Криптовалюты

Доллар - 94,09

Евро - 100,53

Тенге - 0,20

Город8489

Готов ли Омск к ломке рынка пассажирских перевозок?

Готов ли Омск к ломке рынка пассажирских перевозок?

В преддверии масштабных реформ на рынке пассажирских перевозок в Омске «СуперОмск» предлагает читателю проанализировать состояние дел у муниципальных и частных перевозчиков.

В преддверии масштабных реформ на рынке пассажирских перевозок в Омске «СуперОмск» предлагает читателю проанализировать состояние дел у муниципальных и частных перевозчиков.

Летом этого года президент России Владимир Путин своей подписью дал старт федеральному закону «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации». Нововведение устанавливает общие правила игры на рынке пассажирских перевозок в России.

В частности, маршруты теперь будут делиться на регулируемые тарифом (часть или всю стоимость поездки оплачивает муниципалитет) и не регулируемые тарифом, где перевозчик может устанавливать цену по своему усмотрению. Отдельное внимание уделяется нелегалам - для них определен штраф до 300 тыс. рублей.

Все эти новшества начнут действовать к лету 2016 года, к этому времени муниципалитеты должны разработать реестр маршрутов по своему усмотрению, но с учетом общих требований упомянутого закона. К примеру, могут поменяться маршруты и требования к количеству и вместимости общественного транспорта.

В каком виде предстанет перед омичам новая городская система пассажирских перевозок, пока неизвестно. Работу над ней сейчас ведет мэрия Омска. В СМИ попадают лишь некоторые детали, и все они касаются частного перевозчика. Так, ожидается запрет на использование «ГАЗелей» и смещение оставшихся маршруток на работу по окраинам города. Центр же планируется отдать автобусам и троллейбусам. При этом не ясно, предусмотрена замена «ГАЗелей» другой техникой либо же с их ликвидацией в городе станет меньше профильного транспорта. А ведь число «ГАЗелей» составляет едва ли не половину общего числа пассажироперевозящего транспорта в городе.

Пока готовятся нововведения, «СуперОмск» проанализировал нынешнее состояние рынка пассажирских перевозок в городе, чтобы понять, готов ли город к ломке устоявшейся системы пассажирских перевозок.

Так, по данным мэрии Омска, в городе насчитывается около 5 тысяч единиц техники, задействованной в перевозках людей. Однако, в связи с нехваткой водителей, на маршруты ежедневно выходит только 3800 единиц: из 770 автобусов выходят в линию 445, из 2800 «ГАЗелей» - 2200, из 1200 маршруток средней вместимости (тип Ford Transit) - 1000, из 280 единиц электротранспорта - 170.

Вся эта армада работает на 191 маршруте, львиную долю из которых обслуживает частник - 124 маршрута. За частником же сейчас числится и большая часть перевезенных пассажиров - более 131 млн человек из 201 млн по состоянию на конец ноября 2015 года.

Муниципалы же перевезли около 70 млн пассажиров и при равной стоимости проезда с маршрутками теряют клиента, а с ним и прибыль, что напрямую влияет на рост износа парка.

«Троллейбусное депо сегодня имеет 164 троллейбуса. Ежедневно выпускаем в линию 105-110 единиц. Износ по троллейбусам - порядка 77%. В трамвайном депо – 90 трамваев. На линию выпускаем порядка 60, поскольку износ у трамваев 98%. А в следующем году будет уже 100% износа. Несколько лет назад собственными силами стали проводить работы по модернизации подвижного состава. Изначально мы планировали модернизировать в год по 4 трамвая и по 4 троллейбуса. По факту получается, что делаем в два раза меньше. За все время 11 трамваев модернизировали и 7 троллейбусов», - сообщил директор МП города Омска «Электрический транспорт» Сергей Ткалун в интервью «Коммерческим вестям».

Традиционно руководство муниципальных ПАТП компенсировало убытки от своего менеджмента за счет городского бюджета. Но с финансовым кризисом шансов на полный объем дотаций становится все меньше. Уже известно, что ПАТП смогут рассчитывать в этом году лишь на 254 млн рублей субсидий при потребности в 313 млн рублей. При этом кредиторская задолженность муниципалов приближается к миллиарду рублей и составляется сейчас 730 млн.

В условиях перманентной стагнации муниципальные перевозчики для обоснования своих аппетитов обычно выходят с громкими заявлениями о грядущем коллапсе в случае недофинансирования.

Так, 18 ноября на страницах рупора «Федерации омских профсоюзов», газеты «Позиция», вышла статья под заголовком «А воз и ныне там» - это об омском транспорте». Муниципальные перевозчики прогнозировали полную остановку муниципального общественного транспорта в первом квартале 2016 года из-за финансовых проблем. Хотя проблемы у муниципалов начинают сказываться уже сейчас. В середине ноября пассажирское предприятие № 4, обслуживающее Московку, не выпустило в линию свои автобусы из-за отсутствия лицензии. Позже данное предприятие лицензии получило, но тут же столкнулось с новой напастью - нехваткой горючего.

На минувших выходных по этой причине пассажирские предприятия № 4 и № 7 смогли выпустить лишь часть машин в рейс. И судя по всему, проблема с топливом станет основной для перевозчиков на ближайшее время. Так, этой осенью компания «Газпромнефть-корпоративные продажи» обратилась с иском в Арбитражный суд Омской области к МП ПП-4 Омска о взыскании 32 млн рублей за горючее. Свои иски получили: ПАТП-2 - на 22 млн рублей, МП ПП-8 - на 19 млн рублей и два иска к реорганизованному ПП-7 - на 15 млн рублей. Сами муниципальные перевозчики говорят о долге за ГСМ в 150 млн рублей. 

По иронии судьбы, бунта пассажиров удается избежать благодаря частникам. И если раньше им, возможно, необоснованно пеняли за отсутствие дисциплины, то сейчас власти официально возлагают надежды на частника, ставшего страховкой на случай ЧП. Причем фактически на те же «ГАЗели», которые сами же планируют сократить.

«У нас по ПАТП сейчас за долги отключили заправку, топливом нас не заправляют, поэтому мы оперативно часть автобусов [сняли] с целью, чтобы в понедельник, в рабочий день, вывезти людей с Московки, а сегодня выходной, пассажиропоток маленький, «Газелями», частниками справимся, и часть перекрыли за счет других парков», - прокомментировал корреспонденту НГС55 невыход автобусов в рейс начальник отдела организации перевозок департамента транспорта Игорь Кожухов.

С другой стороны, и доминирующие сейчас на рынке частные перевозчики не обходятся без нареканий. Но в основном это касается нелегалов. От их деятельности теряют все: бюджет - налоги, участники рынка - пассажиров, а сами пассажиры - качественное обслуживание. При этом легальные частники работают без обременения для городского бюджета и даже закупают новую технику.

Отметим, что сформировавшийся сейчас рынок пассажирских перевозок Омска основывается на взаимодополнении частных и муниципальных представителей отрасли. Как уже упоминалось выше, в случае ЧП у муниципалов коллапса с пассажирами удается избежать именно при помощи частника. В свою очередь ломка сформировавшегося рынка через отстранение частного перевозчика от выгодных маршрутов, по сути, оставит пассажира один на один с нестабильно работающими муниципальными перевозчиками и нелегалами.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории "Городские новости"
Читать все омские новости

Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.


Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!