Криптовалюты

Доллар - 92,13

Евро - 98,70

Тенге - 0,20

Интервью4201

Хендрик Маргул, немецкий учитель

Хендрик Маргул, немецкий учитель

«Я сам поклонник того направления в педагогике, которое нацелено на раскрепощение, на развитие свободного чувства, свободного желания. Педагог открывает мир ребенку, а ходить в этом мире он будет самостоятельно».

«СуперОмск» продолжает прерванный выборами информационный эксперимент «Кто мы для чужих?». Следующим нашим собеседником стал учитель из Германии, два десятка лет преподающий немецкий язык нашим детям и сделавшийся немного русским за это время. Кстати, намерения германцев на наш счет в свое время предельно откровенно озвучил экс-канцлер Гельмут Коль, так и сказал, дескать, нужна нам здоровая кровь из России, и открыл дорогу для иммиграции. Хотя в тех наших немцах немецкого иногда оставалось меньше, чем собачьего в дельфине… Видать, турки с арабами коренных немцев чем-то устраивать перестали, невзирая на толерантность. Теперь, может быть, надежда слегка посмуглевшей Европы в россиянах, пусть номинально и не немцах. Но это я так, наш собеседник к этим процессам никакого отношения не имеет. В общении с ним приятно удивляет предельная корректность – вот уж что неистребимо в европейцах, так это безусловное уважение к любому человеку. И знаете, ожидание, что и собеседник будет априори испытывать к тебе такой же пиетет, – это хорошо, но, к сожалению, не по-русски…
        
Вопрос:
Что привело вас в Россию: служебный долг или искреннее желание, а может, поиск экстремальных ощущений? 

Хендрик Маргул: На этот раз мое пребывание в Омске – это служебный долг, контракт. Я работаю в организации, которая отправляет учителей по всему миру. Цель организации – подготовить иностранных учеников к получению языкового диплома. Это германский диплом, он признан во всей Европе. С этим дипломом можно поступать в любой германский вуз без дополнительного тестирования на знание языка.

Вопрос: Наших школьников соблазняет перспектива дальнейшего обучения в Германии?

Хендрик Маргул:
Я не могу говорить о перспективе, она не в моих руках, а в руках тех, кто хочет язык изучать. От учеников должно исходить желание изучать язык. (N.B. Часто желание что- либо изучать у детей отсутствует напрочь. Если советская педагогика какие-то знания заталкивала в головы силком, то педагогика сотрудничества может оставить головы деток девственно чистыми.- С.П.)
А вот мотивация проста: в Европе сегодня на немецком говорят чаще, чем на английском. Конечно, при трудоустройстве на работу в Европе помогает английский, но если посмотреть на карту, то в большинстве стран распространен немецкий. (Возможно, Хендрик невольно проговорился – там, где в Европе еще работают по-настоящему, говорят по-немецки – С.П.)     
Конечно, я не говорю о конкуренции немецкого и английского языков, английский признан во всем мире. Просто для России немецкий сегодня актуален, отношения между нашими странами активно развиваются. 

Вопрос: Чем наши школьники отличаются от немецких, кто более замотивирован на учебу? Или дети – везде дети?         

Хендрик Маргул:
Интерес ребенка, допустим, к иностранному языку – он либо есть, либо нет. Но я заметил, что в Германии ребенку легче получать знания. Это такой специфический подход, он направлен на то, чтобы развивать раскрепощенность у ребенка, самостоятельность. А в России, в которой я нахожусь уже двадцать лет, школа требует от ребенка «зубрить». Хотя системой педагогики, я назову ее советской, в стране принято гордиться… Но просто забитые в голову знания не помогают в изучение языка, например. Не помогают в общении в простом разговоре. Хотя есть, конечно, всякие семинары для учителей иностранного языка, курсы повышения квалификации и прочее туда-сюда… Но реальность: изучается огромное количество материала, а в итоге разговаривать на иностранном языке в восьмом-девятом классе – это оставляет желать лучшего…

Вопрос: Может быть, разные цели ставят перед собой системы образования – германская и российская? Мы, по советской инерции, стремимся прежде всего воспитать, а вы – дать только знания? И что в большей степени может пригодиться в жизни?

Хендрик Маргул:
Не надо, пожалуй, сравнивать, что лучше, а что хуже. Если оценивать, кто лучше, всегда кто-то остается печальным. (Любопытно, без дилемм, не хуже и не лучше – просто разные – С.П.)
Даже такая педагогика развивалась в Европе в восьмидесятые – «без проигрыша». В сравнении кто-то всегда будет чувствовать себя несовершенным, недостаточным.   Я сам поклонник того направления в педагогике, которое нацелено на раскрепощение, на развитие свободного чувства, свободного желания. Педагог открывает мир ребенку, а ходить в этом мире он будет самостоятельно. А что я вижу здесь – учитель постоянно окружает ребенка заботой, постоянно. По-моему, это не дает возможности ребенку почувствовать свои силы и свои недостатки. В результате такого подхода в школах и на улицах дети, когда вырываются из-под опеки, начинают искать выход своей нереализованной энергии. Для них присутствие взрослых наконец-то закончилось, и они могут поступать по–своему. (Не в этом ли и заключается парадокс вежливых отличников, запинывающих насмерть несчастных бомжей??? Пар не стравили – котел и взрывается – С.П.)
Постоянная опека рождает протест. Мы любим жаловаться на молодежь, для меня это феномен, ведь это мы их такими воспитали. Они просто показывают нам результаты нашего воспитания. Получается, замечания-то мы должны делать сами себе.       

Вопрос: Есть легенда на Руси, что в Европе не принято спрашивать у ребенка, как он учится – это–де вторжение в приват? Насколько это правда?

Хендрик Маргул:
Нет, я с таким никогда не сталкивался. Я как коренной немец могу сказать, я много работал в школах и такой вопрос об успеваемости вполне уместен. Даже в разговоре с ребенком или подростком, юношей – это основная тема. Это совершенно нормально. Вот говорить о зарплате в Германии действительно не принято. Это неприличный вопрос. (Кстати, совершенно непонятно, почему? Как я узнаю, с кем имею дело, если не узнаю, каким образом он добывает деньги? – С.П.)   

Вопрос: В России много говорят о Ювенальной юстиции, многие боятся, что это нововведение сделает родителей и детей врагами. Дети будут бороться с родителями при помощи государственной машины. Что-то запретить или наказать ребенка за проступок будет просто невозможно? В Германии есть опыт такого законодательства – к чему это привело и так ли это страшно?       

Хендрик Маргул:
Права ребенка следует защищать, и такие законы есть в Европе, только это никак не касается споров между родителями и детьми – это внутрисемейное дело. Юстиция  не вмешивается в воспитание. Семья – основа общества, и все это прекрасно понимают.

Вопрос: Но в наших школах детям пишут телефоны комитетов по защите их прав и говорят родителям, что запрет гулять – это запрет на передвижение, запрет на многочасовое сидение в Интернете – это запрет на получение информации, запрет на встречу с друзьями – это запрет на общение, а это нарушение прав ребенка. И ссылаются при этом на европейский опыт.

Хендрик Маргул:
Оп–па…  Россия перенесла на себя только то, что угодно и удобно кому-то. В Европе четко прописаны не только права ребенка, но и права родителей, не могут права одного ущемлять права другого. А такая трактовка приведет только к конфликтам внутри семьи. К заимствованиям надо подходить очень разумно. И обязательно учитывать местные нюансы.

Вопрос: О детях поговорили, теперь о взрослых и их мире. В чем специфика России?

Хендрик Маргул:
Я просто иногда «колебаюсь» между русскими чертами, подходом к жизни, менталитетом. Это иногда дает такую легкость. В России многие вопросы не принимают так всерьез, как в Германии. Но иногда, когда это касается подхода к человеку, труду, карьере, в этом легком отношении есть доля равнодушности. Это меня очень мучает, я вижу, что человек не думает о другом человеке. А вот радость момента, радость мгновения – это меня восхищает в России. Люди, несмотря на ситуацию, положение, обстоятельства, умеют радоваться мгновению. Давайте посидим, пообщаемся, попоем песни, не думая о завтра. В Германии это не так легко. Еще в России есть мнение, что у нас всего много – значит, беречь не надо. Но это, надеюсь, ненадолго – энергия, вода… все это вы тоже привыкаете экономить и беречь. Не так, как немцы, конечно, у нас это развито слишком даже. Вот еще задевает – на дорогах не уважают друг друга и пешеходов. Смотрите на светофоры! Я очень больно это замечаю, когда машины выезжают на пешеходные переходы – это не думать о других!

Вопрос: Что русского появилось в Хендрике Маргуле после двадцатилетней работы в России?

Хендрик Маргул:
Я стал суеверным, больше стал. Я сначала наблюдал, а потом стал соблюдать мелкие правила: не сделай это, не сделай то – плохая примета. Я стал верить во что-то высшее. Выше человека, государства и всего существующего. Просто когда нет выхода, обращаешься к чему-то высшему. И еще, я научился принимать ситуацию такой, какая она есть. 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории "Интервью"
Читать все новости Омска

Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.


Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!