Спецпроект

Команда Назарова

Покажем все, что скрыто
В мае исполняется три года с момента назначения Виктора Назарова губернатором Омской области. За время его руководства почти двадцать высокопоставленных чиновников ушли в отставку. Одни покидали посты по объективным причинам, отставки других сопровождались громкими скандалами. В отношении семи чиновников заведены уголовные дела.
14 отставок

Именно столько высокопоставленных чиновников ушли в отставку за три минувших года.
7 уголовных дел

В отношение семи чиновников заведены уголовные дела.
В этом материале «СуперОмск» попытался представить эволюцию, а точнее сказать, деградацию команды Назарова за три минувших года. Мы начинаем новый большой проект «Команда Назарова», в котором планируем подробно рассказать своим читателям обо всех членах областного кабинета министров, в особенности о неизвестной стороне их биографии. Таким образом мы стремимся повысить степень информационной открытости региональной власти. «СуперОмск» считает, что омичи и жители области имеют право знать все о людях, допущенных к распределению бюджета.

Первым объектом нашего редакционного исследования можно считать главу аппарата губернатора Владимира Компанейщикова, «темным» делам которого «СуперОмск» посвятил не одну статью. По отработанной модели мы расскажем и об остальных участниках ближнего круга Назарова. Ну а начнем с хронологического обзора, который позволит сформировать общее представление об эволюции команды губернатора, ее эффективности, о распределении неформальных ролей внутри правительства и кулуарных центрах принятия ключевых решений.

Начало

Структура и первоначальный состав правительства Назарова формировались под контролем первого заместителя председателя правительства Александра Бутакова, который в тот период оказывал максимальное влияние на губернатора. В правительство приглашались как уже проверенные на министерских постах кадры (например, Александр Триппель), так и новички.

На особом положении у губернатора находились руководитель аппарата правительства Сергей Михеев и министр строительства Станислав Гребенщиков. Оба имели многолетние личные связи с губернатором, и Виктор Назаров посчитал их достаточно квалифицированными для работы в руководстве региона. Михеев и Гребенщиков с момента своего назначения получили статус заместителей председателя правительства.

Министр финансов Рита Фомина, несмотря на свою принадлежность к «полежаевской команде», также с самого начала имела в глазах Назарова вес и авторитет как оператор многих финансовых схем, реализуемых в регионе. Незаменимость Фоминой подтвердили последующее годы. Любопытно, что Фомина, являясь одним из ключевых членов команды Назарова и подчиняющаяся напрямую губернатору, за три прошедших года так и не была удостоена статуса заместителя председателя правительства Омской области, оставаясь, по сути, техническим исполнителем зачастую «серых» бюджетных операций. За что и поплатилась обвинением в злоупотреблении должностными полномочиями.

Еще одним человеком, серьезно влияющим на губернатора, стал Юрий Гамбург. В тот период Юрий Викторович формально занимал пост первого вице-мэра Омска. Однако работа в другой управленческой структуре не помешала Гамбургу перетащить «свою команду» на профильное министерство имущественных отношений. Главой этого министерства в сентябре 2012 года стал правая рука Гамбурга – Вадим Меренков.

Время Гамбурга

Формальный переход Юрия Гамбурга из мэрии в правительство так сильно был необходим Назарову, что губернатор буквально «протащил» через Заксобрание решение о введении должности второго первого заместителя. Пока шла подготовка к переходу человека, «сделавшего» Назарова губернатором, контролем ситуации в сфере внутренней политики и обеспечением устойчивости системы (в том числе удержанием Назарова от неосторожных ходов) занимался еще один выходец из команды Виктора Шрейдера – политтехнолог и журналист Андрей Ткачук.

Прибывший в декабре 2012 года в правительство Юрий Гамбург сразу же забрал в свою сферу ответственности самый престижный функционал: внутреннюю политику, экономику, региональное имущество и внешние контакты с Москвой. Другому первому заместителю Александр Бутакову была отдана только неблагодарная «социалка»: министерства труда, здравоохранения, культуры, образования и спорта. Отстраненный от сферы своей компетенции Бутаков переместился в картине влияния на второй план. Не смирившись, в апреле 2013 года он уволился из правительства по собственному желанию.

Вслед за Бутаковым из правительства ушла целая обойма министров первого набора, которые не смогли сработаться с Юрием Гамбургом из-за того, что занимали слишком независимую позицию и могли влиять на решения Назарова простым убеждением и аргументами. На их места пришли лояльные перзаму специалисты: Сергей Высоцкий, Сергей Синдеев, Александр Фабрициус, Александр Винокуров.

В это время уже почти все главные решения, принимаемые губернатором, проходили через Юрия Викторовича.

Отдельно стоит сказать о руководителе аппарата Сергее Михееве, который, как и Бутаков, в июле 2013 года написал заявление по собственному желанию и ушел из ближнего круга губернатора. Видимо, и ему помешала работать слишком близкая дружба с губернатором, которая мешала монополии серого кардинала Гамбурга.

В это время уже почти все главные решения, принимаемые губернатором, проходили через Юрия Викторовича.

Для уравновешивания Гамбурга братьями Грефами в правительство был прислан бывший сотрудник московского Сбербанка Вячеслав Синюгин, который в сентябре 2013 года стал вторым первым заместителем председателя правительства. Так могли быть решены две задачи: спрятать Синюгина на время завершения расследования и вынесения решений по делу о взрыве Саяно-Шушенской ГЭС и урезонить слишком ретивого Гамбурга, у которого к тому моменту, говорят, сильно охладились отношения с Евгением Грефом. Синюгину были переданы экономические министерства и сфера жизнеобеспечения региона, а полномочия Гамбурга сократились до внутренней политики, социального блока и кураторства минимущества. Однако, несмотря на высокую должность и московскую поддержку, Вячеслав Синюгин так и не смог составить конкуренцию Гамбургу и приобрести авторитет в глазах Назарова. Параллельно Гамбурга ослабляли, назначив еще одного человека, верного и крепко привязанного к Евгению Грефу – Владимира Компанейщикова, на должность руководителя аппарата, что автоматически давало ему возможность более близкого доступа к телу главы региона.

А вот аппаратный вес Риты Фоминой только возрастал. О доверии со стороны губернатора говорит хотя бы тот факт, что переделы полномочий не коснулись минфина, Фомина формально была независима от обоих первозамов.

Нестабильным казалась положение Станислава Гребенщикова, который был отодвинут от своего друга губернатора другим его давним другом Гамбургом. При этом за Гребенщиковым сохранялись свои рычаги влияния - когда из минстроя выделили отдельное министерство транспорта, Гребенщиков смог назначить туда своего заместителя - Олега Илюшина (по слухам – дальнего родственника губернатора).

Характерно, что перед самым арестом Гамбурга правительство покинул Андрей Ткачук, который так и не нашел общего языка с перзамом, окруженным ореолом своего всемогущества и совершающего одну аппаратную ошибку за другой.

После Гамбурга

Расстановка сил в правительстве начала резко меняться 16 июня 2014 года, когда Юрию Гамбургу предъявили обвинение в превышении должностных полномочий при продаже земель в поселке Чукреевка. Первого вице-губернатора отстранили от должности и поместили в СИЗО. Лишившись самой сильной фигуры своего ближнего окружения, Назаров был вынужден перераспределить полномочия Гамбурга, усилив других заместителей.

Во-первых, серьезно выросли возможности Станислава Гребенщикова. В два приема он забрал под себя сначала сферу региональной энергетики, а потом и «гамбургскую делянку» – министерство имущественных отношений. Почувствовав возможность занять в новой системе координат ключевое место Юрия Викторовича, Гребенщиков начал активно действовать. Как в свое время первый зампред выдавливал людей Бутакова, так глава минстроя начал менять людей Гамбурга на собственные «проверенные кадры» в подконтрольных структурах (Региональная энергетическая комиссия, Фонд капитального ремонта, Фонд «Жилище»).

Во-вторых, «аппаратно подрос» руководитель аппарата правительства Владимир Компанейщиков. Спустя семь месяцев после назначения он, наконец, получил статус зампреда. Вместе со статусом Компанейщикову перешли вопросы внутренней политики: взаимодействие с муниципальными образованиями, политическими партиями и общественными организациями. Руководитель аппарата стал курировать работу главных управлений внутренней политики, информационной политики, информационных технологий и связи. Кроме того, в расширенной сфере ответственности Компанейщикова оказался главный областной телеканал «ГТРК-Омск» и региональный центр по связям с общественностью. Так, руководить внутренней политикой региона вновь стал человек¸ который, как и Гамбург, никогда ранее этим не занимался. И если стратегические ошибки Гамбурга привели его в СИЗО (конфликт с силовиками и отказ возглавить ЕР), то у Компанейщикова на тот момент все еще было впереди. Первыми своими действиями он ожидаемо сделал ставку на «варягов», так как не был знаком с этой сферой деятельности вообще и в Омске в частности. Компанейщиков поменял главу «ГТРК-Омск» и руководителя ГУИП на «приезжих специалистов» Александра Малькевича и Татьяну Тренину, «зачистив» людей Гамбурга – Токаева и Корабельникова.

Свои позиции усилила министр финансов Рита Фомина, сумевшая продвинуть на пост министра экономики своего первого зама Вадима Чеченко. Губернатор регулярно прислушивался к квалифицированному мнению главного распорядителя региональных бюджетных средств. При этом, несмотря на верность и профессионализм, Виктор Назаров вновь так и не счел необходимым дать Фоминой статус заместителя, хотя она этот статус заслуживала больше остальных.

Экономическая сфера, перекидываемая с Синюгина на Третьякова, а потом обратно, серьезного аппаратного веса так никому и не прибавила. Вячеслав Синюгин по-прежнему не участвовал в принятии ключевых решений, находясь на периферии ближнего круга.

Настоящее время и перспективы

Если Москва откажет Виктору Назарову в досрочных выборах, то в его ближайшем окружении, скорее всего, продолжатся кадровые перестановки.

Поведение Станислава Гребенщикова показывает, что он будет и дальше стремиться подняться от просто заместителя к первому заместителю председателя правительства. Однако для того, чтобы сравниться по весу с Юрием Гамбургом в лучшие его времена, Гребенщикову придется потеснить Владимира Компанейщикова. Можно ожидать скрытых или открытых свидетельств давления на Компанейщикова со стороны министра строительства и его группы поддержки.

При этом Гребенщиков рискует стать «новым Юрием Гамбургом» уже не в аппаратном, а в уголовном смысле. Вопросы от правоохранительных структур могут возникнуть к министру в связи с деятельностью «Омской топливной компании» и курированием строек «Мостовика». Здесь судьба Гребенщикова во многом зависит от показаний его протеже Олега Илюшина и министра финансов Риты Фоминой.

Что касается самой Фоминой, с получением обвинения она потеряла свой пост и влияние на главу региона.

Маловероятно, что воспользоваться безрыбьем захочет Вячеслав Синюгин. Пока первый зампред не показывает амбиций и инструментов для смены своего периферийного положения. Да и слухи о его скором отъезде из Омска циркулируют уже давно, а в последнее время заметно усилились.

Скандалы, интриги, расследования

Подводя итог трехлетней кадровой чехарде в правительстве Виктора Назарова, можно сделать два неутешительных вывода.

Первый вывод о том, что время Назарова рискует войти в современную историю Омской области наибольшим количеством коррупционных скандалов, за короткий промежуток времени потрясших регион. Так или иначе, с уголовными делами и серьезными претензиями со стороны силовых структур или журналистов столкнулась почти половина членов команды Виктора Назарова:
Первый зам губернатора Юрий Гамбург – завершается громкий уголовный процесс, который, вероятнее всего, закончится не менее громкой посадкой.
Министр Александр Стерлягов – уголовное дело находится в суде.
Министр Рита Фомина – предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий с ущербом для бюджета на 200 млн руб.
Министр Олег Илюшин – предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий с ущербом для бюджета на 200 млн руб.
Министр Виталий Эрлих – известен скандалом с распределением бюджетных субсидий своему брату.
Министр Вадим Меренков – находится в международном розыске.
Министр Сергей Алексеев – фигурант уголовного дела.
Зам губернатора Станислав Гребенщиков – оказался в центре скандала на основе журналистского расследования по фактам поставок некачественного угля районным котельным по завышенным ценам. Ведется проверка прокуратуры.
Зам губернатора Владимир Компанейщиков – фигурант самого громкого и продолжительного скандала со странными госконтрактами между возглавляемой им структурой и родственниками либо аффилированными лицами депутатов Госдумы, а также скандала о сомнительной связи со Сбербанком, которому госчиновник должен астрономическую сумму в 145 миллионов рублей.
Второй печальный вывод можно сделать о том, что за три года кадровая нестабильность и результаты деятельности всей команды Назарова могут говорить, пожалуй, лишь об отсутствии заинтересованности в реальных результатах на благо региона. Пока в правительстве Омской области идет постоянный передел сфер влияния и полномочий членов команды, в это же время прекращено финансирование и остановлены крупнейшие знаковые инфраструктурные проекты, задолженность бюджета заметно выросла, а новых проектов и значимых событий на территории Прииртышья так и не произошло.

Кадровая лихорадка в омском правительстве:
отставки, посадки и назначения в инфографике

Фигурант уголовного дела.

Уволен с должности.

Рита Фомина
(апрель 2006 – по наст. время)

Министерство финансов Омской области


Обвиняется по ч. 3 ст. 285 УК РФ, п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ (злоупотребление и превышение должностных полномочий). По версии следствия, участвовала в незаконном перечислении НПО «Мостовик» для перекредитования в банке 200 млн рублей.

Юрий Гамбург

Первый заместитель председателя правительства
(декабрь 2012 – наст. время).


Обвиняется по ч. 1 и ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). По версии следствия, во время работы в мэрии Омска незаконно предоставил частным лицам землю по огороды в поселке Чукреевка и не вернул муниципалитету здание комплекса «Чародейка».

Вячеслав Синюгин

Первый заместитель председателя правительства (сентябрь 2013 – наст. время)


Сергей Алексеев
(июнь 2012- июнь 2014)

Министерство образования Омской области

Обвиняется по ч. 2 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) и ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность). По версии следствия, во время работы главой Омского района продал участки в курортной зоне по заниженной цене. Дело в суде.

Виталий Эрлих
(июнь 2012- наст. время)

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области

Ведомство участвует в уголовном процессе над братом министра Эрлиха. По версии следствия, председатель СПК «Луговое» Анатолий Эрлих мошенническим путем получил в 2012 году субсидию от минсельхоза в размере 6,4 млн рублей.

Андрей Стороженко
(июнь 2012- наст. время)

Министерство здравоохранения Омской области

Виктор Лапухин
(июнь 2012 - наст. время)

Министерство культуры Омской области

Сергей Канунников
(сентябрь 2014 – наст. время)

Министерство образования Омской области

Владимир Сараев
(июнь - октябрь 2012)

Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области

Антон Чешукин
(декабрь 2012 - июнь 2013)

Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области

Александр Фабрициус
(август 2013 – наст. время)

Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области

Михаил Дитятковский
(июнь 2012- наст. время)

Министерство труда и социального развития Омской области

Вадим Чеченко
(декабрь 2014 – наст. время)

Министерство экономики Омской области

Виктор Войтенко

Заместитель председателя правительства, представитель Омской области при Правительстве РФ (июнь 2014 – февраль 2015)

Станислав Гребенщиков

Заместитель председателя правительства, министр строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (июнь 2012 – наст. время)

Александр Стерлягов
(январь 2004 - август 2012)

Министерство имущественных отношений
Омской области

Обвиняется по ч. 2 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). По версии следствия, передал земельный участок на улице 70 лет Октября в Омске, который находился в региональной собственности, коммерческой организации по заниженной цене. Дело в суде.

Вадим Меренков
(сентябрь 2012 - март 2014)

Министерство имущественных отношений
Омской области

Обвиняется по ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) по восьми эпизодам, связанным с незаконной продажей муниципального имущества во время работы в мэрии Омска. Объявлен в международный розыск, расследование уголовного дела приостановлено.

Виктор Соболев
(август 2014 – наст. время)

Министерство имущественных отношений
Омской области

Олег Илюшин
(сентябрь 2013 – октябрь 2014)

Министерство развития транспортного комплекса

Обвиняется по ч. 3 ст. 285 УК РФ, п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ (злоупотребление и превышение должностных полномочий). По версии следствия, незаконно перечислил НПО «Мостовик» авансы на общую сумму в 1,2 млрд рублей. Также, по версии следствия, незаконно расторг госконтракт с поставщиком песка на ремонт дорог в пользу «Омской топливной компании».

Виктор Белов
(декабрь 2014 – наст. время)

Министерство промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области

Константин Марченко
(июнь 2012 – ноябрь 2013)

Региональная энергетическая комиссия
Омской области

Обвиняется по по ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность) . По версии следствия, заведомо незаконно рассчитал ОДН на воду, что привело к завышению тарифов.

Сергей Синдеев
(декабрь 2013 – январь 2015)

Региональная энергетическая комиссия
Омской области

Олег Голубев
(январь 2015 – наст. время)

Региональная энергетическая комиссия
Омской области

Николай Лебедев
(июнь 2012- июль 2013)

Министерство природных ресурсов и экологии Омской области

Александр Винокуров
(октябрь 2013- наст. время)

Министерство природных ресурсов и экологии Омской области

Сергей Михеев

Заместитель председателя правительства, руководитель аппарата
губернатора (июнь 2012 - июль 2013)

Владимир Компанейщиков

Заместитель председателя правительства, руководитель аппарата губернатора и правительства Омской области (ноябрь 2013 - наст. время)

Игорь Денисов
(июль 2012 – февраль 2014)

Главное организационно-кадровое управление Омской области

Михаил Каракоз
(февраль 2014 – наст. время)

Главное управление внутренней политики
Омской области

Андрей Ткачук
(июнь 2012- июнь 2013)

Главное управление по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций

Сергей Корабельников
(июнь 2013 - декабрь 2014)

Главное управление по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций

Татьяна Тренина
(январь 2015 – наст. время)

Главное управление информационной политики Омской области

Александр Триппель

Заместитель председателя правительства, министр экономики Омской области (июнь 2012 – август 2013)

Сергей Высоцкий

Заместитель председателя правительства, министр экономики Омской области (август 2013- май 2014)

Александр Третьяков

Заместитель председателя правительства, министр экономики Омской области (июнь 2014
- декабрь 2014)

Алексей Гладенко
(август 2012- сентябрь 2013)

Министерство промышленной политики, связи и инновационных технологий

Ольга Илютикова
(сентябрь 2013 – наст. время)

Главное управление информационных технологий и связи Омской области

Александр Бутаков

Первый заместитель председателя правительства, министр государственно-правового развития Омской области (май 2012 - апрель 2013)

Вячеслав Огородников (декабрь 2013 - наст. время)

Главное государственно-правовое управление Омской области

Геннадий Привалов

Заместитель председателя правительства (октябрь 2010 – октябрь 2012)

Игорь Бондарев

Заместитель председателя правительства (ноябрь 2014 - наст. время)

Дизайн и верстка: Илья Старков / «Дельта»
Рейтинг@Mail.ru