Доллар - 59,63

Евро - 70,36

Тенге - 0,17

Пробки - 3 балла

14:03, 13 марта 2014Философия героя/СуперОмск8389

Оксана Вертиполох: «Люди, побывавшие в небе один раз, либо убегают, либо возвращаются – уже навсегда»

Оксана Вертиполох: «Люди, побывавшие в небе один раз, либо убегают, либо возвращаются – уже навсегда»

Александр Румянцев и из личного архива героев

Пока другие заболевшие небом девушки примеряли форму бортпроводниц, стремясь «украшать собой авиацию», Оксана Вертиполох решила взять в свои руки не только свою судьбу, но и штурвал. Сейчас ей 24, и она одна из немногих представительниц прекрасного пола среди пилотов Омской региональной федерации сверхлегкой авиации.

Пока другие заболевшие небом девушки примеряли форму бортпроводниц, стремясь «украшать собой авиацию», Оксана Вертиполох решила взять в свои руки не только свою судьбу, но и штурвал. Сейчас ей 24, и она одна из немногих представительниц прекрасного пола среди пилотов Омской региональной федерации сверхлегкой авиации. 

Диплом специалиста по рекламе, карьера на телевидении, увлечение пауэрлифтингом. Но стоило Оксане лишь раз подняться в небо, и спокойно жить на земле она уже не смогла. 

Сама девушка признается, что она пока отнюдь не волшебник, а только учится – благо, вокруг есть люди, отдавшие авиации всю свою жизнь и готовые денно и нощно делиться своими знаниями и накопленным опытом. Поэтому мы решили познакомить читателей не только с нашей начинающей героиней, но и с одним из тех, кого считает выдающимся человеком она сама, – президентом региональной федерации сверхлегкой авиации Сергеем Балябкиным.

 

Небо


Летчики признаются, что страсть к небу – это не наследственное. Эту «болезнь» они открывают в себе сами, без оглядки на пап и мам. Вот и в семье Оксаны пилотов не было. Штурвал в руках держал только дед – но не в воздухе, а на море, где был капитаном. А внучку потянуло в другую стихию. 

«Я тот человек, который всю жизнь поднимает глаза вверх», – признается Оксана. 

По словам девушки, она всегда любила небо и все, что с ним связано, но сделать решающий шаг и посвятить себя авиации ей помогло, как ни странно, телевидение. 

«Я очень хорошо помню тот день. Мне очень долго и очень сильно хотелось снять сюжет про воздушные шары, про воздухоплавателей. Был уже вечер, мы подъехали со съемочной группой на аэродром Калачево, где происходил запуск шара. И там я увидела самолет...»

Еще находясь в корзине воздушного шара, Оксана уже знала, что обязательно снимет сюжет про самолеты. И обязательно пролетит на одном из них. И, несмотря на то, что безумная метель и нелетная погода срывали все планы, заставляя съемочную группу разворачиваться и уезжать ни с чем, свою маленькую мечту девушка все же осуществила.

«Первый раз я летала с Сергеем Балябкиным. Сесть мы смогли только с третьего раза – я все время требовала полетать еще, и мы снова взмывали в воздух».

С тех пор Оксана стала периодически приезжать на аэродром Калачево, и в один прекрасный момент вступила в аэроклуб. 

«Однажды вечером, когда я собиралась на тренировку, – тогда я увлекалась пауэрлифтингом - поднимала штангу в спортзале – раздался звонок: «Ты где, почему не в офисе федерации?» И это был тот пинок, который был мне нужен. Конечно, это в любом случае произошло бы рано или поздно – я это знала и никогда в этом не сомневалась. Но эта ситуация ускорила процесс». 

Так Оксана стала курсантом, начала учиться на пилота и заодно заниматься маркетингом в федерации. 

«Люди, побывавшие в небе один раз, либо убегают, либо возвращаются – уже навсегда. Я из тех, кто вернулся».

 

Самолет


Первое время Оксана была с самолетом на «Вы». 

«Я не вожу автомобиль. И когда я пришла учиться на пилота, очень смутно представляла себе, как выглядит, например, автомобильная свечка. Это вообще для меня был темный-темный лес. И мой инструктор чуть ли не капот открывал и показывал… За это огромное ему спасибо!», – рассказывает Оксана.

Девушка признается, что летный инструктор стал одним из главных людей в ее жизни.

«Своего инструктора я называю папой – мой летный папа. Я его безумно люблю. Он военный летчик I класса, бомбардировщик. И он всю жизнь учил военных - здоровенных крепких мужиков, а тут пришла к нему я. Он вообще ни разу в жизни девушек не учил. И когда в первый раз я села в самолет – в один из Аэропрактов - я не достала до педалей. И на следующее занятие мой инструктор принес поролон... который со временем превратился в специальное раскладное кресло».

По словам Оксаны, один из самых ответственных, но в то же время и самых счастливых моментов – первый полет, который ты совершаешь самостоятельно, без инструктора, оставаясь с самолетом один на один. 

«Естественно, курсант готов на 100%, когда он отправляется в свой первый самостоятельный вылет. Но все равно психологически есть осознание того, что тебе никто не поможет. Ты одна в самолете. Или один. И ты все делаешь сам. Максимум, что может сделать инструктор, – подсказать тебе в эфире. И для инструктора этот момент не менее волнительный!» 

Несмотря на успехи в вождении самолета, осваивать автомобиль Оксана пока не собирается.

«Мне кажется, что самолетом управлять проще, чем автомобилем. Наверняка это не так, но за руль машины я сесть пока не готова».

 

Девушка


Вместо строгой юбки, белой блузки и шейного платка с эмблемой авиакомпании Оксана выбрала летный комбинезон, красивое слово «авиатрисса» и возможность не просто подниматься в воздух, а самостоятельно управлять этим процессом. 

«Я ни на минуту, ни на секунду не сомневалась в том, что сделала правильный выбор. Больше того, я не жалею о том, что я получила другое первое образование. Но небо – это действительно мое. И строить свои отношения с ним я сразу решила именно как пилот», – говорит Оксана.

Сейчас девушка управляет самолетом наравне с представителями сильного пола. А ведь женщин, решивших, как и Оксана, пойти по стопам легендарной Эмилии Эрхарт, в современном мире не так много. Впрочем, сказать, что их можно пересчитать по пальцам одной руки, тоже нельзя. 

«Как-то так исторически сложилось, что это больше мужская суровая романтическая профессия. Девушки в основном приходят для того, чтобы быть бортпроводниками и украшать собой всю эту авиацию. И некоторое время назад профессия пилота была действительно физически непростой и трудной. Сейчас, конечно, управлять воздушным судном стало проще и легче – так же, как и автомобилем. Раньше было трудно представить себе женщину на грузовике, а сейчас, когда есть гидроусилитель, электрический усилитель руля, то вроде уже и нормально», – говорит председатель региональной федерации сверхлегкой авиации Сергей Балябкин.

По словам авиатора, почти в каждом регионе, где есть свой аэроклуб, есть хотя бы одна девушка, способная самостоятельно подняться в небо. Есть женщины-пилоты и в спортивной авиации – от простых любительниц до чемпионок мира. Возможно, со временем их станет еще больше, но от этого мы не перестанем меньше ими восхищаться.

 

Пилот


Вместо земли – воздух, вместо стажа – налет часов, вместо планерки – разбор полетов. Но не только этим работа летчика отличается от «земных» профессий.

«У всех, кто летает, работа связана с определенным риском. Как и у подводников – стихия, где они работают, тоже для человека не приспособлена. Понятно, что все проверяется, но все же человек, когда идет работать летчиком, соглашается с этим риском. И поэтому здесь все друг друга поддерживают. Здесь люди действительно переживают друг за друга и всегда друг другу помогают – это не просто дружный коллектив, а настоящая летная семья», – рассказывает Оксана. 

Для кого-то конечная цель – свидетельство пилота-любителя, но для Оксаны это только самое начало. Начало очень длинного и, к сожалению, очень сложного пути. 

«Доходит до абсурда, но сейчас практически некому летать – выполнять коммерческие и линейные рейсы. Это действительно так. Конечно, многие учатся летать просто для того, чтобы обрести новое хобби – так называемые «летчики выходного дня». Но тем людям, которые хотят двигаться дальше, а таких тоже немало, практически невозможно получить коммерческое пилотское свидетельство в данный момент», – поясняет Сергей Балябкин. 

«Пилотов не хватает, но при этом стать пилотом практически невозможно. Вот, например, захотел ты стать бухгалтером – поступил в любой вуз на «Бухучет и аудит», учишься и работаешь. В случае с пилотами такая система, к сожалению, не срабатывает. Этой специальности учат в нескольких вузах, бюджетных мест там практически нет, а конкурс при поступлении бешеный. Коммерческие места есть, но сказать, что учиться на пилота дорого – не сказать ничего. Один год обучения в Университете гражданской авиации в Санкт-Петербурге стоит порядка полутора миллионов рублей. Поэтому приходится идти другим путем», – говорит Оксана.

Путь этот начинается в учебно-методическом авиационном центре и, по словам Оксаны, не заканчивается никогда. 

«Мне кажется, что летное дело, – это то, чему нужно учиться всю жизнь. Здесь невозможно просто получить образование и работать. Тут постоянно узнаешь что-то новое. Постоянно освежаешь знания по аэродинамике, радиообмену, метеорологии, потому что иначе двигаться дальше просто невозможно. Планы-то далеко идущие. Очень», – признается Оксана.

 

Герой


Свою судьбу каждый человек выбирает сам, но есть особые люди – те, кто открывает для других новые пути и новые возможности. Один из таких людей – президент Омской региональной федерации сверхлегкой авиации Сергей Балябкин. Человек, без которого для многих путь в авиацию был бы закрыт. Без которого некому было бы в Омске устраивать авиашоу. Без которого для десятков людей их детская мечта о небе так и осталась бы только мечтой.

«Сейчас уже второй год у нас существует учебно-методический авиационный центр на территории Омской области, и эта ситуация в общем-то уникальная – в то время, когда сильнейший прессинг в авиации, когда закрывается очень много центров, мы открылись. И мы готовим сейчас пилотов сверхлегких воздушных судов, пилотов легких воздушных судов, пилотов для хобби, частных пилотов, пилотов для базы авиационной охраны лесов. И на этих маленьких самолетах мы выполняем не просто полеты в удовольствие, а реальные авиаработы, такие как, например, обнаружение и тушение лесных пожаров», – рассказывает Сергей Балябкин. 

Сам Сергей – в прошлом бизнесмен, для которого небо и самолет были не больше чем хобби. А задуматься о смене вектора заставил экономический кризис.

«Кто знает, как бы все повернулось, если бы не кризис 2008 года. Хобби было, да. Но только на уровне хобби. О том, чтобы полностью себя этому посвятить, я на тот момент не задумывался. Был самолет, и меня это устраивало. Устраивало то, что он мне дает. Но я попробовал двигаться дальше. Не хочу, чтобы это прозвучало пафосно, но когда я прошел весь этот путь, я понял, какой он непонятный, запутанный, и во многом запутанный намеренно. И мне не хотелось, чтобы другие люди так же тыкались в темноте, не понимая куда, и наступали на те же самые грабли». 

Так из простого хобби полеты и все, что с ними связано, для Сергея Балябкина переросли в главное дело всей его жизни. И он вместе с командой единомышленников начал прокладывать путь в сверхлегкую авиацию для тех других, кто мечтал о небе, но реализовать эту мечту не мог.

«Одна из тех вещей, которыми я занялся тогда, – начал рассказывать людям, что и как нужно делать, что можно летать официально, правильно, в свое удовольствие и еще приносить пользу при всем при этом. И что можно, в общем-то, на этом зарабатывать деньги. И развивать ту же самую авиацию. И я, естественно, был не один такой. Многие люди на Марьяновке и на ДОСААФе, у которых авиация на тот момент была на уровне хобби, также стали все это делать. Кто-то – мне помогать, кто-то – меня учить, кто-то – меня направлять. Очень большое спасибо бывшим военным летчикам, которые, находясь на пенсии, начали передавать свои знания и свой опыт, становясь преподавателями и инструкторами. Тоже, в общем-то, не за большие деньги».

С тех пор Сергей Балябкин остается верным своей любви к небу, всеми силами помогает развитию авиации и ни капли не жалеет о том, что все в его жизни сложилось именно так.

«Полет – это то, что привлекает, тянет, завораживает и заставляет по-другому посмотреть на мир. Благодаря кризису 2008 года я полностью ушел из бизнеса и полностью посвятил себя этой замечательной деятельности. Приносит ли она мне те доходы, которые были ранее? Конечно, нет. Более того, она еще и потребляет. Но мне это в удовольствие. И мы делаем большое, интересное и полезное для страны, а не только для себя, дело»

Фадина расчистит дорогу сенатору Назарову

Сегодня 15:00

38

Коммунисты рассказали Буркову о судьбе Детройта

Сегодня 14:51

54

Спортивный наставник Назарова стал общественным советником Буркова

Сегодня 13:42

263

Юлия Никифорова, старший следователь

Юлия Никифорова, старший следователь

«Было заметно, что он хотел выглядеть более элегантно, чем обычно»

Александр Бурков, врио губернатора Омской области

Александр Бурков, врио губернатора Омской области

«За этот год только в Омской области погибли 175 человек, в том числе десять детей, наших детей. Это – общая боль и наше горе»

Епископ Тихон

Епископ Тихон

«Огромная утрата для поколения, живущего сегодня, если мы от этого опыта отказываемся»

В омском следкоме рассказали все секреты уголовного дела Илюшина и Фоминой

Сегодня 13:31

378

На открытии третьего Всероссийского театрального фестиваля «Сотоварищи» заговорили о четвертом

Сегодня 13:15

100

Бурков хочет взлететь с «Федоровки»

Сегодня 13:00

237

А что бы было, если бы… Нешуточные страсти на мексиканском курорте показал Лицейский театр

А что бы было, если бы… Нешуточные страсти на мексиканском курорте показал Лицейский театр

03 ноября 2017 09:00

856

В Польше появилась надпись «Смерть Украине»

Сегодня 12:28

162

Волна омских эвакуаций перешла на учебные заведения

Сегодня 12:12

302

В Омске опять эвакуировали мэрию

Сегодня 11:16

403

Беды холодного дома. Кто, кроме президента, сможет помочь жильцам замерзающей новостройки?

Беды холодного дома. Кто, кроме президента, сможет помочь жильцам замерзающей новостройки?

01 ноября 2017 15:31

4206

«Омсктрансмаш» готовит первую партию огнеметных систем для Шойгу

Сегодня 10:08

286

ТРЕНДЫ НЕДЕЛИ: финал выборов мэра, суд над экс-министром и охота за федеральными деньгами

Сегодня 09:58

358

Минстрой РФ нашел для Омской области 370 млн рублей

Сегодня 09:54

335

Омскую ракету «Ангара» запустит акционерное общество

Сегодня 09:36

299

ИНСАЙДЫ НЕДЕЛИ: Голушко вспомнил об Омске ко дню выборов мэра

Сегодня 06:07

968

Поджигатели BMW X5 в омском Старгороде попали на видео

Вчера 22:16

2975

ИНСАЙДЫ НЕДЕЛИ: Шелеста отправляют в мэрию ловить рыбу в мутной воде?

Вчера 21:12

1186

Шишов подобрал особый для СИЗО стиль на очную ставку с Фоминой

Вчера 20:21

2551

В Омске две иномарки не поделили дорогу у «Таксопарка» - фото

Вчера 18:43

608

Омский «Авангард» начнет выездную серию с казанского «Ак Барса» (расписание)

Вчера 17:57

849

Недовольные родители хотят нагрянуть к Буркову за пособием

Вчера 16:47

1329

СК: Фомина запугивала свидетеля при Илюшине

Вчера 15:22

2800

Врио губернатора Омской области Бурков призвал ужесточить наказание для пьяных водителей

Вчера 14:50

695

Омичи закрыли сезон рыбалки судаком в 3,9 кг и щуками

Вчера 13:32

1604

Власти Ханты-Мансийска ищут родственников омича, чьи останки найдены под Волгоградом

Вчера 12:31

718

Ехать или не ехать: А вы знаете, что происходит внутри омской маршрутки?

05 ноября 2017 10:05

5772

Вице-мэр Парыгина пожаловалась на маленькую зарплату омских чиновников

Вице-мэр Парыгина пожаловалась на маленькую зарплату омских чиновников

10 ноября 2017 19:30

17594