2002 год. Вслед за экономической неустойчивостью в страну постепенно пришла стабильность. Однако социальные вопросы никуда не исчезли, они по-прежнему тревожили омичей. Решать их пришлось уже III созыву Омского городского Совета. Выборы депутатов состоялись 24 марта 2002 года, а уже 17 апреля было проведено первое заседание. Из 17 избранников 11 представляли руководящий состав крупных предприятий города. Отличительный политический знак нового созыва – единственный на всех представитель недавно рожденной партии «Единая Россия». Им стал будущий спикер Александр Цимбалист.
Открыт для диалога
То, что было создано с таким трудом предшественниками, следовало удержать в экономических рамках. Главной задачей депутатов 3-го созыва стало укрепление финансовых и правовых основ местного самоуправления. Однако важный вопрос едва не застопорился. Первое же заседание городской Думы не обошлось без локального демарша. Между партийцами разгорелся спор за кресло спикера. В итоге кандидатуру председателя горсовета пришлось выбирать аж девять месяцев. «Именно по этой причине мы и не смогли сразу принять бюджет города, – вспоминает первый вице-спикер 3-го созыва Николай Иванов. – Но отрицательных последствий для жителей Омска это не принесло. Мы продолжали работать. И в отличие от дальнейших созывов у нас было численное преимущество – нас было всего 17 человек. А значит, была возможность вести диалог, слушать друг друга и омичей».
Распорядись с умом
Основной задачей новый созыв избрал для себя повышение доходной базы муниципалитета. Была утверждена программа приватизации муниципального имущества Омска. Несмотря на риски, она принесла свои плоды. Благодаря работе депутатов был зафиксирован значительный рост основных бюджетных показателей как по доходам, так и по расходам. Так, в 2003 году в бюджет города были привлечены средства в сумме 3 478 618 тысяч рублей, а годом позже эти цифры уже достигли показателя в 5 423 501 тысячу рублей.
Правда, эти успехи вызывали восторги не у всех. По словам Николая Иванова, продажа муниципального имущества была далеко не лучшим выходом из ситуации. А бывший мэр Омска Виктор Шрейдер в одном из интервью сказал: «306-е решение, согласно которому муниципальное имущество уходило в частные руки без процедуры торгов, было ошибкой горсовета. Многое потерял бюджет города, реализуя это решение».
Однако парламентариям надо отдать должное. Депутаты следили, чтобы накопленные средства использовались эффективно. Например, была утверждена городская адресная инвестиционная программа капитальных вложений по объектам городского хозяйства за счет средств бюджета на 2004 год.
Уже исторический факт
Социальная сфера оставалась приоритетной для городского парламента. Приходилось принимать решения, которые впоследствии сыграли немаловажную роль в развитии Омска. Это сейчас разработка и реализация долгосрочных программ – задача мэрии города, а в то время эти полномочия были у депутатов горсовета. 3-й созыв принял 10 социальных программ, среди которых были «Здоровая женщина – здоровый ребенок», «Развитие амбулаторно-поликлинической службы в Омске». Именно в те годы в амбулаторно-поликлинической службе города произошли позитивные перемены. В лечебные учреждения было поставлено 124 единицы оборудования, что значительно повысило доступность диагностических исследований. Принятие социальных программ стало удачной находкой в условиях тогдашнего ограниченного бюджета.
«Долгоиграющими» также оказались и целевые программы «Читающий город. Сохранение и развитие библиотечных фондов муниципальных библиотек Омска», «Молодежь города Омска», «Омский футбол», «Спортивный город». «Мы старались поддерживать финансированием школы, библиотеки, учреждения здравоохранения, – говорит депутат 3-го созыва Александр Мясников. – Самой объемной и работающей стала программа «Спортивный город». С этого момента началась ревизия дворовых спортивных площадок, чтобы передать их в городскую собственность для дальнейшей реконструкции».
Под отчет
С 2002-го по 2007 год депутатами была выполнена огромная работа по изменению Устава Омска. Проводимая в стране муниципальная реформа возложила огромную ответственность на органы местного самоуправления по выработке новых принципов работы различных ветвей власти друг с другом и с населением. Совместно с администрацией города была принята новая редакция Устава Омска, которой, в том числе, были значительно расширены возможности участия жителей в решении общегородских вопросов. Омичи получили возможность непосредственно влиять на принятие важных для города решений, таких как бюджет и Устав Омска, Генеральный план и др. С 2006 года горсовет стал использовать новую форму работы – публичные слушания. Так, 25 декабря 2006 года были проведены публичные слушания по вопросу реконструкции Советского парка. В эти же годы впервые народные избранники стали заслушивать отчет мэра о проделанной работе администрации города. «На самом деле новшества здесь не было, – признается председатель 3-го созыва Александр Цимбалист, – но отчеты мэра были необходимы для корректировки работы администрации. Это значительно облегчало работу депутатов». Всего же за период работы III созыва горсовета состоялось 109 заседаний, на которых принято 438 решений и 1622 постановления.
Фото из архива Омского городского Совета