Криптовалюты

Доллар - 92,13

Евро - 98,70

Тенге - 0,20

Интервью3451

Никита Михалков, актер, кинорежиссер, сценарист, продюсер, народный артист РСФСР, председатель Союза кинематографистов России, лауреат кинопремии «Оскар»

Никита Михалков, актер, кинорежиссер, сценарист, продюсер, народный артист РСФСР, председатель Союза кинематографистов России, лауреат кинопремии «Оскар»

«20 лет назад мы видели этакую правду с матюшком, с моралью в законе, с милиционерами-оборотнями в погонах, с коррупцией... – со всей этой мерзостью жизни. Помните, какой бум был у картины «Маленькая Вера»? Сейчас ее можно показать в передаче «Спокойной ночи, малыши».

«СуперОмск» представляет отчет о пресс-конференции Никиты Михалкова, которая прошла в рамках фестиваля «Движение». Мэтр отечественного кинематографа, как, впрочем, и всегда, не обманул надежд пишущей братии. Мы предлагаем нашим читателям наиболее, на наш взгляд, интересные рассуждения режиссера.


О «Движении»


­­– Мне кажется, с одной стороны, разнообразие фестиваля, где представлены и художественные, и короткометражные фильмы, и сериалы, говорит о многополярном отношении к кинематографу. А с другой, насколько я знаю, интерес к кинофоруму в этом году еще выше, чем в прошлом, что, на мой взгляд, очень важно. 
Как бы там ни было, зрителя обмануть трудно. Сделать это можно разочек, а дальше уже гораздо сложнее. И то, что к фестивалю сегодня проявлен такой интерес людей, то, что он постоянно обогащается мнениями и количеством зрителей, это важно и для омичей, и для тех, кто представляет здесь картины.
Я почти всю свою жизнь говорю: если есть душа, мышцы и сердце в России, то они не обязательно находятся в Москве или Санкт-Петербурге. После того как неоднократно поездил по России, понял, что в каждом регионе нашей страны есть невероятные абсолютные бриллианты: исторические, культурные ,традиционные... Что говорить об Омске? Какая история Омска! Какое важное значение для России имел Омск в прежнее время и имеет в настоящее время! 
Если фестиваль приживется в вашем городе, я буду очень рад тому, что он привлекает зрителя к кино, и буду очень горд, если его будет продолжать вести Артем (сын режиссера, актер, режиссер, президент фестиваля кинодебютов «Движение». - Прим. ред.), который, как мне кажется, им очень увлечен. 

Об Омске

– Я не хочу так точечно проходить по истории вашего края. Вы все прекрасно знаете, что такое был Омск и при Екатерине, в гражданскую войну. Не будем этого касаться. Это потрясающий край невероятной красоты, с огромной историей и богатой культурой. Здесь много моих друзей, и я слежу за тем, что здесь происходит. 
Для меня Омск – одна из любимых частей России. Естественно, что я говорю это здесь. Если бы меня спросили в любом другом городе, какие места являются на нашей земле моими любимыми, я бы обязательно включил в этот перечень Омск. 

О Первой мировой

– Я считаю, что история этой войны еще со школьной скамьи для нас оболгана. Да, прошло время, 100 лет – достаточно. Но в нашем сознании еще не созрела серьезная глубокая точка зрения. Слишком долго нам объясняли, что это, так сказать, кровавые мерзости царского режима, захватническое порабощение, которого народ не хотел, а проиграл, потому что царский режим прогнил. Это неправда.
Мы до сих пор не можем отойти от этого стереотипа отношения к ней. По большому счету она была для нас судьбоносной. И если бы не предательство, которое было вокруг, то неизвестно, что было бы с миром, как бы он был поделен в дальнейшем. 
Думаю, что у нас еще будет время и возможность, чтобы оценить значение этой войны для нас и то, как и кто себя вел в то время.
Вместе с тем, несмотря на отсутствие тех технических средств, которые были во второй мировой, первая мировая – это еще и одна из самых кровавых, страшных, жестоких войн, если иметь в виду газовые атаки, появление бронетехники и т. д.

О квотировании кино

– Это невероятно сложный, краеугольный, многогранный и противоречивый вопрос. Квотирование было принято и существует в Китае, в демократической стране – Франции. Но в последнем случае оно произошло сразу после войны – когда это еще было не так заметно, когда Голливуд не распространил свои мощь и щупальца по всему миру. Много раз пытались французов с этого столкнуть – не удалось. И они счастливы тем, что смогли это сделать, культивировать свой кинематограф, вкладываясь в прокат, производство своих фильмов. Это налаженная система, и я ей очень завидую.   
Сегодня провести киноквотирование в нашей стране – это значит убить прокат: пойдет огромный саботаж кинотеатров, киносетей. Причем, это даже не тайна – об этом открыто декларируют. 
Другой вариант. Устраивать показы отечественных фильмов в каникулы, в новогодние или в майские праздники, когда наибольшее количество людей ходит в кинотеатры, показывать только наши картины. В этом тоже есть некая ущербность, которая так же может привести к саботажу кинотеатров. Мы не должны убивать мейнстрим. 
На мой взгляд, победа в этом вопросе заключается в качестве нашего кино, в его правильном промотировании, в правильной оценке и подходе, которое должно проходить через телевизионные каналы. Они не должны брать таких денег за данную рекламу, так как это общегосударственное дело. Все равно здесь придется кому-то наступить на горло, кому-то – потесниться, кому-то – умерить свои аппетиты. 

О возрождении российского кино

– Должен вам сказать, что в какой-то момент я просто потерял надежду, потому что увидел гигантское количество картин, которые идут на западные фестивали только потому, что они настолько безобразно показывают то, чем живут эти люди. А люди устали. 
20 лет назад мы видели этакую правду с матюшком, с моралью в законе, с милиционерами-оборотнями в погонах, с коррупцией... – со всей этой мерзостью жизни. Помните, какой бум был у картины «Маленькая Вера»? Сейчас ее можно показать в передаче «Спокойной ночи, малыши». За прошедшее с момента премьеры этого фильма и до наших дней время девальвировалось понятие правды, искренности и объективности. 
Один старец сказал: «Жестокая правда без любви есть ложь». Любая может быть правда, но если в ней нет отношения, сострадания, присущего русскому человеку, русскому искусству, то русский человек от этого устает: он портится, начинает хандрить, проклинать это кино. Он говорит: «Я не хочу смотреть наши картины, потому что ничего того, что меня устроит, там нет. А порнухи я насмотрелся в свое время на дисках, а мат наслушался в метро. У меня нет стимула платить за это деньги. Да, какая-то звезда появилась. Может, человек, которого мне интересно посмотреть. Но и более – ничего».
Потрясающая картина, которую в свое время снял Панфилов про царскую семью! («Романовы. Венценосная семья». – Прим. ред.). Потрясающая! И при этом нулевая в прокате! Как это возможно? Выйди она 30 лет назад – это был бы бум.
Но со временем во мне возродились, когда появились картины «человекообразные»: например, «Остров» Лунгина.  Я увидел, как этот фильм стал поворачивать к себе зрителя. Да, это не гигантский прокат. Но это тот интерес, который был утерян. Или скажем, картина «Водитель для Веры», «9 рота»... Последний пример для меня – это картина нашей студии «Легенда № 17». Почему люди стали ходить на этот фильм? Потому что это кино, которое можно смотреть семьей. А это очень важно. Невозможно, чтобы кино разделяло семью: вот мужчине можно смотреть, а жене не стоит, а детям тем более. Когда много всего, можно сделать порнокинотеатр, и ходи туда с кем хочешь. Но когда это основной валовый продукт, это очень опасная  и разрушающая вещь для самого проката, для зрителей, для кино и т. д. А люди смотрели «Легенду» по несколько раз. Мне рассказывали, как на ночном сеансе по окончании показа бегут титры, и нет никого из актеров в зале, а зритель аплодирует. Потому что он испытал уважение и сострадание к своему соотечественнику. Это редчайшее качество, которое мы почти утратили. Много ли картин сделано с уважением к людям, которых мы видим на экране? Можно не любить, но хотя бы уважать за поступки. Думаю, если это так, если будет понимание того, что зритель не полный идиот, и то, что его может интересовать и своя история, и культура тоже, эта тенденция будет развиваться.
Обратите внимание, как русский зритель снисходителен к американским картинам. Представьте себе, что я снял «Аватар» Что бы со мной сделали критики и зрители? Они не прощают своих. И слава Богу. Я этому благодарен. Посмотрели, съели попкорн и дальше пошли. Это развлечение. Они не относятся к нему серьезно. Но нашим так нельзя. А ходить на наше серьезное кино неохота. Что там сидеть? Пойдем посмотреть американский «Аватар». Я не хочу унизить американское кино. Оно абсолютно великое. Лидер все равно. И в технических возможностях, когда не хватает того, что есть у нас, они берут абсолютно сумасшедшей техникой. 
Например, фильм «Гравитация». Елки-палки, если разобрать картину – китайская станция, наша... Все там правильно. В точки зрения идеологии все выдержано. Но он сделан так, что ты забываешь, о чем идет речь. Он завораживает, хотя мысль о том, что человечество должно оберегать землю, она прекрасна. Но это уж не Достоевский и не Толстой.
Мне кажется, что если есть будущее у кино, то оно заключается именно в том, чтобы люди, которые снимают кино, уважали тех, кого они снимают и для кого они снимают, то есть сами себя. Другие способы заставить смотреть свои картины, запретив американские, – наивно и глупо. После этого и сами потом будем над собой издеваться, потому что сделали очередную глупость.
Иными словам: надо не мечети ломать, а храмы строить. Борьба за православие ломанием мечетей – глубочайшая ошибка. Мы войну выиграли, не потому что немцев ненавидели, а потому что любили себя, друг друга, землю. Это была победа любви, а не ненависти. То же самое и кино. Абсолютно. В других масштабах, но то же самое. 

Об «Утомленных солнцем-2»
– Я никогда не снимал кино к датам. Никогда так не получалось. Другое дело, что мое кино в результате оказывалось в какой-то степени востребованным именно поэтому. Картина «Утомленные солнцем-2» ждет своего часа. Я абсолютно убежден, что пройдет какое-то время, и этот взгляд и на войну, и на мир, взгляд метафизический, взгляд притчи, религиозный, он будет еще востребован. 


О своих режиссерских дебютах
– Это был фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих». Мы абсолютно безбашенные неслись куда-то, ничего не боялись, не хотели сделать лучше других, а просто взлетели и парили, хохоча и подпрыгивая, не оглядываясь по сторонам.
После этой картины, которая имела большой успех, Ежи Кавалерович (польский режиссер, «Загадочный пассажир», «Мать Иоанна от ангелов», «Фараон». - Прим. ред.) меня просто спас. Как-то после фестиваля мы сидели, выпивали, и он сказал: «Немедленно начинай новое кино. Я потерял 20 лет жизни, сняв картину «Поезд». Я боялся сделать хуже, искал сценарии, пересматривал свои картины, думал, как это сделал, почему у меня это получилось. Забудь!» Я ответил: «Но ведь самое время славы». А он заметил: «Забудь. Пусть летит сама». Я так и сделал. Это меня спасло... Надо сразу начинать. 
Великие японские художники, достигнув славы, уезжали, меняли имя, школу, почерк и начинали все с нуля – и добивались или не добивались чего-то. Но они не использовали то, чего добились, чтобы наслаждаться и почивать на лаврах. 
В этом смысле для меня каждая очередная картина – это ужас, неуверенность и счастье именно в поисках выхода из нее. Причем совместно с актерами. Мы много репетируем, импровизируем и т. д. Совершенно справедливо сказал Юрий Лощиц (автор работ о писателе И. А. Гончарове. – Прим. ред.), что счастье – это не когда получилось и не тогда, когда получится, а когда получается. Это мгновение полета, минуты счастья, они и есть творчество – для меня во всяком случае. 
Я иногда смотрю свои предыдущие фильмы и размышляю: «Неужели это мы сняли? Мама дорогая!» Я в этом смысле счастливый человек: абсолютно не чувствую веса сделанного груза. Это не значит, что мне неприятно, когда хвалят картину или мне не больно, когда ее ругают. Не об этом речь. Но каждый раз я делаю фильм, как будто делаю это впервые.
Есть прекрасные картины очень хороших режиссеров, автором которых я не хотел бы быть. Потому что я вижу, как ему было тяжело, трудно: и в грязи, и в холоде... Я устаю, как зритель. Думаю: «Господи, милый, езжай в санаторий. Ты так устал. Невозможно».
В моем представлении должна быть легкость, радость от того, что делаешь, не легкомыслие по отношению к работе, а легкое отношение к этому. Для группы процесс созидания – это такое наслаждение, когда это семья, когда это импровизация, когда это летит, когда создается мир прямо перед тобой. Это самая большая радость. Это великая внутренняя терапия и определенного рода защита. Когда тебя называют барином, чванливым и так далее, я слушаю это и думаю: «Бог с ним. Говорят и говорят. Поработайте по 18 часов». А я уже 30 лет сплю по 3-4 часа в сутки, чтобы успеть то, что хочу сделать. Человек, который вкладывает в слово «барин» негативный смысл, он уже по определению холоп. Он внутренне слаб. И у меня его слова не вызывают оскорбления моих чувств. Но это и не значит, что я должен со всеми вести себя панибратски. Ты должен держать дистанцию. Это естественно.

О своем вине «12», «Очи черные» и «Урга»

– Я никогда не был винным человеком. Мой товарищ, где я работаю, где я снимаю в Нижнем Новгороде, Костя Тувыкин предложил спасти гибнущий виноградник, где все разладилось, но есть старые мастера, виноделы. А вино, лоза, хлеб – это же все такие библейские вещи. Что-то в этом есть мистическое. Решили попробовать. Вино оказалось действительно замечательное. Его делают по всем правилам и канонам. Партию и белого, и красного назвали «12». 
Сейчас на подходе новая партия из тех же виноградников: из других сортов новый замес, другая смесь. Она будет называться «Очи черные», а позже появится сладкое вино «Урга». А должен вам сказать, я уважаю мой труд и труд моих друзей, а потому никогда бы не разрешил назвать некачественный продукт. 
Это не коммерческая история. Она не приносит каких-то денег. Дай Бог, чтобы себя окупала. Но все это дает внутреннее ощущение созидания. Я испытываю огромную гордость, и не случайно Берлускони у меня два ящика забрал, в потом прислал фотографию: «Дорогой Никита, спасибо за общение, и не только за него, и за вино». Я тут же ее переслал виноделам, и они сделали огромный постер, который у них теперь висит, хотя Сильвио сидит в тюрьме, посуду моет или что-то еще там делает.
Вино «12» не выпускается в промышленных масштабах с точки зрения серьезного винного дела. Это примерно 4000-5000 бутылок. Кажется, много, но это не так. Для презентационных мероприятий оно годится. На рейсах Москва – Сочи во время Олимпиады было представлено.

О внуках
– Наташа (дочь Артема Мхалкова. – Прим. ред.) – очень способная девочка, пластичная, по-актерски хитрая. Роли у нее особенно и нет в моем новом фильме: она сидит, смотрит и реагирует на то, что показывает фокусник. Сцену снимают пятью камерами, и еще никто не знал, что Наташа – дочка Темы и моя внучка. 
Когда я выдал монтажеру этот материал, тот складывал сцену и все время вставлял реакции Натальи. Я подумал, что он знает, что она моя внучка и, видимо, решил потрафить и поинтересовался: «Что ты столько понавставлял эту девчонку?» Он говорит: «Слушай, она так на все потрясающе реагирует! Посмотри на это, на вот это и вот сюда... она такая выразительная. Изумительно!» Я уточнил: «А кто она?» Он ответил: «Я не знаю, кто она, но вот посмотри». Я понял, что он не в курсе, кем мне Наталья доводится и заметил: «Между прочим, я бы заподозрил подхалимаж. Вообще это моя внучка!» Он не поверил: «Да ладно! Не может быть! Ну значит давай вырежем эти куски». Здесь я возразил: «Если хорошие сцены, пусть останется. Не надо грязи. Без фанатизма». 
Наталья – очень гибкая, пластичная, веселая и умная. Не знаю, будет ли она актрисой. Это вообще всегда очень такая штука обманчивая: со временем меняется характер, темперамент, много чего. Прости, Господи, я ненавижу все эти детские конкурсы, когда накрашенные маленькие девочки с подведенными ресницами что-то изображают. Мне кажется, это такое насилие и так развращает детей в том смысле, что они теряют о себе реальное представление. Они нравятся родителям, соседям, и в результате начинают задыхаться от своих возможностей. А когда приходит момент определить, кто они, они не могут поверить, что в этом деле они – никто. Я к этому очень осторожно отношусь.
Вообще никто из моих девяти внуков не просил у меня сниматься. Удивительно! Когда мы закончили съемки Натальи, слышу – страшная истерика за декорацией. А там она: «Все кончилось! Я никогда сюда больше не попаду! Такое счастье!» Она решила, что все – на этом ее кинокарьера кончилась. Она никогда не просит, но в ней существует это желание, а в остальных внуках нет, они такие самостоятельные. Называют меня Никитон. Никакого почтения. Я этому очень рад. Нормальные люди.

О новом фильме «Солнечный удар»


– Я подал заявку на съемки фильма «Солнечный удар» по рассказу Бунина 37 лет назад. Тогда этого автора нельзя было трогать. Но это неважно. Я никак не мог подойти к этой картине, пока не пришла в голову мысль соединить этот материал и книгу этого же писателя «Окаянные дни». Это потрясающий документ эпохи – страстный, страшный и жестокий. Абсолютно непохожий на Бунина не по внутренней злобе, не по язвительности, не по желчности. И это не воспоминания о прошедшем когда-то, а свидетельство его настоящего времени. Он пишет: «Сегодня вышел на улицу...» Это грандиозный документ. Я читал его давно в самиздате, но даже не представлял себе, что он будет опубликован.
Получится не просто картина, это еще и 5 телевизионных серий. 
У нас задействована «цифра» самой последней модели по цветопередаче, по температуре, по диапазону возможностей... Я всегда к ней относился несправедливо. Здесь все выглядит как на настоящем свежем кодаке. Две основные камеры и три дополнительных – с их помощью операторы доснимают те детали, которые ты можешь не увидеть, если захочешь досмотреть на общем плане, если они были. 
В этой картине мы пытались снять некую историческую хронику, как бы документальную картину о происходящем в 20-м году. Есть сцены, которые не вошли в картину, но они войдут в сериал и это будет правильно. 

Об отдыхе
– Его не может быть по определению. Ты приходишь к какой-то мысли. Работаешь, получается или не получается – неважно. Вот лег ты спать, и дай Бог, проспал довольно долго, но ты просыпаешься с этой же мыслью. Этот процесс идет почти всегда. Неполучающиеся сцены, проблемы, которые есть. Ты можешь о них не думать, но они все равно в тебе работают. Отключиться и смотреть в небо у меня практически не получается. В свободное время я стараюсь заниматься спортом. Но это уже часть быта. Либо занимаюсь охотой или верховой ездой.
Может, это будет звучать довольно странно: конь – это удивительное существо. Если ты не уверен в коне, ты все время будешь думать, куда он наступит: не испугается ли, не дернется? Возможность думать во время верховой езды или разговаривать с ним – кажется шизофренией, но должен сказать, что иногда намного полезнее поговорить с конем, чем с человеком. По крайней мере, не нужно ни ему кем-то казаться, ни от него чего-то ждать. Просто разговариваешь, а ответы приходят сами по себе. 
А если ты действительно иссяк или иссякаешь, то надо куда-то поехать или в клинику ложиться. Но тогда тоже все время занят: процедуры с утра до ночи. И там устаешь больше, чем надо. 
Я с завистью слушаю, когда говорят: «Мы были там-то». Но туризм, когда  говорят: «Посмотрите налево, посмотрите направо...» – ненавижу. Мне намного интереснее сидеть в кафе, где тебя не знают, и просто наблюдать и решать: какой человек идет, какой у него характер, что у него в карманах, что он думает... Казалось бы, тоже какая-то шизофреническая вещь, но она ужасно увлекательна. Когда есть возможность еще и проверить твои догадки, очень интересно, насколько ты ритмически совпадаешь с внутренним миром этого человека. Это увлекательнейшее занятие, намного интереснее, чем в музее. Хотя в музеи тоже надо ходить. 

Автор Кристина Попович

Фото Кристины Попович и из открытых Интернет-источников

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории "Интервью"
Читать все новости Омска за сегодня

Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.


Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!