17:46, 17 февраля 2014Собственное расследование9648
Высокое напряжение: кто и как пытается взять под контроль «Омскэлектро». Новые сценарии захвата муниципальных электросетей
Уже несколько лет подряд с разной степенью интенсивности продолжаются попытки спасения, приватизации и захвата последнего большого муниципального актива - компании «Омскэлектро». Для стороннего наблюдателя в борьбе за «Омскэлектро» наступил период затишья, для участников процесса - стадия принятия ключевых решений. «СуперОмск» решил провести собственное расследование, чтобы понять, какие сценарии развития событий ожидают предприятие. В качестве экспертов были привлечены люди, которые принимают непосредственное участие в судьбе ОЭ.
Уже несколько лет подряд с разной степенью интенсивности продолжаются попытки спасения, приватизации и захвата последнего большого муниципального актива - компании «Омскэлектро». Для стороннего наблюдателя в борьбе за «Омскэлектро» наступил период затишья, для участников процесса - стадия принятия ключевых решений.
«СуперОмск» решил провести собственное расследование, чтобы понять, какие сценарии развития событий ожидают предприятие. В качестве экспертов были привлечены люди, которые принимают непосредственное участие в судьбе ОЭ.
Справочная информация
ОАО «Омскэлектро» (ОЭ) было образовано в конце марта 2013 года путем акционирования МУПЭП «Омскэлектро». Основной вид деятельности: передача электроэнергии. 100% акций общества принадлежат департаменту имущественных отношений администрации города Омска. Величина уставного капитала 224 млн рублей. Среднесписочная численность работников 960 человек.
В состав совета директоров предприятия входят шесть человек: три представителя мэрии (Инна Парыгина (председатель), Сергей Хорошилов, Игорь Михайлов) и три депутата Омского горсовета (Юрий Федотов, Игорь Антропенко, Вячеслав Васильев). Генеральный директор ОЭ - Манвел Мажонц.
Выручка от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг (без НДС и других обязательных платежей): 2 млрд 441 млн рублей. Остаточная стоимость основных средств: 1 млрд 607 млн рублей, в том числе недвиж. имущества на сумму 746 млн рублей. Стоимость чистых активов: 1 млрд 902 млн рублей. Чистая прибыль по итогам 2013 года: 101 млн рублей.
По данным гендиректора ОЭ, на конец 2013 года дебиторская задолженность предприятия составляла 508 млн рублей, кредиторская задолженность – 1 млрд 212 млн рублей. Крупнейшие кредиторы: МРСК Сибири (499 млн рублей), Радиозавод имени Попова (105 млн рублей). По исполнительным листам с предприятия сейчас могут взыскать около 360 млн рублей, из них 340 млн рублей - МРСК Сибири.
Предприятие ведет оформление имущественного комплекса (более 20 тыс. активов), который был передан ему муниципалитетом. Общая стоимость имущества ОЭ, по оценке гендиректора, после оформления (займет 2-3 года) может достигнуть 5-7 млрд рублей, с оформлением бесхозяйного имущества – до 10 млрд рублей.
С 2007 года МУПЭП «Омскэлектро» начало накапливать долги и приносить убытки примерно по 200 млн рублей в год. По большей части это происходило из-за несправедливого распределения котлового тарифа Региональной энергетической комиссией Омской области. При этом предыдущий гарантирующий поставщик электроэнергии - ОАО «Омскэнергосбыт» - регулярно не доплачивал ОЭ, и дебиторская задолженность предприятия превысила 800 млн рублей. В 2011 году, когда кредиторская задолженность составила более 1,2 млрд рублей, прежнее руководство предприятия совместно с мэрией решило рассчитаться с частью долга путем продажи имущества ОЭ. Рассматривался также вариант передачи городского электросетевого комплекса в долгосрочную аренду главному кредитору – МРСК Сибири. Из-за борьбы финансовых и политических группировок оба этих варианта реализованы не были.
В начале-середине 2012 года в области, городе и на предприятии сменилось руководство. Новые городские власти решили по-другому вывести ОЭ из кризиса. Они провели акционирование муниципального предприятия с целью дальнейшей передачи его в полувековую аренду Холдинговой компании «Акция». Будущий арендатор обязался погасить долги ОЭ, платить муниципалитету ежегодную арендную плату в 60 млн рублей и вложить в предприятие еще 3 млрд рублей. Подписание сделки сорвал Радиозавод имени Попова, который предложил мэрии доверительное управление ОЭ с привлечением рекордных инвестиций в 23 млрд рублей. Через какое-то время мэрия решила подыскивать частного партнера ОЭ на конкурсной основе, а в июне 2013 года заявила, что компания «обойдется собственными силами».
С одной стороны, в 2013 году условия для деятельности ОЭ улучшились – РЭК под руководством бывшего сотрудника ХК «Акция» Константина Марченко установила для компании более справедливый котловой тариф. Но с другой стороны, новый региональный гарантирующий поставщик – МРСК Сибири перестал перечислять деньги абонентов муниципального АО, оставляя их у себя в зачет долгов.
К осени 2013 года ОЭ исчерпало собственные возможности рассчитываться с МРСК Сибири по исполнительным листам и обратилось за помощью к правительству Омской области. Мэр попросил правительство стать поручителем при получении кредита в 620 млн рублей, а также передать в собственность ОЭ кабельную линию, расположенную на дне Иртыша и соединяющую две подстанции МРСК – «Фрунзенскую» и «Прибрежную».
В октябре правительство вышло на переговоры с руководством МРСК Сибири (а потом и «Россетей»), на время которых сетевой гигант согласился не выставлять ОЭ исполнительные листы. Омские власти просили МРСК предоставить ОЭ для выплаты долга беспроцентную рассрочку на 3,5 года. Взамен правительство готово было передать МРСК кабель, а также поспособствовать возврату 890 млн рублей, которые РЭК исключила из тарифа компании на 2012-2014 годы. Третьим элементом расторговки была аренда открытых распределительных устройств (ОРУ) ТГК-11. МРСК ежегодно арендовала ОРУ и получала от этого миллиардную прибавку в тариф, но в 2013 году аренду перехватило ОЭ.
В итоге за четыре месяца переговоров аренда ОРУ ТГК-11 была все-таки заключена с МРСК Сибири. После консультации с Федеральной службой по тарифам РЭК определилась, что возврат всех 890 миллионов в тариф МРСК будет незаконным. На данный момент на переговорах из трех заявленных обсуждается только одно условие – кабель, который правительство хочет поменять на 25% акций ОЭ, а ОЭ в свою очередь – на часть долга перед МРСК Сибири.
Стоит отметить, что в марте-апреле 2014 года в регионе вновь должен поменяться гарантирующий поставщик электроэнергии. На место МРСК Сибири придет «Петербургская сбытовая компания», входящая в группу «Интер РАО».
Действующие лица
Персоны:
Вячеслав Синюгин – первый вице-губернатор Омской области, курирующий экономику региона.
Сергей Высоцкий – министр экономики, вице-губернатор Омской области.
Вячеслав Двораковский – мэр города Омска.
Сергей Моденов – директор филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго».
Манвел Мажонц – гендиректор ОАО «Омскэлектро».
Инна Парыгина – председатель совета директоров ОАО «Омскэлектро», вице-мэр Омска.
Игорь Антропенко – член совета директоров ОАО «Омскэлектро», депутат Омского горсовета.
Юрий Федотов – член совета директоров ОАО «Омскэлектро», депутат Омского горсовета.
Вячеслав Васильев – член совета директоров ОАО «Омскэлектро», депутат Омского горсовета.
Компании:
Изучив ситуацию с ОЭ, мы выделили 10 возможных сценариев развития событий. Некоторые из них реализуются параллельно или накладываются друг на друга. Одновременно инициаторы различных схем борются между собой за право решать судьбу ОЭ. Сценарии развития событий расположены в порядке от наиболее к наименее вероятному.
Для упрощения чтения материала мы создали оглавление, по которому можно напрямую перейти к тому или иному сценарию.
3. Переход активов ОЭ и «Омскэнерго» под контроль единой управляющей компании
4. Поглощение ОЭ группой «Интер РАО»
5. Переход муниципальных сетей под контроль МРСК Сибири
6. Переход ОЭ под контроль Радиозавода имени Попова
7. ОЭ как страховка для «Мостовика»
Областное правительство официально подключилось к решению вопроса с долгами ОЭ после письма мэра Вячеслава Двораковского. Мэр попросил правительство стать поручителем при получении кредита в 620 млн рублей, а также передать в собственность ОЭ кабельную линию, расположенную на дне Иртыша и соединяющую две подстанции МРСК – «Фрунзенскую» и «Прибрежную». (см. Предысторию). Это письмо было направлено губернатору в конце сентября - начале октября 2013 года. Как раз в это время пост первого вице-губернатора по экономике занял бывший замминистра энергетики РФ Вячеслав Синюгин.
Отметим, что было еще одно письмо. В сентябре депутат ОГС и член совета директоров ОЭ Игорь Антропенко предложил облправительству войти в число акционеров муниципальной компании. Игорь Антропенко пояснил необходимость такого шага тремя причинами:
«Во-первых, ОЭ – это реализатор программ по развитию города и области. Та самая сетевая компания, участвуя в которой регион мог бы иметь механизм развития электросетевого комплекса, привлечение инвесторов и обеспечение их подключения к электросетеым активам. Во-вторых, вхождение правительства повышает устойчивость предприятия, дает больше возможностей по привлечению финансов с рынка. И третий фактор - это потенциал новых договоров с крупными компаниями».
У Вячеслава Синюгина и Игоря Антропенко в 2011 году было три совместных предприятия, зарегистрированных в Москве, Московской и Ярославской областях.
Время для своего обращения депутат Антропенко выбрал также неслучайно. Синюгина с Антропенко объединяют давние деловые связи. Согласно системам раскрытия информации у Вячеслава Синюгина и Игоря Антропенко в 2011 году было три совместных предприятия, зарегистрированных в Москве, Московской и Ярославской областях.
В итоге облправительство согласилось помочь ОЭ, которому грозило предъявление исполнительных листов от МРСК. Но помочь не бескорыстно. Регион отказался быть поручителем по кредиту, а кабель предложил обменять на 25% акций муниципального АО.
«Причем тут бескорыстная помощь? Мы подарки не делаем. Если есть движение имущества, в ответ на это движение имущества должен быть титул собственности, а это акции»,- пояснил свою позицию Вячеслав Синюгин.
Облправительство вышло на переговоры с руководством МРСК Сибири (а позже и с руководством «Россетей»), на время которых сетевая компания обязалась не предъявлять исполнительные листы. Первоначальный вариант расшивки между сторонами был следующий: МРСК дает ОЭ беспроцентную рассрочку на 3,5 года на выплату 600-миллионного долга. За это сетевая компания получает от ОЭ кабельную линию, ОЭ передает МРСК право аренды открытых распределительных устройств ТГК-11, а облправительство через РЭК возвращает в инвестпрограмму МРСК 890 млн рублей. Правительство в этой схеме получает блокирующий пакет акций ОЭ взамен кабеля, который включается в имущество акционерного общества с помощью допэмиссии (см. Предысторию).
В итоге аренда ОРУ была передана МРСК, от идеи возврата всех 890 млн. рублей в тариф отказались как от незаконной (хотя 300 млн рублей МРСК все же вернуло) и переговоры застопорились на обсуждении ценности кабеля.
Точная стоимость кабельной линии, соединяющей две подстанции МРСК, на данный момент не известна. Известно, что строительство кабеля в 2010 году бюджету обошлось в 670 млн рублей. Руководство мэрии готово обменять кабель на пакет акций ОЭ только при условии, что им будут покрыты долги перед МРСК. В свою очередь, для МРСК эта кабельная линия не является сверхжеланным активом: по экспертным оценкам, она дает прибавку в тарифе компании всего на 1 млн рублей в год. На вопрос: «Интересно ли вам приобретение кабеля?» директор «Омскэнерго» Сергей Моденов ответил:
«Почему не интересно? Весь вопрос - насколько этот интерес, [какова] адекватная стоимость [кабеля]и так далее. По этому поводу идут переговоры губернатора с руководителем «Россеттей». Я думаю, найдется нормальное конструктивное решение», - резюмировал Моденов.
Пока стороны уже пятый месяц ищут конструктивное решение и о скором завершении переговоров речи не идет.
Депутат Юрий Федотов предупреждает, что вхождение области в состав акционеров ОЭ – процедура сама по себе сложная и требующая времени.
«С организационной точки зрения, это трудная задача. Она потребует много времени и усилий и на любом из этапов может затормозиться, если правильно формулировать и исполнять задачи. А если их правильно формулировать, надо сделать оценку кабеля, сделать оценку всего имущества ОЭ, чтобы сопоставить и понять соотношение долей после размещения допэмиссии. На следующем этапе необходимо, чтобы решение о допэмиссии поддержал горсовет. А у депутатов может быть 40 разных точек зрения. Плюс на все это необходимо значительное время, имущество ОЭ до сих пор не оформлено в соответствии с законодательством из-за отсутствия средств. А в это время любой из десятка появившихся новых кредиторов волен инициировать процедуру банкротства».
Но даже если соглашение о рассрочке будет подписано, облправительство получит свои 25% акций, а кабель зачтут в счет части задолженности, проблема с долгами ОЭ полностью решена не будет.
Высоцкий: «Мы не рассматриваем бюджетные инвестиции как основной источник стабилизации положения ОЭ. Возможен вариант продажи акций».
В облправительстве еще не определились с вариантами погашения всей задолженности акционерного общества. На вопрос: «Что вы будете делать с блокирующим пакетом акций ОЭ и как планируете выводить предприятие из кризиса?» Вячеслав Синюгин ответил:
«Первое время пакет полежит, потому что копании надо наладить стабильную работу. Мы следующий шаг пока не обсуждаем. МРСК рассматривает вопрос, связанный с консолидацией сетей. Консолидацией можно заниматься, но это все стоит каких-то ресурсов, каких-то денег».
Министр экономики Сергей Высоцкий рассказал «СуперОмску», что облправительство не собирается гасить долги ОЭ бюджетными деньгами:
«Докапитализация – это дополнительные возможности с точки зрения кредитования, улучшения финансового положения. Мы не рассматриваем бюджетные инвестиции как основной источник стабилизации положения, акционерное общество само должно стать инвестиционно привлекательным. Возможен и вариант продажи акций» (Стоит отметить, что в отличие от Высоцкого, Синюгин заявил, что идею продать акции «пока мы не обсуждали).
О том, что правительство может продать свой 25%-й пакет акций, «СуперОмску» сообщали различные заинтересованные лица. Эта задача выглядит потенциально реализуемой, учитывая, что с изменением состава акционеров изменится и расклад сил в совете директоров ОЭ.
25% – минимум на такой пакет акций ОЭ претендует областное правительство. | |
По информации близких к облправительству источников, главным претендентом на региональный пакет ОЭ называется все та же МРСК Сибири, с которой такой вариант обсуждается в рамках нынешних переговоров.
Есть и менее распространенные версии. Один из источников заявил, что продавать свой пакет облправительство будет «именно Антропенко». Никаких фактов, подтверждающих эту версию, «СуперОмск» не нашел. Однако понять причины возникновения такого прогноза возможно, учитывая тесную связь первого вице-губернатора с бизнесом Антропенко.
Под «продажей Антропенко» понимается передача блокирующего пакета акций ЗАО «Основа Холдинг». Отметим, что «Основа Холдинг» владеет почти 48% акций ОАО «Улан-Удэ Энерго», которое исполняет в столице Бурятии те же функции, что и ОЭ в Омске. В совет директоров обоих АО входит Игорь Антропенко.
Ввести на предприятии процедуру наблюдения с целью защиты от кредиторов предлагает депутат Омского горсовета и член совета директоров ОЭ Юрий Федотов. Еще в ноябре 2013 года он направил мэру Омска и председателю совета директоров ОЭ Александру Турко письма с предложением официально вынести и обсудить вопрос о самобанкротстве на рассмотрение совета директоров (инициировать процедуру банкротства могут гендиректор предприятия, совет директоров или мэрия как контролирующий акционер).
Ссылаясь на статьи 9 и 10 закона «О несостоятельности (банкротстве)», Юрий Федотов заявляет, что процедура должна быть начата в связи с наступлением обстоятельств, свидетельствующих о невозможности ОЭ выплачивать свои долги. Доказательством этого является письмо мэра на имя губернатора, где говорится о неспособности ОЭ выплатить самостоятельно 620 млн рублей МРСК Сибири. Согласно закону, отмечает Федотов, процедура банкротства должна была быть начата не позднее, чем через месяц после выявления такого факта, то есть еще в конце октября 2013 года.
Свои мотивы депутат объясняет, во-первых, нежеланием нести субсидиарную ответственность за неисполнение закона «О несостоятельности (банкротстве)». Согласно этому закону генеральный директор и члены органов управления ОЭ должны будут возместить все убытки кредиторов за заключенные и неоплаченные сделки по истечении уже упомянутого месячного срока.
Во-вторых, и главных, Юрий Федотов считает, что введение процедуры наблюдения заставит руководство ОЭ и мэрию разработать план оздоровления предприятия, где будут прописаны конкретные мероприятия и сроки. Сейчас депутат активно настаивает на появлении этого документа - тогда будет понятно, с кого и за что спрашивать сейчас и в будущем, считает Федотов.
«Рассрочка на 3,5 года оплаты долга перед МРСК не спасет ОЭ. У предприятия не будет достаточных средств, чтобы ежемесячно выплачивать по 15 млн рублей. Поэтому должен быть подготовлен план оздоровления предприятия, где должны быть предусмотрены разные варианты».
Юрий Федотов видит три основных варианта оздоровления предприятия. Первый – это передача активов ОЭ в аренду «на условиях, что за определенный срок и за умеренную плату арендатор берет на себя обязательства по покрытию миллиардного разрыва в бюджете предприятия». Второй вариант - это продажа либо передача части имущества ОЭ в счет погашения долга перед МРСК. В качестве такого имущества может использоваться и областная кабельная линия. Третий вариант – это продажа контрольного пакета акций предприятия с перекладыванием всех проблем ОЭ на нового контролирующего акционера. Предлагается контрольный пакет или все 100% акций ОЭ продать за хорошую цену на открытых торгах, а вырученные деньги направить в бюджет Омска. (Экспертно можно предположить цену не менее 3 млрд рублей, приводит данные Юрий Федотов).
Федотов: «Самый лучший вариант – это продажа контрольного пакета акций ОЭ на открытых торгах».
«Идеальных вариантов здесь нет, все варианты имеют свои недостатки. По моему мнению, из трех вариантов самый лучший – это продажа контрольного пакета акций ОЭ на открытых торгах. Раньше я был противником этого варианта, но сейчас я других путей не вижу.
Этот вариант, во-первых, отвечает на вопрос сохранения единого комплекса, чтобы не было раздробления предприятия. Чтобы у нас было максимум два крупных игрока на этом рынке, а лучше - один, если МРСК выкупит предприятие (это даже приведет к некоторому снижению издержек и сдерживанию роста тарифа).
Во-вторых, сохраняет над предприятием контроль муниципалитета через механизм регулирования РЭКа и наличие в собственности какого-то (минимум блокирующего 25%) пакета акций. И третий фактор: покупатель, который вложит деньги и будет рисковать, точно будет снижать себестоимость, совершенствовать управление, заниматься развитием ОЭ. Нет идиотов, которые вкладывают большие деньги и не занимаются купленными активами»,- считает Федотов.
Все остальные представители городских и областных властей к идее самобанкротства ОЭ относятся отрицательно. Против такого варианта высказывались и члены совета директоров, и первый вице-губернатор Вячеслав Синюгин, и мэр Вячеслав Двораковский, и гендиректор ОЭ.
«Никаких оснований для банкротства ОЭ нет. И разговаривать об этом вредно, потому что это наносит имиджевый вред компании. Нам работать на рынке, нам работать с банками, нам работать с потребителями. Как же мы будем работать, если кто-то из нашего же совета директоров почему-то говорит о возможном банкротстве»,- заявил «СуперОмску» Мажонц.
Антропенко: «Кому выгодно банкротство? Выгодно тем, кто в котле, в первую очередь «Омскэнерго». Поставить подножку своему конкуренту - это первое дело».
И уже сейчас понятно, что Федотов со своей инициативой самобанкротства получит серьезное противодействие как в совете директоров, так и со стороны исполнительных властей разного уровня.
«Кому выгодно банкротство? - рассуждает Игорь Антропенко. - Выгодно тем, кто в котле. Конкуренция в перераспределении тарифного пирога в первую очередь идет между «Омскэнерго» и ОЭ. Как говорится, поставить подножку своему конкуренту - это первое дело».
Оппоненты депутата заявляют, что Юрий Федотов со своей идеей самобанкротства умышленно или случайно по двум пунктам играет на руку МРСК Сибири.
Первый пункт
Протокол совета директоров, на котором рассматривался вопрос о банкротстве ОЭ, может быть использован МРСК Сибири как доказательство в суде по пересмотру тарифов.
После длительного судебного разбирательства с РЭК МРСК Сибири вновь грозит потеря из тарифа 400 млн рублей. Это так называемый резерв по сомнительным долгам, созданный МРСК Сибири на основании просроченной задолженности ОЭ. Чтобы РЭК не вырезала эту сумму из тарифа на 2015 год, МРСК придется доказать, что его контрагент – ОЭ – находится в тяжелом финансовом положении и есть риск невозврата муниципальной компанией денежных средств. У сетевого гиганта есть и вторая причина для суда с РЭК: комиссия исключила из тарифа предприятия на 2014 год 610 млн рублей, большую часть которых также составляет резерв по сомнительным долгам. Сумма 610 млн рублей возникла из тех самых 890 млн рублей, которые являлись предметом расторговки между правительством области и МРСК Сибири. (см. Вхождение правительства в число акционеров ОЭ). Сокращение общей суммы необоснованных расходов с 890 до 574 млн рублей произошло благодаря тому, что МРСК смогла доказать комиссии целесообразность траты 316 млн рублей. (Возможно, здесь посодействовало облправительство). Еще 36 млн рублей были изъяты на основании представления прокуратуры.
Таким образом, МРСК за два года может потерять из тарифа миллиард рублей, большая часть которого, по мнению компании, является резервом по сомнительным долгам. В этой ситуации МРСК нужно активно собирать доказательства для суда, такие как протокол заседания совета директоров ОЭ.
Сам Юрий Федотов заявил, что не видит взаимосвязи между протоколом заседания и обоснованием тарифа МРСК Сибири:
«Но даже если это так, разве это не соответствует реальному положению вещей», - говорит Федотов.
Второй пункт
МРСК Сибири выгодно знать программу оздоровления ОЭ с указанием конкретных мероприятий и сроков, на создании которой настаивает Юрий Федотов. Директор «Омскэнерго» Сергей Моденов не раз жаловался, что ОЭ не хватает «прозрачности действий руководства». Если документ будет разработан, то МРСК получит возможность более успешно и точечно давить на муниципальную энергокомпанию.
3 млрд рублей - за такую цену может быть сейчас продано ОЭ | |
Это понимает руководство мэрии, которое пытается всячески завернуть инициативу Федотова. Около месяца Вячеслав Двораковский и Александр Турко успешно игнорировали предложения депутата. В декабре Юрий Федотов был вынужден самостоятельно вынести их на публичное обсуждение, напечатав письмо в своей газете «Коммерческие вести». В итоге новый председатель света директоров Инна Парыгина согласилась внести вопрос о банкротстве в повестку ближайшего совета директоров, который пройдет 18 февраля. Но Парыгина уже показала, что не видит необходимости в разработке подробного плана оздоровления:
«ОЭ не находится на грани банкротства, поэтому плана какого-то оздоровления предприятия не требуется. Что касается стратегических целей и задач, они были сформированы в июне 2013 года в письме мэра. А механизм достижения той или иной цели считаю нецелесообразно публиковать с точки зрения безопасности бизнеса. Понятно, что этот бизнес интересен многим экономическим группам. Чтобы они не могли применять какие-то контрмеры, более конкретные планы мы представлять не будем».
Аудиторы: Банкротство на данном этапе не только юридически не обосновано, но и нецелесообразно.
Отметим, что оценку идее самобанкротства дал аудитор ОЭ - ООО «Аудиторская консультационная фирма Стандарт-Аудит». В своем отчете за 20 ноября аудитор пишет, что в июне 2013 года ОЭ было внесено в реестр субъектов естественных монополий, предусматривающих особенности банкротства предприятия. Запустить процедуру банкротства ОЭ кредитор может только после того, как через суд обратит взыскание на неиспользуемые в производстве активы должника. Никто из кредиторов ОЭ, в первую очередь МРСК, имеющее исполнительных листов на 340 млн рублей, в суд не обращался.
В этом же отчете указывается, что за фиктивное банкротство его инициатор будет нести ответственность вплоть до 6 лет лишения свободы. А анализ всех исходных данных ситуации с ОЭ позволяет аудитору сделать вывод, что банкротство на данном этапе «не только юридически не обосновано, но и нецелесообразно».
Член совета директоров Игорь Антропенко продвигает идею своего отца, бывшего руководителя «Омскэнерго», о том, чтобы консолидировать активы ОЭ и «Омскэнерго» под руководством единой управляющей компании. Эта УК, по версии Антропенко-младшего, должна быть подконтрольна региональному правительству, которое лучше, чем федеральная МРСК, понимает план развития энергетики Омской области.
«Если бы МРСК Сибири решило выделить «Омскэнерго» в отдельную компанию, это было бы самое правильное решение. Одна УК занимается управлением активов двух акционерных обществ: первое из них принадлежит МРСК Сибири, второе - городу. При этом интересы владельцев той или другой компании не нарушаются, каждый остается при своей собственности. Консолидация поможет сэкономить на управленческих ресурсах, прекратить тарифную борьбу и конкуренцию. Эта модель, на мой взгляд, была бы самой устойчивой и самой оправданной - той, к которой стоит стремиться»,- делится долгосрочными планами Антропенко.
Гендиректор ОЭ Манвел Мажонц одобряет эту идею при условии, что контроль над стратегией развития предприятия останется на региональном уровне. Одновременно Мажонц указывает на риски подобной схемы:
«МРСК может получить под свой контроль данную УК и благополучно привести ситуацию к поглощению ОЭ, а область и город не смогут ничего этому противопоставить. Поэтому для меня принципиально важен вопрос контроля со стороны региональной власти за деятельностью этой УК через владение крупным пакетом акций. При этом «Омскэнерго» нужно обязательно перерегистрировать в Омск, чтобы налоги оставались здесь, а не уходили в Красноярск».
Пока не понятно, почему МРСК должна соглашаться на такой вариант, предполагающий выделение «Омскэнерго» и перерегистрацию компании в Омск. МРСК придется потесниться и предоставить место в руководстве УК представителям региона и города. Хотя уже на протяжении нескольких лет МРСК Сибири пытается осуществить другой сценарий - забрать муниципальные электросети полностью под свое управление. (см. Переход муниципальных сетей под контроль МРСК)
Так как неофициальные источники преподносят этот сценарий как наиболее реалистичный, а официальные лица его открыто не поддерживают, мы поместили его на 4-е место в списке.
Неофициальные источники из околоправительственных кругов характеризуют ситуацию с будущим «Омскэлектро» как уже решенную. Этот муниципальный актив должен достаться энергетической компании «Интер РАО», стремительно увеличивающей свое присутствие в регионе. Принципиальная договоренность о том, что муниципальный актив должен перейти к сечинской структуре, по их информации, была достигнута еще в марте 2013 года во время приезда в Омск влиятельного представителя силовых структур. Один из политиков, выступивших экспертом при подготовке этого материала, на условиях анонимности рассказал, что, «по некоторой информации, в Москве были поделены регионы относительно энергетики. Наш город отходит под «Интер РАО».
Однако этот сценарий не нашел официальных подтверждений. Наоборот, первый вице-губернатор Вячеслав Синюгин заявил «СуперОмску», что никаких договоренностей между правительством и «Интер РАО» по судьбе ОЭ нет.
65% - столько электроэнергии, потребляемой в Омской области, производит ТГК-11 | |
При этом нельзя отрицать стремительного увеличения присутствия группы «Интер РАО» в Омской области. В соответствии с договоренностью между губернатором Виктором Назаровым и председателем правления «Интер РАО» Борисом Ковальчуком из Новосибирска в Омск перерегистрировалась ТГК-11, которой собираются отдать активы МП «Тепловой компании» (в горадминистрации уже ведут подготовку к сделке).
Отметим, что ТГК-11 производит наряду с тепловой и элекоэнергию (по данным главы омского филиала ТГК-11 Виктора Гака, - 65% электроэнергии, потребляемой в Омской области). В ближайшее время группа «Интер РАО» будет иметь на территории региона свои подразделение не только по генерации, но и по сбыту электроэнергии. Принадлежащая энергохолдингу ОАО «Петербургская сбытовая компания» победила в конкурсе на присвоение статуса гарантирующего поставщика электроэнергии в Омской области и должна приступить к исполнению обязанностей нынешней весной. Таким образом, в Омской области в цепочке производственных этапов «генерация – транспортировка - сбыт электроэнергии» «Интер РАО» займет два звена. Не исключено, что через отдельную структуру энергохолдинг будет претендовать и на муниципальные сети. Тем более, что со статусом гарантирующего поставщика «Интер РАО» получит рычаг влияния на ОЭ. Как гарантирующий поставщик «Петербургская сбытовая компания» может по примеру МРСК не платить ОЭ и тем самым ослаблять предприятие.
Безусловно, самым главным претендентом на муниципальные электросети была и остается МРСК Сибири. Ранее она уже предлагала различные схемы объединения, такие как покупка (получение) части имущества ОЭ или аренда муниципальных электросетей.
За последние два года после смены властных элит МРСК Сибири объективно ослабила свои позиции. Это проявляется, во-первых, на уровне тарифообразования: РЭК Омской области пересмотрела котловой тариф в сторону увеличения его для ОЭ и уменьшения для МРСК Сибири. Изменение тарифа позволило ОЭ избавиться от одного из постоянных кризисных факторов и наладить безубыточную работу. Во-вторых, поменялось само отношение властей к передаче ОЭ под контроль МРСК. Если прежние городские власти продвигали эту идею, то нынешний мэр Двораковский придерживается другой позиции: «что угодно, только не МРСК». Поведение мэра показывает, что при каждой серьезной угрозе со стороны главного кредитора ОЭ городские власти готовы привлекать для защиты любых союзников: ХК «Акция», Радиозавод имени Попова, правительство Омской области. Отметим, что подключение правительства к ситуации с ОЭ также является стабилизирующим фактором для муниципальной компании (переговоры о судьбе ОЭ ведут уже не мэр с главой «Омскэнерго», а губернатор региона с гендиректором «Россеттей» Олегом Бударгиным). В-третьих, сама сумма задолженности ОЭ перед МРСК уменьшается: за 2013 год она снизилась с 1,1 млрд до 499 млн рублей (по данным гендиректора ОЭ).
Кроме того, нынешней весной МРСК Сибири должна передать функции регионального гарантирующего поставщика «Петербургской сбытовой компании», входящей в группу «Интер РАО». Это лишит МРСК возможности оставлять у себя средства за оплату услуг ОЭ в зачет долгов компании (по данным гендиректора ОЭ, в 2013 году МРСК как гарантирующий поставщик заплатила муниципальной сетевой компании только 13 млн рублей). Таким образом, МРСК потеряет еще один инструмент для дестабилизации финансового состояния ОЭ.
Мэр Двораковский придерживается позиции: «что угодно, только не МРСК». Практика показывает, что городские власти готовы привлекать для защиты от кредитора любых союзников.
Тем не менее у МРСК Сибири есть «козырь в рукаве» - исполнительные листы общей суммой около 340 млн рублей. Уже сейчас сетевой гигант может обратиться в суд за взысканием не используемых в производстве активов и начать банкротить ОЭ (см. Банкротство). От таких действий МРСК Сибири удерживает договоренность с областным правительством, которая на данный момент существует только в виде «джентльменского соглашения».
«Они [МРСК Сибири] не заинтересованы в банкротстве, потому что являются почти государственной структурой. Теоретически они могут начать процедуру, но это будет смотреться как недружественный шаг по отношению к территории. Наоборот, сейчас они показывают готовность подписать соглашение о рассрочке», - считает Юрий Федотов.
Вячеслав Васильев также прогнозирует, что МРСК не решится открыто конфликтовать с местными властями:
«Показатель работы МРСК - это прибыль и стабильность работы на территории: взаимоотношения с региональными и муниципальными образованиями. В Омске в последнее время у МРСК идут одни минусы, что бьет по авторитету «Россетей»
Руководители МРСК Сибири и его омского филиала «Омскэнерго» неоднократно заявляли, что не ставят перед собой цели банкротить муниципальную компанию. Их задача «в том, чтобы вернуть долг» и «сделать так, чтобы в дельнейшем подобных ситуаций не возникало». А для этого, по версии МРСК Сибири, две крупнейшие омские сетевые компании должны объединиться:
600 млн рублей – на столько за 2013 год снизилась сумма задолженности ОЭ перед МРСК Сибири | |
«Для Омской области, с точки зрения повышения доступности электросетевой инфраструктуры, будет гораздо больше пользы, если электросетевой комплекс региона станет единым. Такую же задачу ставит руководство страны - консолидация всех инвестиционных программ для обеспечения надежной и финансово прозрачной работы электросетевого комплекса»,- сказал в интервью газете «Коммерческие Вести» директор «Омскэнерго» Сергей Моденов.
По мнению части экспертов, все свои самые выгодные возможности для объединения с ОЭ МРСК Сибири упустила. Теперь компании придется добиваться своей цели более сложными и затратными способами, в условиях, когда местные власти и руководство ОЭ сменили положение «жертвы» на положение равноправного партнера:
«То, что они называют консолидацией, мы назовем проще - захватом либо недружественным поглощением. Дестабилизировать работу предприятия и поставить муниципалитет перед фактом - это не консолидация. Для меня консолидация - это когда сели и договорились справедливо. Когда город получил справедливую компенсацию, если он захотел продать свое предприятие, в виде серьезных денег, которые можно предложить на аукционе, в виде обмена акций, чтобы город мог контролировать предприятие. Я не говорю, что мы готовы сейчас слиться, я говорю, что разговаривать о консолидации нужно именно так»,- считает Манвел Мажонц. (см. Объединение под контролем УК)
Радиозавод Попова всегда числился в списках претендентов на имущество ОЭ.
Потенциально ОЭ даже зависимо от Радиозавода – после МРСК Сибири это крупнейший кредитор муниципальной энергокомпании. Весной-летом 2013 года ОЭ взяло у Радиозавода имени Попова три беспроцентных займа по 35 млн рублей на осуществление текущей деятельности (выплату зарплат, налогов). Вернуть эти три кредита ОЭ должно до 31 мая, 1 июля и 1 августа 2014 года соответственно. Если долги не будут возвращены в срок, радиозавод может обратиться в суд, а потом взыскать с ОЭ в счет задолженности непрофильные активы или даже начать процедуру банкротства.
Однако все поведение руководства Радиозавода показывает, что его функция в данной истории не захватническая, а охранительная. Бывший гендиректор Радиозавода Иван Поляков имел реальный шанс получить контроль над ОЭ еще весной 2013 года, когда мэрия согласилась на схему государственно-частного партнерства (см. Предысторию). Но Поляков не сделал никаких шагов в этом направлении, показав, что главной целью его предложения было устранение с арены ГК «Акция» Сергея Калинина и Андрея Голушко. Об этом же говорила и нереально большая сумма озвученных инвестиций – 23 млрд рублей.
Открытым остается вопрос, кто заказчик этой компании по охране муниципального актива? Потенциальными заказчиками может являться группа «контрактников минобороны», в орбиту влияния которых входит Радиозавод как поставщик высокотехнологичного оборудования для российского вооружения.
НПО «Мостовик» было включено в ноябрьском отчете аудитора ОЭ - «Аудиторской консультационной фирмы Стандарт-Аудит» - в число крупнейших кредиторов компании. Согласно отчету срок задолженности муниципального АО перед «Мостовиком» превышает 6 месяцев. «СуперОмск» обратился к гендиректору ОЭ с просьбой разъяснить, может ли «Мостовик» начать процедуру банкротства ОЭ и есть ли у компании Олега Шишова на ОЭ исполнительные листы:
«Сегодня есть задолженность перед «Мостовиком» в размере 1 млн 114 тыс. рублей. Это аванс за нашу услугу по предоставлению транспорта электроэнергии. Никаких разногласий и судебных процессов у нас нет, равно как и исполнительных листов. Эта задолженность будет закрыта путем предоставления услуги по транспорту электроэнергии», - рассказал Мажонц.
Тем не менее включение официальным аудитором ОЭ компании Шишова в список крупнейших кредиторов, не кажется случайностью.
ОЭ – это последний крупный муниципальный актив, которым распоряжается владелец 5,84% акций «Мостовика» и друг Шишова мэр Вячеслав Двораковский. Двораковский сам публично намекал, что «Мостовик» находится в ситуации рейдерского захвата. На трудности в компании указывают данные о многочисленных судебных исках, возбужденном уголовном деле и долгах по зарплате. Все эти факты могут свидетельствовать о том, что после окончания Олимпиады мэру придется активно защищать свои активы от влиятельных федеральных сил, заинтересованных в контроле над «Мостовиком». Предметом расторговки между сторонами среди прочего может стать и ОЭ. Электросетевая компания может использоваться не только для защиты «Мостовика», но и в целях обеспечения гарантий лично Олегу Шишову, которого, по неофициальным данным, вынуждают продать свой бизнес.
Понятно, что подписать сделку по продаже предприятия (его акций или имущества) мэр по уставу АО без согласия Омского горсовета не сможет. Получить такое согласие в короткий срок после череды скандалов с ОЭ и вмешательства облправительства будет довольно сложно. Вместо имущества мэр может предложить свое влияние на ситуацию, неожиданно заблокировав один из существующих сценариев захвата ОЭ или, наоборот, дав ход ранее маловероятному сценарию.
Насколько вероятно, что ОЭ будут использовать как разменную монету при защите «Мостовика» будет понятно уже в ближайшее время.
Такой выход из ситуации с долгами ОЭ видит гендиректор предприятия Манвел Мажонц.
Сейчас областным министерством строительства решается вопрос об изменении плана мероприятий по подготовке к 300-летию Омска. Местные энергокомпании предложили включить в него мероприятия по развитию энергетического комплекса Омска, в частности, строительство двух новых подстанций на территории города.
Одну из них предлагает построить МРСК Сибири, другую – подстанцию «Садовая» в районе улицы Завертяева - ОЭ. Строительство каждой подстанции будет стоить примерно 1 млрд рублей, из них около половины суммы выделит федеральный бюджет, вторую половину составят средства самих компаний.
«Если будут построены эти подстанции, то город получит порядка 80 МВт возможности подключения. Это дает возможность двум крупным городским районам развиваться в ближайшие 5-7 лет без препятствий. Например, там, где мы хотим строить «Садовую», запланирован мощный жилой район, там строят большое количество внеплощадочных инженерных сетей и уже сейчас наблюдается дефицит электроэнергии в 25 МВт. ОЭ никогда не строила подстанций – это будет прорыв, мы поднимаемся на ступеньку выше», - рассказал Манвел Мажонц.
По подсчетам гендиректора ОЭ, построив подстанцию «Садовая» 110/10 кВт, компания получит прирост чистых активов в 1,5-2 раза. Кроме того, увеличатся обороты ОЭ и, соответственно, прибыль:
«В Омске будет создан прецедент, когда городская сетевая компания строит объекты такого масштаба. Городу нужны еще как минимум пять подстанций для того, чтобы избавиться от нынешнего состояния дефицита энергоресурсов. В условиях, когда МРСК не торопится строить эти объекты, городская сетевая компания возьмет эту заботу на себя. А они пусть по-прежнему строят внутриквартальные сети низкого напряжения, раз уж это им так нравится», - предлагает конкурентам Мажонц.
Мажонц: «В условиях, когда МРСК не торопится строить подстанции, городская сетевая компания возьмет эту заботу на себя».
Гендиректор ОЭ считает, что новые подстанции не только снизят энергодефецит, но и помогут предприятию рассчитаться с долгом. Часть имущества этих подстанций, которое будет на балансе городского или областного бюджета, может быть передана ОЭ для последующих расчетов по примеру кабельной линии под Иртышом.
«Если МРСК построит подстанцию за миллиард рублей, то 500 миллионов будут профинансированы федеральным бюджетом и имущество окажется на балансе областного правительства. Это имущество может использоваться для увеличения доли областного правительства в ОЭ с одной стороны, а с другой стороны - для передачи этого имущества в счет погашения задолженности ОЭ перед МРСК. Таким образом, двумя кабелями мы можем погасить миллиардную задолженность. Есть и другие варианты, о которых говорить пока преждевременно, они прорабатываются. Наша задача строить здесь и сейчас активы, необходимые городу, и часть этих вновь построенных активов использовать для погашения задолженности», - объясняет Мажонц.
Отметим, что идею строительства понижающих подстанций компанией ОЭ ранее высказывал Игорь Антропенко. Таким способом депутат предлагал ослабить зависимость ОЭ от МРСК:
«Можно построить две-три понижающие подстанции и подключить их напрямую к сетям Федеральной сетевой компании. Так мы исключим посредническую транспортную организацию МРСК Сибири»,- заявил Антропенко журналу «Семь».
Источники финансирования строительства таких подстанций Антропенко видел в увеличении инвестпрограммы ОЭ, а также в «инфраструктурных деньгах».
Этот вариант решения проблем ОЭ требует большого времени и благоприятных условий для развития компании. В нынешней ситуации его реализация затруднена угрозой банкротства предприятия и попытками представителей разных ФПГ дестабилизировать состояние ОЭ. Поэтому этот сценарий как маловероятный поставлен в конец списка на 8-ю позицию.
Большинство экспертов сошлось во мнении, что городу выгодно реализовать ОЭ «но не какой-нибудь двухходовкой-трехходовкой за 10% стоимости», а за полную стоимость по честному конкурсу. Вырученные деньги перечислить в скудный омский бюджет и пустить на развитие города.
Мэр Вячеслав Двораковский заявил, что сейчас ОЭ никто продавать не будет:
«Мы к этому варианту относимся, что называется, без интереса. Местное самоуправление должно обеспечить местное население всеми коммунальными услугами, в том числе и электроэнергией. Продав это предприятие, мы получаем здесь исключительно договорные отношения, которые не дают гарантии, что они будут исполнены в полном объеме».
Двораковский отметил, что продажа предприятия может рассматриваться как вариант только в том случае, когда предприятие будет здоровым, избавится от своих долгов и его можно будет продать за справедливую цену.
«Когда мы выведем ОЭ из того состояния, в котором оно находится, тогда вопрос продажи его и реализации может быть интересен, потому что может быть хорошая соответствующая цена. Когда мы будем продавать его с долгами, это будет то, что называется, просто потерей».
За полную стоимость купить ОЭ может только крупный игрок энергорынка: МРСК Сибири, «Интер РАО» или «сторонняя контора типа «ЕвроСибЭнерго» Олега Дерипаски».
Гендиректор энергокомпании солидарен с мэром, что вопрос о продаже можно рассматривать только после решения проблем ОЭ:
«Тот плохой продавец, кто продает свой товар, когда он меньше всего ценится. Нужно довести компанию до лучшего состояния, а там уже думать. Все, кто работает на ослабление ОЭ, понимают, что слабую компанию можно забрать задешево. По-дешевке забирать ОЭ надо сейчас, потому что компания со временем развивается, наращивает активы, решает свои проблемы и, соответственно, растет в цене. Чем больше компания будет развиваться и выполнять те вещи, о которых мы говорим, тем меньше будет претендентов на халяву и шире круг тех, кто готов заплатить за компанию реальные деньги. Тогда мы подумаем, нужно ли городу продавать такой актив или, наоборот, оставить ОЭ и на его базе построить много нового», - рассказал Манвел Мажонц.
По оценке Юрия Федотова, который видит продажу лучшим вариантом решения проблем ОЭ, сейчас за контрольный пакет акций или все 100% акций можно выручить порядка 3 млрд рублей (см. Банкротство). Потенциальному покупателю ОЭ придется найти еще миллиард на погашение долгов. При этом, как отмечает Мажонц, новый собственник «не получит слишком большую прибыль, РЭК ее все равно изымет».
При таких условиях, считают эксперты, купить ОЭ может только крупный игрок энергорынка: МРСК Сибири или ФСК ЕЭС, «Интер РАО» или «сторонняя контора типа структуры Олега Дерипаски» («ЕвроСибЭнерго»). Один из собеседников «СуперОмска» отметил: «Не исключено, что ОЭ заинтересуется какое-то крупное промышленное предприятие, например, нефтезавод».
Мы оценили честную продажу ОЭ как маловероятный сценарий и поставили его в конец списка на 9-ю позицию. Как сказал один из собеседников «СуперОмска»: «зачем кому-то ОЭ покупать задорого, когда вокруг есть много предприятий, которые можно получить задешево».
Появление новых действующих лиц, претендующих на ОЭ, было также признано экспертами как один из маловероятных сценариев. Это объясняется и нынешним состоянием ОЭ, которое уже нельзя захватить малыми силами, и самими особенностями электросетевого бизнеса:
«Транспорт электроэнергии характерен тем, что там нет высоких норм прибыли, там, как правило, минимальная рентабельность. В этой сфере получают эффект как правило максимально крупные компании, которые могут уменьшать свои издержки за счет большего объема.
Вообще из трех секторов: генерации, транспорта и продажи/сбыта - у нас востребованный сегмент всегда был сбыт, в какой-то определенной степени среди крупных игроков генерация, а сети вообще никому были не нужны. Они недокапитализированы, туда меньше всего приходит денег, а проблем много. Любое повреждение сети, претензии к качеству электроэнергии, которую получают потребители, все ложится на плечи сетевиков. Здесь стоимость активов достаточно большая, а прибыль очень маленькая. Это не такая сфера, куда инвестиции польются рекой»,- считает Игорь Антропенко.
Круг желающих инвестировать в ОЭ ограничен, утверждает депутат Вячеслав Васильев:
«Я как предприниматель никогда бы не вкладывался в ОЭ, не пошел на такие риски, учитывая, что тарифная политика в отношении предприятия жестко регламентируется РЭКом. Прибыль заложена только за счет амортизации и затрат, связанных с эксплуатацией, там нет механизма для извлечения прибыли. Если ты [взял кредит и] вложил в ОЭ миллиард, то ты должен понимать, что нужно компенсировать миллиард и ставку рефинансирования. Но даже кредитные деньги на реструктуризацию долга не вкладываются в тариф. А если тем более у тебя нет контрольного пакета, все решения будут приниматься не тобой.
Его [ОЭ] очень хорошо забирать под то, чтобы потом дальше кому-то продать: МРСК или другой сетевой организации. А при самостоятельной эксплуатации вырвать этот миллиард обратно будет проблематично, потому что в ОЭ все четко регулируется тарифной политикой».
Таким образом, по мнению экспертов, потенциальным охотникам за «Омскэлектро» этот актив может принести больше проблем, чем денег.
Пятилетняя история захвата ОЭ показала инвесторам, что все финансовые и политические группировки, вступавшие в борьбу за муниципальную энергокомпанию, несли серьезные финансовые и имиджевые потери. А «Омскэлектро» до сих пор не только существует, но и пытается развиваться.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.
Перейти к другим новостям из категории "Собственные расследования"Читать все новости Омска за сегодня
С Называевского ДРСУ возвращают дорожную технику для банкротства омского АО «ДРСУ № 2»
01 ноября 2024 22:05
692
АО «Транснефть – Западная Сибирь» за 9 месяцев 2024 года провело более 32 тысяч экологических исследований
01 ноября 2024 12:16
926
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!