Криптовалюты

Доллар - 65,94

Евро - 75,14

Тенге - 0,17

Интервью4547

Денис Мацуев, пианист, народный артист России, президент Межрегионального благотворительного фонда «Новые имена»

Денис Мацуев, пианист, народный артист России, президент Межрегионального благотворительного фонда «Новые имена»

http://matsuev.ru/

«Это ужасно, когда невинные люди умирают, и наша задача – играть музыку, которая должна вылечить многих. В такие времена – это наш долг».

Выдающийся пианист современности, именем которого названа звезда в созвездии Лиры. Самый молодой обладатель звания «Народный артист России». Один из самых востребованных пианистов в мире. Критики, говоря о Денисе Мацуеве, без оглядки называют его гением. Поклонники классической музыки уже не представляют оную без имени российского исполнителя. Денис Мацуев играл на Церемонии закрытия XXII Зимней Олимпиады в Сочи, перед английской королевой в Букингемском дворце, Папой Римским в Ватикане, президентами США и России в Белом доме. Он дает 200 концертов в год и беззаветно любит сибиряков. Омск – город-счастливчик, куда Денис Мацуев регулярно приезжает.

Помимо творчества – благотворительность, общественная деятельность, поиск новых талантов. Четвертый год Денис Мацуев награждает юные омские дарования в рамках просветительского проекта «Новые имена - регионам России». В этом году премий благотворительного общественного фонда под руководством народного артиста удостоились 12 деток.

«Сибиряк – это национальность»

Всегда тепло в Омске. Холодно, конечно, на улице, хотя я сибиряк, поэтому морозец очень приятный. Но здесь тепло внутри. Для меня ценен каждый раз приезд в Сибирь, независимо куда, я не разделяю Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск. Потому что все – одна большая семья, семья сибиряков.

Сибиряк – это национальность, это отдельный менталитет и самое главное – доброта. Доброта в глазах, поступках, лицах. После любого концерта у публики должна быть улыбка, настоящая. Когда говорят «Я устал от концерта», это значит, что концерт не получился. От настоящего концерта устать невозможно. Если ты отдал все силы, но тебе из зала возвращается гораздо больше, ты все правильно сделал.

 

«Терроризм процветает»

Мы накануне с Валерием Гергиевым завершили наш европейский тур, немецко-австрийский. Все пять концертов Прокофьева исполнили. Мы посвятили свое выступление памяти жертв в Париже. И, безусловно, эта музыка звучала по-особенному. 

Париж для меня - близкий город. Десятки раз проходил мой фестиваль во Франции. Дирижеры, оркестры, музыканты – там живет огромное количество моих друзей. И многих я обзвонил, многим писал со словами поддержки. Все в шоке, невозможно это описать словами. Но не надо забывать, что был не только Париж. Недавно у нас самолет взорвался, трагедии случились в других местах. Терроризм процветает. Мы можем бороться только выходом на сцену и лечить людей музыкой. Нужно объединиться против этого зла. Это ужасно, когда невинные люди умирают, и наша задача – играть музыку, которая должна вылечить многих. В такие времена – это наш долг.

 

«Концерт в Беслане»

Я считаю, что, несмотря на мировые потрясения, классическая музыка является нужным и правильным терапевтом для всех. В первую очередь, конечно, для публики, потому что настоящая музыка, классическая, лечит, это сто процентов. Я очень часто играю концерты, которые называются «Музыка лечит». На фестивале в Иркутске «Звезды на Байкале» у нас всегда проходит под этим названием ряд концертов для детей-инвалидов. Очень непростая атмосфера в зале, но тем не менее ты чувствуешь, что эти дети понимают. И мы делаем так, чтобы дети играли для детей. Это правильно.

Я никогда не забуду концерт в Беслане перед этой школой, это было через десять дней после трагедии. Одно из самых трудных моих выступлений. Потому что там сидели те самые дети, и тот концерт Чайковского был совершенно особенным. Я считаю, что музыка в такие моменты очень помогает. Любые негодования, любые конфликты… Скажем, мы с дирижером Зубиным Метой, который возглавляет Израильский филармонический оркестр, открывали сезон в Тель-Авиве. Шесть концертов подряд в трехтысячном зале, ни одного свободного места на каждом концерте – и евреи, и арабы сидят вместе. Концерт – то место, где любые конфликты остаются за стенами концертного зала. Это очень сильный показатель.

 

«Культура не должна оставаться в проигрыше»

Времена, безусловно, нелегкие. Многое сокращается, зарплаты в том числе. Финансирование культуры и так не очень мощное. На мой взгляд, уже должен пройти закон о меценатстве, который нам нужен как воздух. Приведу простой пример: в Америке нет ни одного симфонического оркестра, который поддерживает государство. Любой американский оркестр – это пожертвования, спонсоры, меценаты. И в программке концерта всегда есть список людей, которые помогают. Начиная от больших корпораций, которые дают миллионы долларов, и заканчивая теми людьми, которые дают 20 долларов. Я вижу в этом выход. Сейчас мировой кризис и европейский кризис, это серьезно, но тем не менее лучшие симфонии Шостаковича прозвучали в блокадном Ленинграде. Несмотря на любые финансовые трудности, культура не может оставаться в проигрыше. Власти должны удержать то, что есть.

Главное, чтобы кризиса не было в самом жанре. Если мы говорим о пианистах, там кризиса нет и не будет, слава богу. В нашей пианистической российской школе сформировалась такая команда, такое фантастическое поколение! Оно отличается от моего поколения своим рационализмом в хорошем смысле слова. Они знают, что нужно позаниматься и на инструменте, и почитать книгу, и сходить в театр, и позаниматься спортом. Всего остального мы будем добиваться.

 

«Рекордное количество концертов в год»

Я не выбираю по национальности. Я считаю, что талант не имеет национальности. И публика не имеет национальности. Куда бы меня ни приглашали, я еду и играю с одинаковой экспрессией. Безусловно, русская публика для меня самая важная, самая ответственная, самая любимая и самая трудная в то же время. Потому что она меня знала совсем с юного возраста. Каждый мой выход на сцену – это огромное испытание. Я был в Омске 15 или 20 раз, возможно больше. И это для меня двойная ответственность. Я играю рекордное количество концертов в год, половину в России, и каждый из них – с одной стороны как первый, с другой – как последний.

Про уникальный показатель в нашей стране. Я совершил очередное свое европейское турне – Мюнхен, Вена, Берлин, Лондон, Нью-Йорк. Публика в зале – за 60 лет. У нас абсолютно противоположная история, в зале сидят молодые лица, интеллигентные, понимающие лица, тишина царит во время концертов не только моих, но и моих коллег. Это говорит о том, что публика хочет слушать классическую музыку.

 

Еще один долг…

Я очень боюсь слова «вундеркинд». Если ребенок очень талантлив на сцене, особенно в самом раннем возрасте, то это очень здорово. Но потом начинается переломный момент – 15-16 лет, нужно отчетливо понимать, что развитие происходит постепенно. Здесь не менее важен талант родителей и педагогов, которые должны правильно помогать – советами, поступками. Если вы сейчас посмотрите афишу любого зала в мире и увидите в ней русское имя, то будьте уверены, что это выходец из фонда «Новые имена» (25 лет назад фонд был создан Иветтой Николаевной Вороновой. Сегодня Денис Мацуев является его президентом). Мы  уже в четвертый раз вручаем стипендии в Омске. Я благодарен всем и спасибо, что вы вместе с нами. 12 стипендий - это сильный результат, а стипендиат фонда «Новые имена» - это очень серьезно.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории "Интервью"
Читать все новости Омска и Омской области