В среду, 8 декабря 2021 года, в омском политехе представили российский аналог генератора для улучшения системы связи на железнодорожном транспорте. По заказу ОАО «РЖД» ученые разработали проект под названием «Диагностика и геолокация грузовых вагонов». Основная часть изобретения – это определение КПД буксового генератора с помощью скалярного частотно-регулируемого электропривода.
Со слов руководителя проекта Олега Лысенко, поводом для разработки послужил рост количества ж/д перевозок, а требования к их безопасности с каждым годом становятся все выше и выше. Эти проблемы сможет решить внедрение современных систем GSM-связи и геолокации, а улучшенная система фиксации схода грузовых вагонов, передающих информацию о возникновении внештатной ситуации машинисту поезда, предотвратит чрезвычайные ситуации, заявил преподаватель вуза. По его словам, на сегодняшний день конструкцией поезда не предусмотрены автономные источники питания для систем связи и диагностики.
«Особенностью российской системы является отказ от напольных устройств – евробализ, требующих дополнительных капитальных вложений и дополнительных затрат на эксплуатацию. Если внедрение систем спутниковой связи успешно решается для пассажирских составов за счет бортовой вагонной сети, обеспечивающей надежное питание аппаратуры, то для грузовых вагонов вопрос бесперебойного питания стоит очень остро.
Дополнительная установка генераторов, как правило, требует конструктивных изменений в ходовой части вагона, что существенно влияет на капитальные затраты при реализации таких проектов, особенно в условиях дефицита финансирования», – обозначил круг вопросов Олег Лысенко, который ученым предстояло решить.
Технари предложили оснащать буксовый узел грузового вагона маломощным электрогенератором переменного тока на постоянных магнитах, при этом внося минимальные конструктивные изменения в буксовой части узла грузового вагона. Ученые отметили, что такие прототипы генератором на данный момент в России не производятся, они есть в Германии, однако валютный курс на сегодняшний день являются серьезным препятствием для их внедрения в нашей стране.
Добавим, что конструкция нового генератора отличается меньшей массой и габаритами, а также упрощенной системой монтажа. Ученые планируют установить образец изобретения в буксовый узел вагона товарного поезда, который приводится в движение от вращения колесной пары, а в дальнейшем – продвигать его на массовое производство и изготовление.