федоров, координатор проекта «Сохраним культурное наследие вместе».

С такой, практически миссионерской миссией мастера посетили и наш город. Ранее программа восстановления музейных ценностей охватывала семь городов: Казань, Великий Новгород, Екатеринбург, Иркутск, Ростов-на-Дону, Калининград и Улан-Удэ. Так, мы стали восьмой «пристанью». Для омских музейщиков были выбраны темы – реставрация скульптуры и цветного камня. Далее решались практические вопросы: что должно быть отражено в мастер-классах, что конкретно интересует наших специалистов, какие материалы и оборудование можно найти на месте, а какие – придется привезти с собой.

«Мы благодарны руководству Государственного Эрмитажа, прилагающему серьезные усилия и ресурсы для развития профессиональной музейной культуры в Сибири. Реставрационный «десант», который состоится в рамках международной программы «Сохраним культурное наследие вместе» на базе омского Музея имени М.А. Врубеля – крупнейшее событие для реставраторов Урала и Сибири», – цитировал сайт нашего музея своего директора Юрия Трофимова в преддверии события.

Суть дела

Непосредственно мастер-классы проводили специалисты Лаборатории научной реставрации скульптуры и цветного камня: художник-реставратор 2 категории Александра Богданова и художник-реставратор 1 категории Александр Андроханов. Последний демонстрировал пример «операции» по восстановлению предметов прикладного искусства из лазурита и малахита, воссоздающей историческую технику русской мозаики. Работа проводилась на предметах, хранящихся в фондах Музея имени М.А. Врубеля.

«Техника русской мозаики – это уникальная технология. Она казалась утраченной в силу объективных обстоятельств. И именно благодаря усилиям, целенаправленной многолетней работе Александра Александровича удалось восстановить, воссоздать эту технологию русской мозаики, ее удалось восстановить. Это полностью заслуга конкретного специалиста. Более того, это не только представило научный интерес, это имело и практический смысл – технология с корректировками была адаптирована и внедрена в реставрацию произведений искусства. Она позволяет без перемещения объекта из зала в мастерскую провести его восстановление», – рассказала нам в преддверии круглого стола pаведующая Лабораторией научной реставрации скульптуры и цветного камня Государственного Эрмитажа Светлана Петрова.

 Пример «экспресс-реставрации» в музее Эрмитаж. Источник: www.hermitagemuseum.org

«Главное качество реставратора — это увлеченность своей работой. А остальное: педантичность, упорство, аккуратность, внимательность – все это начинает постепенно проявляться, когда есть заинтересованность. Конечно, хороший реставратор должен уметь проникать в суть предмета, которым он занимается. Но это трудно первые десять лет работы, потом привыкаешь», – уверен Андроханов.

Под его рукой предметы искусства из камня заново обретают прежнее совершенство – я убедилась в этом, почитав и найдя в интернете результаты работы этого специалиста – благо об Александре Андроханове написано немало, да и новостных роликов тоже достаточно для новых познаний о работе первоклассного реставратора. Если у читателя этого материала возникнет желание поближе познакомиться с этим специалистом, то вы удивитесь разносторонности его деятельности. Помимо непосредственно реставрационных работ, Александр Андроханов сочетает в своей работе несколько самых разных профессий – от инженера до химика – в зависимости от поставленной задачи. Показательным примером служит восстановление четырехметровой Эльфдаленской вазы – подарка императору Николаю I от шведского короля Карла XIV, которая стоит в Летнем саду в Санкт-Петербурге. В 2008 году вазу оформили на реставрацию, и через четыре года она была возвращена на законное место. В сети можно найти презанимательное интервью с Александром Андрохановым, в котором он рассказывает о разработанных им и его командой способах решения конкретной поставленной задачи: новый метод просушки объекта, уникальный клей, специальные конструкции для предотвращения проникновения воды в вазу для ее сохранности, постройка подъемника в самом начале работы и так далее. И это все, не считая самого поистине ювелирного и точечного процесса реставрации – так произведение искусства обрело свой первоначальный вид, словно его не касалась рука специалистов.

Но вернемся к недавним омским событиям. Посмотреть мастер-класс питерского гостя в Музее имени М.А. Врубеля собрались не только представители реставрационного дела, но и те, кто заранее был настроен на завораживающий процесс.

Герой дня – статный мужчина, с проседью в волосах, плавный, с ласковым голосом. Александр Андроханов не спешит, ведь он привык работать со временем в тесном союзе. Задача реставратора – постараться надолго это время усмирить, успокоить и, пока оно спит, восстановить им разрушенное. На этот раз его объект – поврежденный книжный пресс из малахита. На рабочем столе россыпь инструментов: кисти, стеки, пинцеты, бруски, контейнеры с материалами.

Каждую вещь можно с удивлением разглядывать, для мастера же это привычный набор необходимых предметов для восстановления произведения искусства.  Работа кропотливая, ведь специалист не имеет права на ошибку. Каждое свое действие Александр Андроханов сопровождает поясняющим комментарием.

Первый технологически важный этап – это подбор малахита и его правильная ориентация при распиловке на пластины. При неправильной ориентации пластин рисунок может оказаться невзрачным или мутным

Вторым этапом является изготовление наклеечной мастики и нанесение ее на основу из камня или металла в нагретом состоянии. На горячую наклеечную мастику также в нагретом виде наносятся заранее подобранные и подогнанные пластины малахита.

После оклейки предмета малахитовыми пластинами швы и пустоты между пластинами заполняют малахитовой крошкой различной фракции, предварительно перемешанной с натуральными смолами. Эта мастика хорошо шлифуется и полируется.

После заполнения пустот выполняется шлифовка поверхности специальными брусками. После этого поверхность обрабатывается угольным порошком. При соблюдении последовательности и правильном выполнении всех этапов шлифовки результаты полировки видны уже через несколько минут.

По словам мастера, для реставрации даже такого небольшого предмета мастеру требуется произвести до 300 различных операций, которые включают подбор малахита, склейку, очистку, шлифовку и многое другое. Шлифовка может длиться долгие часы до тех пор, пока вставленный элемент не сольется с общей массой. Работа над объектом завершена.

Наутро, когда открываются двери Эрмитажа, и в залы проникают почтительные поклонники искусства или жаждущие туристы, посетители и не подозревают, как старается «выжить» каждый экспонат. Мы видим красивые вещи, обсуждаем сюжеты на тех или иных объектах, изумляемся изяществу и таланту создателей этих произведений искусства. А между тем за большинством из них, помимо первого отца-автора, стоит еще один мастер – тот, кто невидимой рукой ежедневно в прямом смысле спасает бесценные шедевры от разрушения.

«Задача реставратора сделать ни лучше, ни хуже, не интерпретировать, а сделать так, как было, – «лечь под мастера».

Александр Андроханов

Программа «Сохраним культурное наследие вместе», существующая с 2010 года, позволила объединить уникальный отечественный опыт с международными инновационными технологиями в области реставрационных процессов. В крупнейших музеях мира состоялись стажировки реставраторов Государственного Эрмитажа. Сейчас они делятся приобретенными знаниями и навыками с коллегами из других российских музеев.

240 туристов из Омска не могут покинуть Вьетнам

Сегодня 19:55

16

Разгрузить омские дороги мешает министерство обороны России

Сегодня 19:50

23

СуперТендер: достройка дома на Московке-2, песни и танцы для СИЗО, автомобили для чиновников

Сегодня 19:20

51

Ремонтировать дороги в Омске начнут после дня Победы

Сегодня 18:41

101

Мэрия Омска продала маршрутчиков за 150 миллионов рублей

Сегодня 18:23

158

6 млрд рублей в развитие электрических сетей

Сегодня 17:41

92

Омский Юбилейный мост перекроют на 2 года

Сегодня 17:38

290

Фрикель заменит пенсионера в администрации Кировского округа Омска

Сегодня 17:36

179

Около 20 омских перевозчиков претендуют на маршруты, с которых изгнали их коллег

Сегодня 17:30

115

Во время кризиса жены омских депутатов получали зарплату даже во время заграничных круизов

Сегодня 16:56

269

«Оплот» захватил улицу

Сегодня 16:17

267

Завтра маршрутки-«ГАЗели» исчезнут с омских дорог

Сегодня 16:08

369

Назаров отправляет омских чиновников на учебу за границу

Сегодня 15:52

264

В омском следкоме отрицают связь умершего мальчика с группами смерти

Сегодня 15:51

226

Омичка продает 80 миниатюрных книг за 25 тысяч рублей

Сегодня 15:42

128

В Омске школьник покончил с собой после запрета на прогулку

Сегодня 15:32

487

Администрация Большереченского района закупит два Nissan Almera

Сегодня 14:19

150

Власти придумали план по удовлетворению омичей состоянием дорог

Сегодня 13:30

271

Украинские радикалы жестко потребовали отставки правительства

Сегодня 12:59

212

Омские приставы выставили иск экс-сотруднице ценой больше 5 миллионов из-за ее ошибок в деле Шушубаева

Сегодня 12:29

779

В Калачинске местный житель устроил поножовщину в кафе и убил противника

Сегодня 12:17

307

Фоторепортаж

Фоторепортаж

Омский центр зоотерапии получил помещение для реабилитации детей-инвалидов

Фоторепортаж

Фоторепортаж

Рождественский полумарафон в Омске - парень в юбке и петухи

Фоторепортаж

Фоторепортаж

Главная городская елка Омска: как это делается