Как стало известно 15 ноября 2021 года, Совет Госдумы рассмотрел подготовленный проект изменений в действующую редакцию ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», нацеленных на «усиление» системы QR-кодов в большинстве сфер общественной жизни россиян. Кроме того, на федеральном уровне обсудили законопроект, определяющий порядок действий при вводе QR-кодов для железнодорожного и авиатранспорта.
Соответствующую информацию аудитории своего телеграм-канала представил председатель Госдумы Вячеслав Володин. Как указал депутат, следующий месяц, вплоть до 14 декабря, отводится на обсуждение нормативных актов в регионах, а также в Общественной палате, Совете Федерации и Счетной палате.
«СуперОмск» обратился за оценкой перспектив принятия таких законодательных иницатив в Омской области к депутату регионального Законодательного Собрания Антону Берендееву. В разговоре с корреспондентом нашего информагентства он занял достаточно взвешенную позицию, однако обмолвился о таких доселе невиданных ограничениях, как, например, требование QR-кода у посетителей продуктовых магазинов.
«С одной стороны, я ярый противник ограничения прав и свобод, потому что нам не следует людей делить на группы, в том числе в зависимости от иммунитета, ситуация у каждого своя, но, с другой – мы должны как-то адекватно реагировать на ситуацию: больницы заполнены, морги тоже и напряженность никак не сходит. Поэтому на законодательном уровне также надо простраивать определенную модель, но забывать, что у медали всегда две стороны, и мы можем этими QR-кодами «задушить» наш бизнес, никак не стоит. Поэтому принимать законы, не продумав все последствия ввода QR-кодов для экономики региона, нам бы не стоило. Речь ведь не просто в том, чтобы ограничить походы в продуктовые магазины или магазины одежды для омичей, вопрос гораздо многостороннее. Хотя как гражданин я очень хочу, чтобы пандемия у нас закончилась как можно скорей.
Однако, если идет сейчас речь о принятии изменений в ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» с расширением системы QR-кодов на федеральном уровне, то у нас перспектив непринятия такого документа депутатами Законодательного Собрания не будет: мы должны будем наше региональное законодательство подстроить под федеральную модель. Да, небольшие поблажки, градус отклонения еще допустим, но нам придется считаться с федеральным законодательством – в противном случае прокурор подаст протест и уже по суду этот законодательный акт нас обяжут принять. Однако на сегодняшний день о перспективах принятия такого нормативного акта в Омской области трудно рассуждать, остается надеяться на оптимистичное развитие ситуации.
Пока единой выработанной позиции в стенах Заксобрания я не заметил: сами еще пытаемся понять, как с этой точки зрения нам двигаться и куда. Допустим, если полномочия губернатора сократят, а санитарного врача в свою очередь расширят, то будет совсем другая система. А есть ли такие перспективы, пока сложно сказать», – прокомментировал депутат.
Напомним, как ранее уточнили в пресс-службе ГД РФ, нормативные акты имеют ограниченный «период действия» – с 1 февраля по 1 июля 2022 года. В случае утверждения «пропускной режим» могут вполне легально установить при посещении мест потенциального скопления масс, в том числе для прохода на мероприятия, заведения общественного питания, учреждения культуры (кинотеатры, театры, концертные залы) и спорта (фитнес-клубы, спортивные залы и стадионы), а также любые объекты торговли за исключением продуктовых магазинов и аптечных пунктов. Таким образом, нормативные акты фактически наделяют абсолютными правами уточнять ковид-статус гражданина руководство указанных организаций в случае «спущенного сверху» порядка. Таким образом предполагается свести на нет споры посетителей и представителей заведений о наличии прав требовать QR-код.
Примечательно, что новеллы законодательных актов на текущий момент содержат важные изменения во «взаимоотношениях» глав регионов с их главными санитарными врачами. После формирования и подачи предложения губернатору предлагается отреагировать на него в 3-дневный срок. Причем отказ от ввода тех или иных ограничений глава региона обязан мотивировать в достаточной степени – в противном случае главный санитарный врач наделяется правом принимать «соответствующие меры реагирования».
Наиболее противоречивой нормой, которой официально дается право на жизнь, можно назвать ввод QR-кодов для междугородних и международных перемещений – будь то авиатранспорт или же железнодорожный. Единственной альтернативой коду на некоторое (как особо подчеркивается) время может стать лишь ограниченный по времени отрицательный ПЦР-тест.