Доллар - 56,38

Евро - 69,02

Тенге - 0,17

Пробки - 9 баллов

14:03, 13 марта 2014Философия героя8533

Оксана Вертиполох: «Люди, побывавшие в небе один раз, либо убегают, либо возвращаются – уже навсегда»

Оксана Вертиполох: «Люди, побывавшие в небе один раз, либо убегают, либо возвращаются – уже навсегда»

Александр Румянцев и из личного архива героев

Пока другие заболевшие небом девушки примеряли форму бортпроводниц, стремясь «украшать собой авиацию», Оксана Вертиполох решила взять в свои руки не только свою судьбу, но и штурвал. Сейчас ей 24, и она одна из немногих представительниц прекрасного пола среди пилотов Омской региональной федерации сверхлегкой авиации.

Пока другие заболевшие небом девушки примеряли форму бортпроводниц, стремясь «украшать собой авиацию», Оксана Вертиполох решила взять в свои руки не только свою судьбу, но и штурвал. Сейчас ей 24, и она одна из немногих представительниц прекрасного пола среди пилотов Омской региональной федерации сверхлегкой авиации. 

Диплом специалиста по рекламе, карьера на телевидении, увлечение пауэрлифтингом. Но стоило Оксане лишь раз подняться в небо, и спокойно жить на земле она уже не смогла. 

Сама девушка признается, что она пока отнюдь не волшебник, а только учится – благо, вокруг есть люди, отдавшие авиации всю свою жизнь и готовые денно и нощно делиться своими знаниями и накопленным опытом. Поэтому мы решили познакомить читателей не только с нашей начинающей героиней, но и с одним из тех, кого считает выдающимся человеком она сама, – президентом региональной федерации сверхлегкой авиации Сергеем Балябкиным.

 

Небо


Летчики признаются, что страсть к небу – это не наследственное. Эту «болезнь» они открывают в себе сами, без оглядки на пап и мам. Вот и в семье Оксаны пилотов не было. Штурвал в руках держал только дед – но не в воздухе, а на море, где был капитаном. А внучку потянуло в другую стихию. 

«Я тот человек, который всю жизнь поднимает глаза вверх», – признается Оксана. 

По словам девушки, она всегда любила небо и все, что с ним связано, но сделать решающий шаг и посвятить себя авиации ей помогло, как ни странно, телевидение. 

«Я очень хорошо помню тот день. Мне очень долго и очень сильно хотелось снять сюжет про воздушные шары, про воздухоплавателей. Был уже вечер, мы подъехали со съемочной группой на аэродром Калачево, где происходил запуск шара. И там я увидела самолет...»

Еще находясь в корзине воздушного шара, Оксана уже знала, что обязательно снимет сюжет про самолеты. И обязательно пролетит на одном из них. И, несмотря на то, что безумная метель и нелетная погода срывали все планы, заставляя съемочную группу разворачиваться и уезжать ни с чем, свою маленькую мечту девушка все же осуществила.

«Первый раз я летала с Сергеем Балябкиным. Сесть мы смогли только с третьего раза – я все время требовала полетать еще, и мы снова взмывали в воздух».

С тех пор Оксана стала периодически приезжать на аэродром Калачево, и в один прекрасный момент вступила в аэроклуб. 

«Однажды вечером, когда я собиралась на тренировку, – тогда я увлекалась пауэрлифтингом - поднимала штангу в спортзале – раздался звонок: «Ты где, почему не в офисе федерации?» И это был тот пинок, который был мне нужен. Конечно, это в любом случае произошло бы рано или поздно – я это знала и никогда в этом не сомневалась. Но эта ситуация ускорила процесс». 

Так Оксана стала курсантом, начала учиться на пилота и заодно заниматься маркетингом в федерации. 

«Люди, побывавшие в небе один раз, либо убегают, либо возвращаются – уже навсегда. Я из тех, кто вернулся».

 

Самолет


Первое время Оксана была с самолетом на «Вы». 

«Я не вожу автомобиль. И когда я пришла учиться на пилота, очень смутно представляла себе, как выглядит, например, автомобильная свечка. Это вообще для меня был темный-темный лес. И мой инструктор чуть ли не капот открывал и показывал… За это огромное ему спасибо!», – рассказывает Оксана.

Девушка признается, что летный инструктор стал одним из главных людей в ее жизни.

«Своего инструктора я называю папой – мой летный папа. Я его безумно люблю. Он военный летчик I класса, бомбардировщик. И он всю жизнь учил военных - здоровенных крепких мужиков, а тут пришла к нему я. Он вообще ни разу в жизни девушек не учил. И когда в первый раз я села в самолет – в один из Аэропрактов - я не достала до педалей. И на следующее занятие мой инструктор принес поролон... который со временем превратился в специальное раскладное кресло».

По словам Оксаны, один из самых ответственных, но в то же время и самых счастливых моментов – первый полет, который ты совершаешь самостоятельно, без инструктора, оставаясь с самолетом один на один. 

«Естественно, курсант готов на 100%, когда он отправляется в свой первый самостоятельный вылет. Но все равно психологически есть осознание того, что тебе никто не поможет. Ты одна в самолете. Или один. И ты все делаешь сам. Максимум, что может сделать инструктор, – подсказать тебе в эфире. И для инструктора этот момент не менее волнительный!» 

Несмотря на успехи в вождении самолета, осваивать автомобиль Оксана пока не собирается.

«Мне кажется, что самолетом управлять проще, чем автомобилем. Наверняка это не так, но за руль машины я сесть пока не готова».

 

Девушка


Вместо строгой юбки, белой блузки и шейного платка с эмблемой авиакомпании Оксана выбрала летный комбинезон, красивое слово «авиатрисса» и возможность не просто подниматься в воздух, а самостоятельно управлять этим процессом. 

«Я ни на минуту, ни на секунду не сомневалась в том, что сделала правильный выбор. Больше того, я не жалею о том, что я получила другое первое образование. Но небо – это действительно мое. И строить свои отношения с ним я сразу решила именно как пилот», – говорит Оксана.

Сейчас девушка управляет самолетом наравне с представителями сильного пола. А ведь женщин, решивших, как и Оксана, пойти по стопам легендарной Эмилии Эрхарт, в современном мире не так много. Впрочем, сказать, что их можно пересчитать по пальцам одной руки, тоже нельзя. 

«Как-то так исторически сложилось, что это больше мужская суровая романтическая профессия. Девушки в основном приходят для того, чтобы быть бортпроводниками и украшать собой всю эту авиацию. И некоторое время назад профессия пилота была действительно физически непростой и трудной. Сейчас, конечно, управлять воздушным судном стало проще и легче – так же, как и автомобилем. Раньше было трудно представить себе женщину на грузовике, а сейчас, когда есть гидроусилитель, электрический усилитель руля, то вроде уже и нормально», – говорит председатель региональной федерации сверхлегкой авиации Сергей Балябкин.

По словам авиатора, почти в каждом регионе, где есть свой аэроклуб, есть хотя бы одна девушка, способная самостоятельно подняться в небо. Есть женщины-пилоты и в спортивной авиации – от простых любительниц до чемпионок мира. Возможно, со временем их станет еще больше, но от этого мы не перестанем меньше ими восхищаться.

 

Пилот


Вместо земли – воздух, вместо стажа – налет часов, вместо планерки – разбор полетов. Но не только этим работа летчика отличается от «земных» профессий.

«У всех, кто летает, работа связана с определенным риском. Как и у подводников – стихия, где они работают, тоже для человека не приспособлена. Понятно, что все проверяется, но все же человек, когда идет работать летчиком, соглашается с этим риском. И поэтому здесь все друг друга поддерживают. Здесь люди действительно переживают друг за друга и всегда друг другу помогают – это не просто дружный коллектив, а настоящая летная семья», – рассказывает Оксана. 

Для кого-то конечная цель – свидетельство пилота-любителя, но для Оксаны это только самое начало. Начало очень длинного и, к сожалению, очень сложного пути. 

«Доходит до абсурда, но сейчас практически некому летать – выполнять коммерческие и линейные рейсы. Это действительно так. Конечно, многие учатся летать просто для того, чтобы обрести новое хобби – так называемые «летчики выходного дня». Но тем людям, которые хотят двигаться дальше, а таких тоже немало, практически невозможно получить коммерческое пилотское свидетельство в данный момент», – поясняет Сергей Балябкин. 

«Пилотов не хватает, но при этом стать пилотом практически невозможно. Вот, например, захотел ты стать бухгалтером – поступил в любой вуз на «Бухучет и аудит», учишься и работаешь. В случае с пилотами такая система, к сожалению, не срабатывает. Этой специальности учат в нескольких вузах, бюджетных мест там практически нет, а конкурс при поступлении бешеный. Коммерческие места есть, но сказать, что учиться на пилота дорого – не сказать ничего. Один год обучения в Университете гражданской авиации в Санкт-Петербурге стоит порядка полутора миллионов рублей. Поэтому приходится идти другим путем», – говорит Оксана.

Путь этот начинается в учебно-методическом авиационном центре и, по словам Оксаны, не заканчивается никогда. 

«Мне кажется, что летное дело, – это то, чему нужно учиться всю жизнь. Здесь невозможно просто получить образование и работать. Тут постоянно узнаешь что-то новое. Постоянно освежаешь знания по аэродинамике, радиообмену, метеорологии, потому что иначе двигаться дальше просто невозможно. Планы-то далеко идущие. Очень», – признается Оксана.

 

Герой


Свою судьбу каждый человек выбирает сам, но есть особые люди – те, кто открывает для других новые пути и новые возможности. Один из таких людей – президент Омской региональной федерации сверхлегкой авиации Сергей Балябкин. Человек, без которого для многих путь в авиацию был бы закрыт. Без которого некому было бы в Омске устраивать авиашоу. Без которого для десятков людей их детская мечта о небе так и осталась бы только мечтой.

«Сейчас уже второй год у нас существует учебно-методический авиационный центр на территории Омской области, и эта ситуация в общем-то уникальная – в то время, когда сильнейший прессинг в авиации, когда закрывается очень много центров, мы открылись. И мы готовим сейчас пилотов сверхлегких воздушных судов, пилотов легких воздушных судов, пилотов для хобби, частных пилотов, пилотов для базы авиационной охраны лесов. И на этих маленьких самолетах мы выполняем не просто полеты в удовольствие, а реальные авиаработы, такие как, например, обнаружение и тушение лесных пожаров», – рассказывает Сергей Балябкин. 

Сам Сергей – в прошлом бизнесмен, для которого небо и самолет были не больше чем хобби. А задуматься о смене вектора заставил экономический кризис.

«Кто знает, как бы все повернулось, если бы не кризис 2008 года. Хобби было, да. Но только на уровне хобби. О том, чтобы полностью себя этому посвятить, я на тот момент не задумывался. Был самолет, и меня это устраивало. Устраивало то, что он мне дает. Но я попробовал двигаться дальше. Не хочу, чтобы это прозвучало пафосно, но когда я прошел весь этот путь, я понял, какой он непонятный, запутанный, и во многом запутанный намеренно. И мне не хотелось, чтобы другие люди так же тыкались в темноте, не понимая куда, и наступали на те же самые грабли». 

Так из простого хобби полеты и все, что с ними связано, для Сергея Балябкина переросли в главное дело всей его жизни. И он вместе с командой единомышленников начал прокладывать путь в сверхлегкую авиацию для тех других, кто мечтал о небе, но реализовать эту мечту не мог.

«Одна из тех вещей, которыми я занялся тогда, – начал рассказывать людям, что и как нужно делать, что можно летать официально, правильно, в свое удовольствие и еще приносить пользу при всем при этом. И что можно, в общем-то, на этом зарабатывать деньги. И развивать ту же самую авиацию. И я, естественно, был не один такой. Многие люди на Марьяновке и на ДОСААФе, у которых авиация на тот момент была на уровне хобби, также стали все это делать. Кто-то – мне помогать, кто-то – меня учить, кто-то – меня направлять. Очень большое спасибо бывшим военным летчикам, которые, находясь на пенсии, начали передавать свои знания и свой опыт, становясь преподавателями и инструкторами. Тоже, в общем-то, не за большие деньги».

С тех пор Сергей Балябкин остается верным своей любви к небу, всеми силами помогает развитию авиации и ни капли не жалеет о том, что все в его жизни сложилось именно так.

«Полет – это то, что привлекает, тянет, завораживает и заставляет по-другому посмотреть на мир. Благодаря кризису 2008 года я полностью ушел из бизнеса и полностью посвятил себя этой замечательной деятельности. Приносит ли она мне те доходы, которые были ранее? Конечно, нет. Более того, она еще и потребляет. Но мне это в удовольствие. И мы делаем большое, интересное и полезное для страны, а не только для себя, дело»

В омском селе Пришиб впервые появился детский сад

Сегодня 16:51

27

Две молодые девушки погибли в мощном ДТП с двумя большегрузами на «трассе смерти» Омск – Тюмень

Сегодня 16:24

95

Фадина поручила главе Депимущества Денежкину заняться городскими парками

Сегодня 16:00

145

Юрий Тетянников, вице-спикер омского горсовета

Юрий Тетянников, вице-спикер омского горсовета

«Да, я пригласил Станислава вторым помощником. Имею право их иметь до 10»

Олег Афанасьев, председатель комитета ОГС по собственности ОГС

Олег Афанасьев, председатель комитета ОГС по собственности ОГС

«В отношении руководства «Тепловой компании возможна перспектива уголовного преследования»

Андрей Ткачук, вице-спикер омского горсовета

Андрей Ткачук, вице-спикер омского горсовета

«Люди боятся мести. В учреждениях люди, не согласные с нарушением своих прав, оказываются под прессингом»

Митрополит Владимир дал омичам совет по обращению со святой водой

Сегодня 15:34

186

Фадина защитила омских карусельщиков

Сегодня 15:30

181

В омском правительстве появился дуэт чиновников-стримеров

Сегодня 15:15

449

Скандал с выделением денег на ремонт омских школ вышел на федеральный уровень

Сегодня 15:00

323

Шлеменко займется политической борьбой после выборов президента

Сегодня 14:51

150

Новый уровень пренатальной диагностики

Сегодня 14:42

140

«Билайн» протестировал мобильный интернет на скорости 1 Гбит/с

Сегодня 14:30

123

ИНСАЙДЫ НЕДЕЛИ: Фрикель вернется в областной Минстрой

Сегодня 14:14

417

«Авангард» разместили на третьем месте на Востоке по сумме контрактов

Сегодня 14:00

278

В Омске из-за морозов объявлено штормовое предупреждение на целую неделю

Сегодня 13:45

360

В пресс-центре правительства Омской области назначили главного специалиста

Сегодня 13:40

484

ИНСАЙДЫ НЕДЕЛИ: в Омске Путина ждут на финал по хоккею

Сегодня 13:38

563

Стало известно, когда откроется кинотеатр «Первомайский»

Сегодня 13:27

377

Христолюбов прокомментировал свой переход в управление дорожного хозяйства Омской области

Сегодня 13:16

397

Бурков не будет нырять в прорубь на Крещение

Сегодня 13:00

283

В Омске ждут Владимира Путина

Сегодня 12:50

709

Суд начал серьезно штрафовать за незаконсервированное омское метро

Сегодня 12:42

295

Шлеменко рассказал, почему решил стать доверенным лицом Путина

Сегодня 12:35

200

На обследование аварийного СКК имени Блинова не хватает 8 миллионов

Сегодня 12:12

196

Снижение тарифов обойдется «Тепловой компании» в 250 миллионов за год

Вчера 15:50

382

Стал известен список крупнейших госзаказчиков Омской области за 2017 год

Стал известен список крупнейших госзаказчиков Омской области за 2017 год

12 января 2018 08:07

1140