Доллар - 59,21

Евро - 63,62

Тенге - 0,18

Пробки - 2 балла

10:59, 06 января 2016Тайны мастерства2933

Тайны мастерства: как проходит реставрация произведений искусства

Тайны мастерства: как проходит реставрация произведений искусства

Александр Румянцев

Реставратор – специалист по реставрации памятников искусства – это краткое и даже банальное определение из словаря. На деле же реставратор – без малого борец со временем, которое может быть абсолютно безжалостным не только к людям, но и к произведениям искусства. Чтобы мы могли бесконечно любоваться на картины, скульптуры, богатые украшения, старинные изделия из камня и металла, ежедневно идет кропотливая работа по сохранению этих сокровищ. Реставраторы – те, кого не видно и кто остается за кадром искусства, но главное – те, без которых этот кадр может потерять былую красоту. Подробности – в репортаже Ирины Чернышевой.

Омск не зря, хоть и со спорами, продолжают называть культурной столицей. Международные театральные фестивали: «В гостях у Арлекина», «Академия» «Молодые театры России», показы в рамках национальной премии «Золотая маска», концертные события: «Владимир Спиваков приглашает…», «Крамер Jazz Festival» – эти мощнейшие проекты федерального и международного уровня рождаются и существуют именно на омских площадках. На очереди еще один масштабный проект, аккурат к 300-летию Омска – открытие в регионе центра «Эрмитаж-Сибирь» на базе Омского областного музея имени М.А. Врубеля. Подробнее о самом центре «СуперОмск» расскажет в другом спецпроекте, а сейчас мы бы хотели сделать акцент на одном из витков сотрудничества «Врубель-Эрмитаж».

Нельзя не посетить Омск

В нашем городе прошли мастер-классы в рамках программы «Сохраним культурное наследие вместе». Принять в них участие и перенять новаторский опыт санкт-петербургских коллег из Эрмитажа собрались специалисты со всего Урало-Сибирского региона. Это стало уникальным событием для всего реставраторского мира. Почетных гостей принимал Омский областной музей имени М.А. Врубеля во главе с директором Юрием Трофимовым.

 «Мы стараемся отправляться с программами в те регионы, где у нас есть более или менее серьезное представительство. Она предназначена только для реставраторов и музейных сотрудников. Полученный за долгие опыт работы в Эрмитаже таким образом транслируется в другие города России. Мы едем в регион, подробно знакомимся с коллекцией и коллегами, выясняем, какое направление реставрации их интересует больше всего», – пояснил Евгений Федоров, координатор проекта «Сохраним культурное наследие вместе».

С такой, практически миссионерской миссией мастера посетили и наш город. Ранее программа восстановления музейных ценностей охватывала семь городов: Казань, Великий Новгород, Екатеринбург, Иркутск, Ростов-на-Дону, Калининград и Улан-Удэ. Так, мы стали восьмой «пристанью». Для омских музейщиков были выбраны темы – реставрация скульптуры и цветного камня. Далее решались практические вопросы: что должно быть отражено в мастер-классах, что конкретно интересует наших специалистов, какие материалы и оборудование можно найти на месте, а какие – придется привезти с собой.

«Мы благодарны руководству Государственного Эрмитажа, прилагающему серьезные усилия и ресурсы для развития профессиональной музейной культуры в Сибири. Реставрационный «десант», который состоится в рамках международной программы «Сохраним культурное наследие вместе» на базе омского Музея имени М.А. Врубеля – крупнейшее событие для реставраторов Урала и Сибири», – цитировал сайт нашего музея своего директора Юрия Трофимова в преддверии события.

Суть дела

Непосредственно мастер-классы проводили специалисты Лаборатории научной реставрации скульптуры и цветного камня: художник-реставратор 2 категории Александра Богданова и художник-реставратор 1 категории Александр Андроханов. Последний демонстрировал пример «операции» по восстановлению предметов прикладного искусства из лазурита и малахита, воссоздающей историческую технику русской мозаики. Работа проводилась на предметах, хранящихся в фондах Музея имени М.А. Врубеля.

«Техника русской мозаики – это уникальная технология. Она казалась утраченной в силу объективных обстоятельств. И именно благодаря усилиям, целенаправленной многолетней работе Александра Александровича удалось восстановить, воссоздать эту технологию русской мозаики, ее удалось восстановить. Это полностью заслуга конкретного специалиста. Более того, это не только представило научный интерес, это имело и практический смысл – технология с корректировками была адаптирована и внедрена в реставрацию произведений искусства. Она позволяет без перемещения объекта из зала в мастерскую провести его восстановление», – рассказала нам в преддверии круглого стола pаведующая Лабораторией научной реставрации скульптуры и цветного камня Государственного Эрмитажа Светлана Петрова.

 Пример «экспресс-реставрации» в музее Эрмитаж. Источник: www.hermitagemuseum.org

«Главное качество реставратора — это увлеченность своей работой. А остальное: педантичность, упорство, аккуратность, внимательность – все это начинает постепенно проявляться, когда есть заинтересованность. Конечно, хороший реставратор должен уметь проникать в суть предмета, которым он занимается. Но это трудно первые десять лет работы, потом привыкаешь», – уверен Андроханов.

Под его рукой предметы искусства из камня заново обретают прежнее совершенство – я убедилась в этом, почитав и найдя в интернете результаты работы этого специалиста – благо об Александре Андроханове написано немало, да и новостных роликов тоже достаточно для новых познаний о работе первоклассного реставратора. Если у читателя этого материала возникнет желание поближе познакомиться с этим специалистом, то вы удивитесь разносторонности его деятельности. Помимо непосредственно реставрационных работ, Александр Андроханов сочетает в своей работе несколько самых разных профессий – от инженера до химика – в зависимости от поставленной задачи. Показательным примером служит восстановление четырехметровой Эльфдаленской вазы – подарка императору Николаю I от шведского короля Карла XIV, которая стоит в Летнем саду в Санкт-Петербурге. В 2008 году вазу оформили на реставрацию, и через четыре года она была возвращена на законное место. В сети можно найти презанимательное интервью с Александром Андрохановым, в котором он рассказывает о разработанных им и его командой способах решения конкретной поставленной задачи: новый метод просушки объекта, уникальный клей, специальные конструкции для предотвращения проникновения воды в вазу для ее сохранности, постройка подъемника в самом начале работы и так далее. И это все, не считая самого поистине ювелирного и точечного процесса реставрации – так произведение искусства обрело свой первоначальный вид, словно его не касалась рука специалистов.

Но вернемся к недавним омским событиям. Посмотреть мастер-класс питерского гостя в Музее имени М.А. Врубеля собрались не только представители реставрационного дела, но и те, кто заранее был настроен на завораживающий процесс.

Герой дня – статный мужчина, с проседью в волосах, плавный, с ласковым голосом. Александр Андроханов не спешит, ведь он привык работать со временем в тесном союзе. Задача реставратора – постараться надолго это время усмирить, успокоить и, пока оно спит, восстановить им разрушенное. На этот раз его объект – поврежденный книжный пресс из малахита. На рабочем столе россыпь инструментов: кисти, стеки, пинцеты, бруски, контейнеры с материалами.

Каждую вещь можно с удивлением разглядывать, для мастера же это привычный набор необходимых предметов для восстановления произведения искусства.  Работа кропотливая, ведь специалист не имеет права на ошибку. Каждое свое действие Александр Андроханов сопровождает поясняющим комментарием.

Первый технологически важный этап – это подбор малахита и его правильная ориентация при распиловке на пластины. При неправильной ориентации пластин рисунок может оказаться невзрачным или мутным

Вторым этапом является изготовление наклеечной мастики и нанесение ее на основу из камня или металла в нагретом состоянии. На горячую наклеечную мастику также в нагретом виде наносятся заранее подобранные и подогнанные пластины малахита.

После оклейки предмета малахитовыми пластинами швы и пустоты между пластинами заполняют малахитовой крошкой различной фракции, предварительно перемешанной с натуральными смолами. Эта мастика хорошо шлифуется и полируется.

После заполнения пустот выполняется шлифовка поверхности специальными брусками. После этого поверхность обрабатывается угольным порошком. При соблюдении последовательности и правильном выполнении всех этапов шлифовки результаты полировки видны уже через несколько минут.

По словам мастера, для реставрации даже такого небольшого предмета мастеру требуется произвести до 300 различных операций, которые включают подбор малахита, склейку, очистку, шлифовку и многое другое. Шлифовка может длиться долгие часы до тех пор, пока вставленный элемент не сольется с общей массой. Работа над объектом завершена.

Наутро, когда открываются двери Эрмитажа, и в залы проникают почтительные поклонники искусства или жаждущие туристы, посетители и не подозревают, как старается «выжить» каждый экспонат. Мы видим красивые вещи, обсуждаем сюжеты на тех или иных объектах, изумляемся изяществу и таланту создателей этих произведений искусства. А между тем за большинством из них, помимо первого отца-автора, стоит еще один мастер – тот, кто невидимой рукой ежедневно в прямом смысле спасает бесценные шедевры от разрушения.

«Задача реставратора сделать ни лучше, ни хуже, не интерпретировать, а сделать так, как было, – «лечь под мастера».

Александр Андроханов

Программа «Сохраним культурное наследие вместе», существующая с 2010 года, позволила объединить уникальный отечественный опыт с международными инновационными технологиями в области реставрационных процессов. В крупнейших музеях мира состоялись стажировки реставраторов Государственного Эрмитажа. Сейчас они делятся приобретенными знаниями и навыками с коллегами из других российских музеев.

Председатель «Оплота» Андрей Ткачук передал свою победу в номинации «Общественник года» Надежде Первушиной

Сегодня 20:43

7

Музей имени Врубеля предлагает омским фирмам разрисовать стулья для императорской выставки

Сегодня 19:35

58

Появилось видео задержания омским СОБРом «газелиста»-убийцы

Сегодня 19:32

100

Омские и люксембургские медики объединились против болезни Паркинсона

Сегодня 19:03

75

Омичей могут лишить возможности позвонить в энергосбыт

Сегодня 18:46

129

Омич ради кражи планшета спустился на простынях с больничного балкона

Сегодня 18:36

114

Осужденные «Добрые акулы» проиграли в хоккей сотрудникам омской колонии

Сегодня 17:43

104

Омичам будут насчитывать ОДН по законам физики

Сегодня 17:16

397

Половина россиян ждет роста цен – социологи

Сегодня 16:58

122

Из-за безденежья работодатели задолжали омичам 24 млн рублей

Сегодня 16:44

124

Трассы в Киеве заблокированы – митингующие жгут покрышки

Сегодня 16:16

191

Им негде жить. Кто им поможет? – репортаж о помощи бездомным в Омске

Сегодня 16:07

172

На двух переправах Омской области повысили грузоподъемность

Сегодня 15:58

102

Омская область получит почти полмиллиарда на сельские дороги

Сегодня 15:47

258

Половина трат омичей приходится на еду

Сегодня 15:30

157

В Омске выиграл суд убийца, ликвидировавший друзей криминальных авторитетов

Сегодня 15:23

320

Распространению гриппа способствуют родители омских школьников – минздрав

Сегодня 15:13

570

В Тевризском районе омские прокуроры расследуют смерть новорожденного ребенка

Сегодня 15:10

496

Для уборки дорог мэрия Омска закупит 6 самосвалов за 20 миллионов

Сегодня 14:34

120

Быстро приезжать по вызовам скорой помощи мешают плохие дороги и омичи

Сегодня 14:24

137

Суд отказал в страховке вдове застреленного омского охотинспектора

Сегодня 14:15

271

Стоимость жилья в Омске не дотягивает до норматива

Сегодня 14:11

216

Новая карта избирательных округов в омский горсовет еще может претерпеть изменения

Сегодня 13:40

232

Фоторепортаж

Фоторепортаж

Рождественский полумарафон в Омске - парень в юбке и петухи

Фоторепортаж

Фоторепортаж

Главная городская елка Омска: как это делается

Фоторепортаж

Фоторепортаж

Омский союз предпринимателей отметил 25 лет