Криптовалюты

Доллар - 91,31

Евро - 98,47

Тенге - 0,20

Репортаж28619

Кто не рискует, тот не переплачивает: учёные СибАДИ рассказали, как экономить на топливе

Кто не рискует, тот не переплачивает: учёные СибАДИ рассказали, как экономить на топливе

Почему скачет расход топлива? Как он связан с последней заправкой? Как рассчитать траты на топливо и можно ли ими управлять? Омские, уральские, новосибирские, барнаульские журналисты преодолели сотни километров, чтобы получить ответы на эти и другие вопросы и наконец разобраться в том, что первично в затратах на содержание автомобиля: человек, «бездушная машина», топливо или «обстоятельства непреодолимой силы».

«Опытный водитель ездит экономичнее» 

Опыт – сын ошибок трудных. Эта аксиома распространяется и на навыки поведения за рулем. С опытом приходит уверенность, качественный анализ ситуации на дороге, а количество ненужных переключений передач и частота «газ-тормоз-газ» сокращается. Испытания на автодроме СибАДИ наглядно показали, что новичок расходует примерно на 10 % больше топлива.

– Влияет даже количество переключений на единицу времени, у новичков оно больше, а значит больше и расход, – поясняет руководитель федерального учебного центра СибАДИ Александр Бакунов.

Важен и принцип управления автомобилем. Возьмем, к примеру, водителя рейсовой «Газели»: его опытность часто сочетается с резкостью, эмоциональностью и постоянными обгонами при движении, что приводит к увеличению расхода.

«Характер не изменить, но можно скорректировать» 

Специалисты СибАДИ разработали ряд тестов на определение психофизиологического типа личности. Их результаты подтверждают предположение о связи типа личности и поведения за рулем.

– Мы разбираем не технические особенности автомобиля, а все, что связано с водителем, человеком. Когда вождение - профессия, измеримыми оценочными показателями являются внимание, стрессоустойчивость, склонность к риску, психотип личности. Полноценная диагностика водителя длится от 2 до 4 часов. Каждое профессиональное качество ниже нормы, например, внимание, склонность к риску, глазомер, может повлиять на маневры и вероятность совершить ДТП. На основании результатов измерения видно, какие качества провисают и не дают безопасно или экономично управлять транспортным средством. Крупные компании обращаются к данной методике, обучают и проводят диагностику собственных специалистов, – рассказывает заведующая учебно-методической лабораторией комплексной психофизиологической диагностики Татьяна Арбатская.

Сертифицированные аппараты фирмы ПДКМК имеют патенты, более 50 методик позволяют объективно оценить водительские качества и соотнести результаты с манерой управления автомобиля.  Также на поведение водителя влияет его психотип. Например, для водителей дальних рейсов характерен тип «флегматик» - спокойный, уравновешенный, с высокой работоспособностью, принимающий обдуманные решения. «Меланхолики», как правило, стараются быть на пассажирском сидении – у них выражены переживания, растерянность и слабая реакция.  Вышеупомянутые газелисты – «сангвиники» - активные, быстро реагируют на оживленное движение и устают от монотонности. А вот те, кто не терпят промедления, – сигналят по поводу и без, лихачат, подрезают – типичные «холерики». Тесты, как правило, определяют смешанные типы, но интересно то, что тип может меняться со временем, его можно воспитывать и совершенствовать.

«Возраст автомобиля повышает расход» 

Техническое состояние автомобиля – важная деталь при подсчете топливного расхода. Обслуживание транспортного средства надлежащим образом и регулярные осмотры позволят расходовать заявленное количество литров. Однако для автомобилей старше 8 лет или с пробегом более 150 тыс. км применяются повышающие коэффициенты расхода топлива до +10 %, сибирский климат может добавить еще +25 %, а пробки еще +25 %.


 «Не октаном единым…» 

Существует убеждение, что если залить, например, 95 бензин вместо 92, то расход сразу упадет. Однозначной зависимости нет, - считают специалисты СибАДИ. Расход в большей степени зависит от типа двигателя и состояния автомобиля, однако всегда стоит учитывать рекомендации производителей. Если ими рекомендовано высокооктановое топливо, то при несоблюдении требований система автомобиля может зафиксировать «детонацию» и понизить эффективность работы двигателя. Октановое число не должно быть основным критерием выбора – оно не всегда отражает состав, а для конкретного автомобиля может подходить топливо и с более низким октановым числом.

Параметры топлива можно увидеть в паспорте качества на АЗС. Ученые рекомендуют время от времени заглядывать в документ. Для автомобилиста это один из основных показателей надежности топлива, не требующих сложных и дорогостоящих проверок. Обращайте внимание на дату – для популярных ходовых марок топлива она не должна быть старше недели. Чаще всего, партия распродается за 1-3 дня.

 

 «Качество топлива влияет на расход» 

Согласно статистике лишь в 2 % случаев увеличения расхода виновно само топливо. Если в бензине превышено содержание серы/смол, то на внутренних элементах двигателя и топливной системы образуются отложения. Они снижают мощность и убивают движок. А если отложения попадают в зоны повышенной температуры (например, в камеру сгорания), то в процессе эксплуатации превращаются в нагар. В результате повышается износ двигателя, ухудшаются процессы горения топливной смеси, растет расход. К счастью, такой некондиционный бензин найти все труднее, теперь разве что на глухих загородных трассах на безымянных заправках. По словам Александра Иванова, заведующего кафедрой «Тепловые двигатели и автотракторное оборудование», необоснованный расход топлива можно  определить и самому, по показаниям бортового компьютера.

«Машина показывает один расход, а по факту выходит другой. Кто врет?» 

Данные бортового компьютера отображают расход топлива в текущий момент времени. Для объективной оценки необходимо сравнивать показатели расхода в равных условиях – один и тот же маршрут, равные внешние факторы (зима/лето/направление ветра), степень прогретости двигателя, нагрузка, скорость, работа кондиционера.

На расход топлива, как объяснил старший преподаватель кафедры «Эксплуатация и ремонт автомобилей» СибАДИ Борис Журавский, во многом влияет скорость и нагрузка работы двигателя. Количество топлива зависит от импульса подачи топлива, чем он выше, тем больше расход. Например, это может быть перегазовка, агрессивное или прерывистое вождение. Еще один фактор изменения расхода – неисправности в автомобиле, поэтому так важно регулярно проводить техосмотр и следить за показателями.

«Тише едешь – дальше будешь. Медленное вождение как способ экономии» 

СибАДИ провели собственный эксперимент: в равных условиях протестировали «плавный» и «активный» стили вождения одного автомобиля на одном маршруте при свободных и загруженных дорогах. 

В результате оказалось, что различие на свободной дороге между «активным» стилем вождения с резкими маневрами и частыми перестроениями и «плавным» дали разницу всего в 1,3 минуты в пользу первого при общем времени движения примерно 17 минут. Тогда как экономия «плавного» стиля составила примерно 1,4 литра топлива при минимальных различиях во времени проезда. «Плавный» стиль вождения при высокой загруженности дорог дал практически тот же расход топлива, при почти вдвое увеличенном времени проезда.

Виталий Лисин, доцент кафедры «Эксплуатация и ремонт автомобилей», объясняет результаты так: городская среда (пробки, светофоры, трафик), стиль вождения и привычки, как например, частые торможения или постоянный обгон оказывают основное влияние на показатели расхода топлива, при этом снижая безопасность и увеличивая износ двигателя.

Полученные знания журналисты закрепили на практике – приняли участие в заездах на минимальный расход. Для эксперимента выбрали Subaru Forester, 3 круга трассы федерального автодрома и разрешенную в городских условиях скорость в 60 км/ч. Результаты получились любопытными. Минимальный расход топлива показал Андрей Ан, водитель с 30-летним стажем, высокой концентрацией внимания и минимальной склонностью к риску. А вот максимальный оказался у двух человек: журналистки Ольги Пройдаковой с 2-летним стажем вождения, средней склонностью к риску и осторожным стилем езды и новосибирским журналистом Виталием Полищуком, с 15-летним стажем, пониженной концентрацией внимания, максимальной склонностью к риску и агрессивным стилем езды.

– Пониженная нагрузка двигателя в городских условиях влияет на снижение КПД и увеличивает расход, – поясняет Виталий Лисин. – Оптимальный способ движения – быстрый разгон до умеренной скорости и ее сохранение при движении. Работа «на холостом ходу» без полезной нагрузки также увеличивает расход. Если движение плавное и равномерное с минимальными изменениями скорости, то мы получаем стабильную нагрузку. Нестабильная скорость, быстрый разгон работают ровно наоборот.

Экспериментальным путем было доказано: в стремлении сократить расходы на топливо, важно не только следить за состоянием автомобиля и при заметном увеличении путевого расхода посещать СТО, но и контролировать собственные привычки, понимая, что вместе с желанием «поддать газу» можно получить высокий расход и дополнительный риск на дороге, тогда как спокойное вождение позволит сэкономить до 20 % топлива. И, конечно, заправляться только на проверенных АЗС.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории "Репортаж"
Читать все последние новости Омска и Омской области

Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.


Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!