Постепенно во все сферы жизни омичей все глубже проникают такие понятия как «QR-код» и справка о вакцинации. Так с четверга, 4 ноября 2021 года, начался подобный пропускной режим в торговых центрах, местах общепита, парикмахерских и других местах массового пребывания граждан.
Сейчас наличие «пропуска» у граждан на входе требуют другие граждане. Зачастую это просто охранники, наделенные дополнительной функцией отсева лиц без справки. Но не исключено, что в скором времени люди пойдут дальше и начнут требовать наличией QR-кода у собседеника в частном разговоре и отказывать в контакте, если справки нет.
Пока в судах не спадает поток административных дел в связи с нарушениями действующего масочного режима, «СуперОмск» поговорил о перспективах распространения таких ограничений на сферу личных взаимоотношениях с омскими юристами.
По просьбе «СуперОмска», видные омские практикующие юристы оценили с правовой точки зрения гипотетическую ситуацию требования одного гражданина предъявить QR-код.
Так, адвокат Бэлла Золина встретила даже гипотетическую возможность такого развития событий с нескрываемым раздражением:
«Граждане у нас должны разбираться сами. Закон у нас написан, а вот кто как его использует.. это уже вопрос уровня грамотности конкретного человека. На мой взгляд, слишком много у нас стало недобросовестного использования закона. Эта вся ситуация является следствием уровня квалификации наших региональных властей. И становится совершенно непонятно, почему на высшем уровне вопрос не регулируется строго. А ходить со справкой в театр, это дичь и прямое вмешательство в частную жизнь и нарушение конституционного права на неприкосновенность частной жизни и охрану здоровья в том числе».
Юрист подчеркнула, что за дела, связанные с новой порцией введенных ограничений, браться не планирует из принципиальных соображений.
Ее коллега Михаил Романовский, в свою очередь, оценил ситуацию следующим образом:
«Каждый человек вправе свободно выбирать, с кем ему общаться. Равно как и потребовать от собеседника или от того, кто просто находится рядом, надеть маску. Это вопрос уважения к окружающим. Свобода каждого из нас заканчивается там, где начинается свобода другого. Считаю, что те, кто настаивает на своей свободе ходить в общественных местах без маски или не делать прививку , пренебрегает интересами окружающих и выражает крайнюю степень неуважения к ним. В силу своего дремучего невежства и хамского отношения к людям антиваксеры сознательно ставят под угрозу жизнь других.
Любой антимасочник или антиваксер - это тот, кто говорит окружающим - «мне плевать на вас».
Лично мне самые строгие правовые нормы не кажутся в настоящей ситуации чрезмерными. Полагаю, что QR коды должны быть обязательны везде. Не хочешь прививаться - сиди дома. Вы можете оказаться бессимптомным носителем и убьете старушку, которая зашла вместе с вами в магазин. Вам это безразлично? Свобода для Вас важнее?
Вакцинируясь, вы защищаете не только себя. Вы протягиваете руку дружбы другим людям. Вы поступаете как человек, которому доступно сострадание и чувство гражданственности».
Наконец, о юридических перспективах такой коллизии по запросу «СуперОмска» высказался адвокат Олег Любушкин:
«Составляющей юридической на текущий момент в подобных ситуациях нет. Вот если она возникает в процессе заключения сторонами какого-то договора, то все причины отказа от договора у нас прописаны в законе, а если заранее такой пункт прописать, то человек тут же может прийти в суд и попросить считать договор незаключенным. А прерывание беседы из-за таких требований в правовое поле не попало пока. Но мы должны помнить: правовые последствия могут наступать как от предусмотренных законом случаях, так и от непредусмотренных, но не противоречащих им. Если кто-то придает такое значение и желает дополнительно защититься, то в ответ ему можно указать на нормативные акты, где перечислены случаи и круг заведений, где они применяются. О частных беседах никто нам ничего не указал».
Напомним, QR-коды в нашем регионе введены абсолютно для всех заведений культуры, а также парикмахерских, салонов красоты, заведений общепита, торговых центров.