Криптовалюты

Доллар - 66,60

Евро - 73,94

Тенге - 0,17

08:32, 16 мая 2018Блоги

Запущенный в 2013 году при участии федеральных властей тренд консолидации сетевых комплексов регионов настойчиво стучится в омские двери. 

Так, свою аргументацию в том числе на вопросы, поднятые в материале «СуперОмска», изложил Гендиректор ПАО «МРСК Сибири» в пресс-релизе от 14.05.2018.

При запуске тренда консолидации исходили из того, что консолидация приведет к оптимизации региональных инвестпрограмм, стандартизации технических процессов, снижению тарифов (да, да – так и писали журналисты по следам комментариев из правительства Д.А. Медведева в далеком уже 2013 году), стиранию «белых пятен» бесхозяйных сетей в сетевых комплексах.

В ряде регионов, в том числе с некоторыми оговорками и в Омске, наступление дочек Россетей сопровождалось резким ухудшением экономического положения региональных (городских) сетевых предприятий, связанным в том числе с тарифным регулированием, а также с сомнительными схемами взаимодействия дочек Россетей с муниципальными и региональными сетевыми организациями.

По регионам уже подводят итоги консолидации. По открытым источникам к общественно значимым положительным итогам относится сокращение сроков реагирования на обращения граждан и организаций по авариям, подключениям и т.п., а также «цифровизация». Ни о каком снижении тарифов (или хотя бы отсутствии их роста) и росте инвестиций говорить не приходится. Кстати, сокращение сроков реагирования на обращения установлено не только в рапортах структур Россетей, но и в отчетах чиновников.

Цифровизация же, ставшая своего рода карго-культом отечественной экономической и околоэкономической номенклатуры, пока, в условиях, когда у нас для ЛЭП зачастую используют деревянные опоры, как в годы ГОЭРЛО, выглядит «вещью в себе», если ни средством законного выкачивания денег из безропотных потребителей электричества.

Говоря об итогах консолидации сетевого хозяйства, нетрудно понять, что выигрывают от нее в первую очередь выгодополучатели дочек Россетей, таких как ПАО «МРСК Сибири».

Конечным выгодополучателем процесса консолидации сетевых хозяйств в весьма значительной пропорции оказывается бермудский офшор. Согласитесь, разительный контраст с электрификацией страны в XX веке, на которую ссылаются лоббисты «консолидации». При этом эти же лоббисты не стесняются постоянно ссылаться на цитаты В.В. Путина, как в 1970-е годы всевозможные конъюнктурщики ссылались на цитаты В.И. Ленина или К. Маркса. Как насчет деофшоризации, о которой тот же В.В. Путин говорил многократно и абсолютно недвусмысленно? Российские деньги должны работать в российской юрисдикции, тем более деньги поставщика коммунального ресурса.

Для Омска в конечном итоге принципиальным является момент соблюдения интересов города и интересов АО «Омскэлектро», как 100 % городского актива, в условиях наступающей «консолидации».

Участие в консолидации на заранее определенных кем-то условиях не является для региона или города каким-то обязательством. Правительство РФ задало рамочный тренд на консолидацию, не более того. Причем Правительство РФ подчеркивало, что инструментом консолидации должно стать экономическое стимулирование, а не административное принуждение.

Ознакомление со «Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации», на которую ссылаются как на обоснование поглощения ПАО «МРСК Сибири» АО «Омскэлектро», приводит к пониманию того, что стремление ПАО «МРСК Сибири» поглотить в той или иной форме АО «Омскэлектро» просто никак не следует из стратегии, но является произвольной позицией хозяйствующего субъекта.

Вот что в «Стратегии… » говорится о консолидации: «… На 2-м этапе (в течение 2017-2030 годов) планируется консолидация территориальных сетевых организаций под воздействием экономических стимулов… будут разработаны процедуры передачи территориальных сетевых организаций, не отвечающих установленным критериям, а также ставших убыточными вследствие отказа в компенсации неэффективных затрат при тарифном регулировании, в управление квалифицированным сетевым организациям (путем заключения договоров о порядке использования, приобретения и (или) аренды сетей)…». А как будут разработаны процедуры? А вот так: «Основными механизмами реализации Стратегии являются: совершенствование нормативно-правовой базы в области регулирования электросетевого комплекса; разработка государственных программ…».

По мысли авторов «Стратегии… », в форме нормативных актов будут разработаны критерии эффективности сетевых организаций и неэффективные организации будут присоединены к эффективным. Это и есть консолидация, проистекающая из политики федерального правительства.

Глядя на процессы, происходящие в Омской области, приходишь в недоумение. ПАО «МРСК Сибири», как сообщают осведомленные источники, буквально пробивает в коридорах власти подчинение себе АО «Омскэлектро», при этом неким жупелом служат «Стратегия… », а также продвинутое в свое время бывшим первым заместителем председателя Правительства Омской области А.А. Новоселовым соглашение между ПАО «МРСК Сибири» и Правительством Омской области от 13.01.2017.

Вся суть соглашения от 13.01.2017 заключается в попытке подчинения законных интересов города и области интересам ПАО «МРСК Сибири», то есть в том числе и интересам солнечных Бермуд. И из Бермуд же нам, видимо, активно и настойчиво трактуют позицию федеральных властей.

Соглашение от 13.01.2017 – это занимательный документ. Местами напоминает соглашения между белыми колонистами и индейцами. К примеру, ПАО «МРСК Сибири»: «… обеспечивает достижение плановых показателей надежности оказываемых услуг…» и «обеспечивает исполнение инвестиционной программы, утвержденной в установленном порядке», а также, прямо не верится, «… выражает готовность к консолидации электросетевых объектов на базе МРСК Сибири». А Правительство Омской области: «… обеспечивает включение в необходимую валовую выручку филиала МРСК Сибири (Омскэнерго) средства на инвестиции», «… обеспечивает поддержку инвестиционных программ, соответствующих предмету настоящего Соглашения». Вроде как никого ни к чему не обязывает, но ПАО «МРСК Сибири» не обязывает ни к чему в гораздо большей степени, плюс дает пространство для риторики о передаче АО «Омскэлектро».

Кстати, если возвращаться к «Стратегии… », вопрос о том, кто эффективнее - АО «Омскэлектро» или ПАО «МРСК Сибири» - это вопрос открытый. К примеру, интересно было бы узнать, что могут сказать спикеры ПАО «МРСК Сибири» насчет параметров инвестиционной программы ПАО «МРСК Сибири» по Омской области за 2011-2015 годы, о результатах своей инвестиционной деятельности.

Город и область могут просто отказаться от «консолидации» на невыгодных условиях или могут настоять на том, чтобы «консолидация» проходила на их условиях. Тем более нет у регионов и муниципалитетов обязанности передавать свои активы кому-либо, по крайней мере, в настоящее время. Форма консолидации может быть очень разной, от перехода собственности до создания единого технологического процесса с сохранением актива в собственности города и сохранением у городских сетей собственного исполнительного органа.

Пресс-релиз руководителя ПАО изобилует декларациями и обещаниями различных благ жителям Омской области. Считаю, что первым шагом со стороны ПАО «МРСК Сибири» в сторону по-настоящему конструктивных и взаимовыгодных отношений с городом Омском стало бы закрытие старой истории с долгом АО «Омскэлектро» перед ПАО «МРСК Сибири» (точнее – гарантия отсутствия препятствий по закрытию данного долга), а также с процентами по этому долгу.

По долгу и процентам ранее была достигнута договоренность. Но эта договоренность почему-то в текущий момент становится предметом «торга», прописанные процедуры затягиваются без объективных причин. Если исходить из данных открытых источников, сумма средств, выплаченных АО «Омскэлектро» по соглашению о реструктуризации задолженности перед ПАО «МРСК Сибири», с учетом продажи в счет долга имущества АО «Омскэлектро» фактически равна сумме основного долга по соглашению. При этом еще в 2013 году с участием генерального директора ОАО «Россети» и Правительства Омской области в форме протокола было принято решение о погашении задолженности АО «Омскэлектро» перед ПАО «МРСК Сибири» с учетом передачи оборудования и беспроцентной рассрочки оставшейся задолженности.

Эффективность текущего политического истеблишмента города и области будет испытана лоббистами ПАО «МРСК Сибири» и общественными наблюдателями этой истории. Умение противостоять необоснованному натиску лоббистов, наносящих ущерб общим интересам города и/или области, – важнейшее качество «регионального» политика. Неумение противостоять такому лобби означает в конечном итоге движение к неэффективной «политэкономической» модели, от которой до политической смерти – один шаг.