Криптовалюты

Доллар - 66,43

Евро - 75,38

Тенге - 0,17

Аналитика1597

ИТОГИ НЕДЕЛИ: возвращение электрической нормы, новые полеты из Омска и реформы в управлении городской недвижимостью

ИТОГИ НЕДЕЛИ: возвращение электрической нормы, новые полеты из Омска и реформы в управлении городской недвижимостью

Потребители сдадут нормативы по электричеству

Позабытая вроде несколько лет назад идея введения социальной нормы на электроэнергию, изрядно взбудоражившая потребителей, обрела новое дыхание. Ранее в семи пилотных регионах установили норму от 50 до 190 киловатт-часов в месяц на человека. Однако в январе 2014 года ее отложили на два года. Теперь предлагают ввести «тарифные пакеты для различных категорий потребителей». Конкретные параметры пока не называются, но принцип будет примерно таким: чем больше тратится электричества, тем выше тариф. Нововведения планируется запустить в следующем году. Потребление до 300 квт/ч оплачивается по базовому тарифу, от 300 до 500 по повышенному. А при месячном потреблении свыше 500 вводится тариф «экономически обоснованный», но объем фиксируется не на человека, а на «точку подключения», то есть домохозяйство.

Для граждан, нуждающихся в соцподдержке, предполагаются субсидии. Но при этом может сократиться число категорий потребителей, приравненных к населению. Речь идет о постепенной отмене льготных тарифов для селян, а также квартир с электроплитами или электроотоплением.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

Расходы в любом случае в среднем вырастут, что уже активно используется тем же руководством КПРФ для критики предложений наряду с пенсионной реформой и другими либеральными экономическими действиями «в стиле Чубайса и Гайдара». С одной стороны, понятно, что нагрузка вырастет прежде всего на средний класс, обладателей больших квартир с большим количеством электрооборудования. Однако ведь электроплиты и электроотопление зачастую являются единственными вариантами и у совсем не столь обеспеченных жителей. А это означает новую волну установки в домах газовых баллонов, соответствующих аварий со всеми вытекающими последствиями. Аналогичным образом – в сельских районах нагрузка возрастет не только на обладателей коттеджей из числа зажиточных горожан, но и на крайне малообеспеченных в среднем сельчан, что в очередной раз нарушает принципы «социального государства» «первых сроков Путина».

Электроэнергетика обладает избыточными мощностями, составляющими пятую часть всего потребления в стране, но данные мощности не задействуются, чтобы иметь возможность вводить новые мощности, и содержать их в итоге приходится всем потребителям. Очевидно, корпорации не желают больше нести нагрузку за свой счет и поставили вопрос ребром. Энергетики же так и не нашли возможностей экспортировать избытки электроэнергии за границу, хотя потребности в ней высоки в целом ряде стран (Китае, особенно – в Японии, где общественность оказывает огромное давление на атомную энергетику после событий Фукусимы; анонсированное строительство моста на Сахалин – одно из возможных звеньев для создания экспортной системы).

До конца реформа все равно не решит проблему перекрестного субсидирования, более того, усложнит структуру – при выделении различных групп потребителей уже одни из них будут фактически субсидировать других. Работать же с сетевым тарифом лоббистам принимаемых решений бессмысленно, т.к. это означало бы действовать по известному принципу унтер-офицерской вдовы.

Сложно расценивать изменения в комплексе, пока нет окончательных параметров. Очевидно одно – сильнее всего она ударит по неопределенному пока кругу социально незащищенных категорий, которым просто некуда деться (сельчанам в местностях, где не проведена газификация, в городах – упадут цены на квартиры с электроплитами в спальных районах и т.д. и т.п.), также сильно «попадет» средний класс, пытавшийся обеспечить жизнь электротехникой по европейским стандартам (и, как следствие, большие убытки понесут сетевые ритейлеры той самой техники).

Если, по оценкам аналитиков Альфа-банка, покупательская способность россиян из-за налоговой и пенсионной реформы сократится на 800 млрд рублей, или 2% расходов домохозяйств (500 млрд – из-за роста цен и 300 – из-за недополучения пенсионных выплат двумя миллионами жителей), то последствия действий в электроэнергетике могут привести к перераспределению из бюджета средств домохозяйств в бюджет средств предприятий и организаций, конечно, меньшей в разы суммы, но, по ряду оценок, в итоге они могут составить ежегодно еще до 1% расходов домохозяйств.

 

 

Управление городской недвижимостью обещают сделать эффективным

Муниципальная недвижимость

Департамент имущественных отношений мэрии готовится создать путем преобразования из других юрлиц два подведомственных бюджетных учреждения: «Центр аренды и мониторинга имущества» (ЦАМИ), а также «Центр мониторинга и анализа». Ожидается, что структурам передадут в оперативное управление всю муниципальную недвижимость города. Отметим, ранее предприниматель в случае пятилетней аренды муниципальной недвижимости мог выкупить ее на льготных условиях согласно федеральному закону 159-ФЗ. Оперативное управление лишит их такой возможности.

Предстоящие изменения вызвали волнение среди самих сотрудников предприятия. Так, МП «Муниципальная недвижимость» в несвойственной для таких организаций манере распространило пресс-релиз, в котором опровергалась собственная ликвидация (несмотря на слова директора депимущества Дениса Денежкина) и заявлялось, что слухи распространяют недобросовестные арендаторы.

По словам представителей мэрии, новое бюджетное учреждение сможет законно выполнять функции по выносу незаконных нестационарных торговых объектов, поскольку раньше в этой деятельности были нестыковки в законодательстве. В свою очередь, 16 тыс. кв. метров нежилых помещений будут переданы ЦАМИ, поскольку ранее «Центр недвижимости, дизайна и рекламы» управлял их арендой «нелогично и неэффективно». Средства, которые предприятие зарабатывало, тратились на содержание этого же предприятия, а стоимость аренды зачастую была ниже рыночной.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

В целом логика действий укладывается в принятую на региональном уровне (тот же Центр управления и содержания собственности при Минимуществе). В настоящее время готовится вывод еще целого ряда функционала в Корпорацию развития Омской области и проектные офисы с параллельной реорганизацией и сокращением штатов в различных структурах вплоть до ГУИП и ГУВП, которые могут быть объединены в единое министерство. Эффективность будет заключаться в первую очередь во внедрении лично преданных руководителей и в снятии с руководства депимущества прямых обвинений в давлении на бизнес (как это произошло в случае с КДЦ «Первомайский») и коррупционных рисков. Экономический эффект в данном случае будет заключаться в дальнейшем использовании принципа целесообразности, но будет обратно пропорционален силе давления на средний бизнес и темпам его вымывания в Тюмень и Новосибирск.

Характерна и реакция руководства самих предприятий. Зачастую директора МУПов в данной сфере являлись проводниками интересов третьих лиц и были несменяемы гораздо в большей степени, чем зависевшие от смены мэров чиновничьи команды. В этом смысле тотальная чистка с привлечением силовиков и спецслужб и полным внутренним аудитом, не только формальным, но и со сбором «информации рядовых сотрудников», заведомо имели целью в большинстве ситуаций сбора «объективок» по ставленникам совершенно иных сил, и нервная реакция уходящих кадров, привыкших к собственной неприкасаемости, была вполне предсказуема.

К примеру, «Центр недвижимости, дизайна и рекламы» славился своей позицией «государства в государстве», семейными традициями руководства и крайне спорными методами работы с рекламным бизнесом. При этом он, действительно, в нужных ситуациях «изыскивал ресурсы», задействуя давление на бизнес для оформления города, социальной рекламы календарных праздников и т.д. и т.п. Возможно, это не лучшая методика работы в данной сфере, но другой после его реорганизации в распоряжении муниципалитета может вообще не оказаться.

В дальнейшем для повышения эффективности использования городского имущества очевидно нужна единая база данных по ней, учитывающая все факторы, виды использования, доходность и перспективность. Далее, помимо эксплуатации, аренды и программы приватизации, недвижимость может оказаться эффективным залогом под муниципальные ценные бумаги, как это было сделано в Новосибирске, и в проектах частно-муниципального партнерства. Важно при этом помнить, что  именно средний класс и средний бизнес являются сейчас последней надеждой Омска на перемены. Риски вымывания этой страты и ухудшения инвестиционного климата, должны быть ключевыми критериями оценки эффективности работы чиновников в данном направлении.

 

Власти дадут дисконт на перелеты из Омска

Из бюджета Омской области на субсидируемые авиаперевозки планируется выделить 10 млн рублей, это стало известно на заседании регионального правительства. В ближайшее время будут открыты рейсы Омск – Екатеринбург и Омск – Красноярск. Авиаперевозки по маршрутам Екатеринбург – Омск и Омск – Красноярск будет осуществлять авиакомпания «НордСтар» с частотой 2 раза в неделю в прямом и обратном направлении. По данным Минпрома области, ведется работа по открытию маршрутов в другие регионы – прежде всего это Север и южные направления.

Параллельно благодаря коллегам из правительства Ямала станут дешевле рейсы между Омском и Салехардом, а также Омском и Новым Уренгоем. Авиакомпания «Ямал» уже приступила к их выполнению. Самолеты начали вылетать в Новый Уренгой с частотой два раза в неделю – по понедельникам и пятницам. Самолет Sukhoi Superjet-100 прибывает из Ямала в 13:35, а из Омска отправляется в 14:35. Направление – Салехард - Омск - Салехард запущено в четверг, 4 октября. На Полярный круг самолеты будут отправляться один раз в неделю – по четвергам с вылетом из Омска в 15:10. Программа по направлениям действует до 30 марта 2019 года

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

В случае с Екатеринбургом и Красноярском – в основном рейсы будут востребованы в среде бизнеса и чиновников, которые сильно сэкономят на командировках. В случае Ямала – его правительством создаются условия, повышающие мобильность нужной ему самому рабочей силы, увеличиваются возможности по ее рекреационному потенциалу и т.п.

Что касается дальнейшего расширения «бонусной программы», почти совершенно не развито авиасообщение с Казахстаном и Средней Азией, это один из факторов, не позволяющих Омску использовать потенциал Таможенного Союза и ЕАЭС, а омскому бизнесу – эффективнее строить сбытовые цепочки в их пределах. Наметилось отставание на китайском направлении – это не позволяет эффективно работать уже с китайскими инвесторами; есть ряд проблем на туристических маршрутах, в итоге денежные потоки уходят на Новосибирск (куда заводятся и потоки китайских туристов, которых с начала года его посетило уже почти 25 тысяч). Но тут уже субсидированием не отделаться, нужен постоянно растущий пассажиропоток (чего обеспечить, учитывая экономическую стагнацию региона, крайне непросто) и строительство нового международного аэропорта.

Если будет достроена Федоровка или другой международный аэропорт – опыт Толмачево и организации перевозок, в т.ч. субсидируемых, можно будет задействовать. Возможностей ЯНАО по субсидированию у омичей тоже нет, как нет и сопоставимого объема вахтовой рабочей силы. Все это, к сожалению, является одним из факторов, когда и маятниковая миграция и в целом миграционный баланс постепенно складываются не в пользу Омска – транспортная доступность для трудоспособного населения является одним из ключевых факторов при выборе вариантов «голосования ногами».

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории "Аналитика"
Читать все новости Омска и Омской области
Загрузка...