Введение QR-кодов в Омской области, в частности, в торговых центрах, изменило взгляды и предпочтения омичей в таких вопросах, как досуг в выходной и шопинг. Действие пропускной системы в торговых центрах Омска, по оценке* автора материала, существенно сказалось на числе посетителей.
Как убедился корреспондент «СуперОмска», посещение одного из самых популярных торгово-развлекательных центров Омска стало невозможным без упомянутого QR-кода, а также документа, удостоверяющего личность. Речь идет о ТРК «Мега». Закрыт вход и для тех, кому еще не исполнилось 18, исключение для детей в сопровождении родителей.
По мнению автора, нельзя не отметить смекалку администрации и заботу о посетителях – проходные пункты организовали не на улице, где бы омичи мерзли в ожидании, а внутри, в тепле. Корреспондент «СуперОмска» приготовился к долгому ожиданию, очередям и скандалам, однако процесс прошел гораздо быстрей. Контролер просит заблаговременно подготовить QR-код и документ, удостоверяющий личность – паспорт или водительские права. Сперва «пробивают» код, затем сверяют высветившиеся данные с теми, что указаны в паспорте. Процедура занимает секунд 20-30 на человека, при этом контроль строгий.
Мои личные данные пока никто не украл, кредит на меня не оформил, да это и проблематично, поскольку QR-код указывает только начальные буквы ФИО, в моем случае – Б…А…Л… Еще указана дата рождения и частично – серия и номер паспорта.
«Тяжело вам сейчас, наверное», – говорю я контролеру, на что получаю тяжелый вздох и усталый ответ: «Вы не представляете, насколько».
На «линию фронта» у каждого входа в «Мегу» бросили молодых специалистов – девушек лет 20-25, однако в подмогу к ним приставили серьезных охранников и сотрудников полиции. Поэтому омичам, желающим проявлять недовольство и громогласно заявлять о своих правах и политических взглядах на происходящее в стране молоденькой девочке, всего лишь выполняющей приказ администрации, придется делать это в присутствии стражей порядка.
Громких и откровенных скандалов корреспондент не застал, однако периодически из той или иной очереди раздаются гневные и не всегда цензурные комментарии по поводу необходимости применения пропускной системы. Охранники, которые уже успели и устать от возражений, и отточить контраргументы, не стремятся затевать свару и призывают не задерживать очередь. Все же большинство омичей относится к новой системе с пониманием, а некоторые ограничиваются лишь ворчаньем под нос.
Однако после того, как попадаешь в ТЦ, QR-код и паспорт лучше не убирать далеко – документы просят также на входах в некоторых бутиках, причем принцип выборки неясен. Кроме того, электронный пропуск спрашивают в точках общепита.
Выходной день – горячее время для торгового центра. В обычный день здесь не протолкнуться, магазины и коридоры ТЦ полны посетителями всех возрастов: от подростков, слоняющихся без дела, до семей с детьми, приехавшими на семейный шопинг, заодно закупиться в гипермаркете «Ашан». Однако с 4 ноября 2021 года, когда начали действовать QR-коды в ТЦ, магазины полупусты.
По мнению корреспондента, людей, решивших отправиться за покупками в ТЦ, стало меньше как минимум в два раза. Для посетителей это, конечно, неплохо, более свободно, но не для бизнеса, который, очевидно, несет крупные потери в период пандемии, тем более на носу сезонные распродажи, в том числе «черная пятница».
При этом в «Меге» организовали беспрепятственный допуск в гипермаркет «Ашан», поскольку тот относится к категории продуктовых магазинов, а вход в них не требует QR-кодов. Баррикады ТЦ сделал с помощью металлических ограждений и продуктовых тележек (на фото ниже). Так, если, к примеру, посетители «Ашана» пожелают пройти в обувной магазин, расположенный от них буквально в 10 шагах и огражденный тележками, без электронного пропуска они это сделать не смогут.
То же самое наблюдается в ТЦ «Окей». Омичи, стремящиеся в гипермаркет, могут проходить без документов, однако зайти в отдельно расположенный магазин одежды не смогут – ряд бутиков также огражден тележками и пройти туда можно, лишь минуя охранников с гаджетами наготове. Разумеется, по мнению автора материала, от вируса такие ограничения не защищают, однако администрация с помощью таких наспех построенных «зеленых коридоров» не теряет посетителей хотя бы продуктовых гипермаркетов и получает хоть какую-то прибыль.
Сказались нововведения на посещаемости кафе и ресторанов – на входах также строго просят электронный пропуск и паспорт.
Как считает автор материала, система, бесспорно, вносит немало хлопот и сложностей. Для всех: для посетителей, для сотрудников магазина, для бизнеса. Однако к таким мерам власти прибегают, очевидно, чтобы стимулировать вакцинацию в регионе, не зная, что можно предпринять еще.
Пока неизвестно, принесет ли это плоды, ведь ярые противники прививок в любом случае останутся при своем мнении. В то же время другие омичи, не желающие ставить прививки, могут перейти на онлайн-шопинг и не посещать торговые центры. Что уже, судя по посещаемости в ТЦ, и происходит.
*Мнение автора материала.