Криптовалюты

Доллар - 93,44

Евро - 99,57

Тенге - 0,20

Интервью5212

Сергей Поляков

Сергей Поляков

«Мы не убиваем людей, мы ликвидируем нелюдей».

Лица, скрытые под масками, спецамуниция, прикрывающая фигуры, умение убивать с оружием и без, и главная цель – спасти заложников любой ценой. Легендарная «Альфа» – антитеррористическое спецподразделение сначала КГБ, теперь ФСБ. Еще одна характерная черта – бывших «альфовцев» не бывает. Полковник Сергей Поляков, вице-президент Международной Ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа», сказал мне об этом в самом начале нашего разговора. Для человека, непрерывно воюющего с 1981 года, Сергей Андреевич чрезвычайно мягок, деликатен и прост в общении. С виду типичный русский интеллигент. На самом деле ветеран и непосредственный участник всех кровавых событий, которыми, к сожалению, так богата новейшая история нашей страны.

Итак, на страницах «СуперОмска» интервью ветерана « Альфы» Сергея Полякова.

Вопрос: Что привело Вас в Омск?

Сергей Поляков: Божий промысел. Центр военно-патриотического воспитания в Омске официально начал свою работу. Это и было целью моего визита, открытие центра. Патриотическим воспитанием нужно заниматься всегда, и неважно, какой режим сегодня у власти. В такой стране, как Россия, всегда необходимы патриоты. Советская практика молодежных организаций доказала свою эффективность и значение. Мы обладали колоссальным воспитательным потенциалом. Эту советскую систему воспитания патриотизма сегодня взяли на вооружение те, кто вчера еще был нашим потенциальным противником.

Вопрос: Кому и зачем, на Ваш взгляд, было нужно навязывать нам нелюбовь, а иногда и презрение к собственной стране, к Отечеству?

Сергей Поляков: Идеологическая война – самая изощренная война. Нам все девяностые пытались доказать – вы жили не так, ваши ценности были ложными. В разряд ложных пытались поставить и патриотизм, само слово было под негласным запретом. Есть силы на Западе, которые всегда активно не любили нас, не любили России, и это было и будет всегда. Такая вот историческая данность. Мы для них чужие по духу, менталитету, отношению к жизни. В девяностые был отнюдь не первый крестовый поход на Русь.

И наше главное отличие – это православие. Мы воспитаны на нем, мы просто несем в себе этот ген православия. Ведь никто и не скрывает особо из заинтересованных в окончательном уничтожении России сил, что их главная цель сегодня – православная вера.

Все эти Пусси Райты и пиление поклонных крестов, нападки на церковь в массмедиа – это «проба пера», поиск слабого места. Спляши девочки в мечети – уже вечером сидели бы на колах, в синагоге – на них вообще весь мир бы ополчился. Мои слова – это не злобствование, я за двадцать пять лет в «Альфе» научился разрешать конфликты разными способами и, например, переговоры мне ближе, чем перестрелки.

Вопрос: Двадцать пять… О чем вспоминают ветераны «Альфы», когда собираются вместе.

Сергей Поляков: Мы даже не вспоминаем, мы всегда помним: Афганистан, Чечня, да все «горячие точки» на карте страны. «Альфа» – это братство, скрепленное пролитой кровью. Это не пафос, это надо понимать буквально. Вот и наша традиция третьего тоста. Нас ведь в подразделении всего двести человек и двадцать семь погибших. А ведь даже потеря одного бойца для нас – это ЧП. Уровень подготовки высочайший. Пять-семь лет воспитывается каждый боец «Альфы». И это с учетом того, что мы набираем в кандидаты самых лучших из элитных подразделений всех силовых структур России.

Вопрос: В чем специфика подготовки «альфовца»?

Сергей Поляков: Это комплексная подготовка. Духовная, психологическая. Человек должен быть очень устойчивым, быть готовым к мгновенной смене обстановки, к самым непредсказуемым ситуациям. Ведь неслучайно, когда мы появляемся на месте событий, даже наши коллеги из ФСБ, МВД, армии смотрят на нас, как на богов. Мы прилетели, значит, у противника возникли большие проблемы. Так было в Афганистане, Буденновске, Беслане. Бесланской трагедии исполняется восемь лет. Я непосредственный участник этих событий. Страшная трагедия, даже мы не смогли спасти всех заложников, из тысячи ста двадцати восьми человек погибло сто семьдесят с лишним детей и сто сорок восемь взрослых.

Вопрос: Вы ведь и участник событий в Буденновске, когда бандиты во главе с Шамилем Басаевым захватили роддом, фактически спрятались за детей и беременных женщин, ведь «Альфа» уже штурмовала здание, почему тогда остановились?

Сергей Поляков: Знаете, тогда все-таки брать больницу штурмом было нельзя, потери заложников были бы огромны. Не говоря уже о том, что и мы потеряли бы 70% личного состава. Если бы мы пошли до конца, ворвались бы в здание больницы, а мы уже в трех местах подошли к ней вплотную, то половина из трех тысяч заложников была бы убита. Здание было заминировано и Басаев пошел бы до конца. Боевики и вооружены были прекрасно, тяжелые пулеметы, у каждого автомат с подствольником. И приказ Басаев отдал, если будет штурм, то бросаться в гущу заложников и подрывать себя гранатами. Но если бы приказ штурмовать поступил, мы пошли бы на штурм. Иначе пошли бы другие, менее подготовленные, и все стало бы гораздо страшнее. Тем более что в результате наших действий и последовавших переговоров бандиты отпустили заложников. Потом, когда бандиты уже сидели в подготовленных для штурма автобусах, оставалось только вывезти их за пределы города и уничтожить. Уничтожить банду Басаева в тот момент хотели очень многие, но ситуация была неоднозначная. Черномырдин дал слово Басаеву, что их выпустят, и это было не его решение, а Ельцина, который тогда находился в Канаде, да и Запад, конечно, подключился. Хотя, их целый день возили, и артиллерия готова была их расстрелять, и летчики готовы были на куски их порвать.

Вопрос: Сколько войн было в вашей биографии?

Сергей Поляков: Моя война не прекращается с 1981 года, с Афганистана. Первый Афган, второй, потом развал СССР, и мы из войны не вылезали, Средняя Азия, Чечня…

Вопрос: Это страшно, столько лет на войне?

Сергей Поляков: Когда знаешь за что воюешь, то не страшно. Да и я – офицер, давший присягу.

Вопрос: В советское время престиж истинно мужской профессии – офицер – был чрезвычайно велик. Однако сегодня в почете несколько другие ценности. Что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию?

Сергей Поляков: Это вполне объяснимо: работа «пятой колонны» внутри страны по подмене истинных ценностей ложными. И на этом поле спецслужбы противника нас просто переиграли. Хотя знаете, эти же мальчишки, которые не хотели служить в армии, приехав в Чечню, становились настоящими бойцами. Сам ростом меньше винтовки или пулемета, а за месяц становится настоящим солдатом. И ведь это они пронесут с гордостью через всю свою жизнь, они ветераны боевых действий. Такое не забывается. В нас генетически заложено защищать Родину, и этот ген никакие реформы не уничтожат. Я думаю, все вернется на круги своя. Тем более что на самом верху отношение к армии уже существенно изменилось. Все поняли ее значение, изменится отношение и в обществе. Конечно, еще очень много делается непродуманного, контрактная армия, например. Не можем содержать призывную, а на контрактную нужно денег в десятки раз больше… Да и в американскую форму нас не надо было переодевать и создавать какие-то бригады непонятные. Но все-таки я считаю, современная армия России в состоянии решать поставленные перед ней задачи. И министр обороны понял, что наделал много ошибок, не получилось у тех, кто сильно этого хотел, развалить российскую армию.

Вопрос: Были в Вашей боевой практике приказы, которые не хотелось выполнять?

Сергей Поляков: Были. В том же Буденновске я уже был начальником отдела, и мы понимали всю абсурдность штурма, но если бы приказ поступил, я бы все равно его выполнил. В 93-м при штурме Белого дома. Нас тогда уже номинально-то и не было. Ельцыну уже доложили о расформировании «Альфы» и «Вымпела». Но если бы тогда вместо нас пошли другие, то было бы просто побоище. Мы это предотвратили.

Вопрос: Чем вооружена «Альфа» сегодня – нашим или импортным оружием?

Сергей Поляков: Нашим, может, только «ночники» (приборы ночного видения) и снайперская какая-то амуниция, импортные – то, что совсем передовое, а так – наше оружие. Вообще, после событий на Северном Кавказе, когда нас включили в программу по борьбе с терроризмом, наши сотрудники оснащены на уровне мировых стандартов. Сегодня «Альфе» есть, чем воевать. Ведь и сегодня сотрудники спецподразделений постоянно выезжают на Кавказ, и ваши омичи в том числе ,и за полтора месяца командировки проводят иногда до пятнадцати боевых операций.

Вопрос: Спецподразделения разных стран сотрудничают сегодня? Нашим опытом кто-то интересуется?

Сергей Поляков: Конечно, китайцы, израильтяне, да и САС английский или американская «Дельта». Но скажу не из патриотизма, а объективно – по эффективности спецопераций равных нашим подразделениям нет. Ведь многие спецподразделения в тех же цветных революциях выступают как диверсанты, а это совсем другой опыт.

Вопрос: Это трудно – убивать?

Сергей Поляков: Мы никогда не убиваем людей, мы убиваем нелюдей в человеческом обличье. Когда поступает приказ на атаку, никто из нас не терзается моральными сомнениями, потому что террористы и бандиты, хватающие людей в заложники, – это нелюди. А вот ликвидировать таких «Альфа» умеет.

Вопрос: Наступит когда-нибудь такое золотое время, когда бойцы всех спецподразделений России смогут спокойно уйти в отставку? Не станет террористов, и заложников не нужно будет спасать ценой собственных жизней?

Сергей Поляков: Может, когда наступят последние времена и придет Антихрист… Не знаю, но и тогда «Альфе» придется сражаться с ним и его слугами. Но по пророчеству перед этим в России наступит золотой век, так что еще поживем. Мы люди верующие. У нас перед каждой командировкой обязательно служится молебен и были случаи, когда старцы вымаливали исцеление смертельно раненым бойцам нашего подразделения.

Вопрос: На войне атеистов нет?

Сергей Поляков: Это на сто процентов!

Фото: Виктория Морозова

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории "Интервью"
Читать все свежие новости Омска и Омской области

Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.


Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!