Пробелы в законодательстве, ставящие во главу угла цену в ущерб качеству, не позволяют небольшим местным производителям выигрывать тендеры на поставку питания в школы, больницы и другие социальные учреждения, заявили омские предприниматели. В итоге вместо свежих ягод детей кормят узбекскими сухофруктами, а хлеб черствеет, не успев доехать до места назначения. Бизнесмены, депутаты и чиновники Омской области решили объединить усилия, чтобы решить эту проблему и внести поправки в законы о госзакупках на региональном уровне.
Сегодня, 28 июля, в Омске состоялся круглый стол, посвященный проблеме доступности продуктов местного производства в учреждения социальной сферы на территории области. Депутат областного Заксобрания и глава Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства Вадим Морозов выступил лоббистом в интересах членов своей организации и привлек к обсуждению представителей целого ряда региональных министерств – сельского хозяйства, здравоохранения, образования, экономики, труда и социального развития.
«Когда мы говорим о социальной сфере, мы понимаем, что это чуть-чуть шире, чем просто люди, просто контингент. Дошкольные и школьные учреждения – это наши детишки, и когда мы говорим об их питании, мы понимаем, что это будущая здоровая нация, когда она кушает качественные продукты. А еще мы ориентируем нашу молодежь на определенные приоритеты в жизни», – подчеркнул Вадим Морозов.
Также Морозов отметил, что многие регионы используют инструменты поддержки малого и среднего бизнеса как конкурентное преимущество – в частности, Тюменская область переманивает фермеров с севера Омской области за счет различных привилегий и субсидий.
Чиновники со своей стороны заявили, что закупка продуктов у небольших местных производителей была бы гораздо более выгодна для всех, и прежде всего для конечных потребителей. Но сейчас в соответствии с федеральным законодательством при организации госзакупок необходимо руководствоваться не качеством продуктов, а исключительно ценой.
«Потребление картофеля по норме, которой необходимо обеспечить детей, включая дошкольные и муниципальные общеобразовательные учреждения, специальные коррекционные учреждения и т. д., составляет 10 тысяч тонн. Говядины – почти 4 тысячи тонн. И так далее. Из бюджета Омской области на эти цели выделяются сотни миллионов рублей – это те деньги, которые можно было бы направить нашим сельским производителям. Но проблема заключается в реализации федерального закона № 44, который предписывает только конкретные способы организации закупок. И есть только очень маленькая доля экологически чистой местной продукции – она производится на подсобных участках», – подчеркнул заместитель министра образования Омской области Александр Герман.
По словам областных чиновников, доля местных компаний среди поставщиков продуктов не превышает 50%, причем это либо крупные производители, либо перекупщики, а никак не субъекты малого и среднего бизнеса. В свою очередь, сами предприниматели пояснили, что просто не имеют возможности успешно участвовать в торгах, поскольку госконтракты предполагают слишком низкую стоимость – в этих рамках производители могут работать только себе в убыток.
«Я занимаюсь производством кондитерских и хлебобулочных изделий. Мне интересно делать поставки для школ, для больниц. Я ездил в Нижний Новгород – мы там разрабатывали меню, именно чтобы продукты были качественными, чтобы дети росли на хорошем питании. Но мы не можем пройти по цене – она слишком низкая, поэтому мне удобнее создавать продукт для ресторанов, кафе, кофеен и входить туда», – рассказал молодой бизнесмен Станислав Крюков.
Пытаясь найти решение проблемы ценообразования, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области Павел Павлов озвучил предложение по формированию единого логистического центра, который, работая с местными производителями, обслуживал бы социальные учреждения разных министерств и позволил бы сократить как минимум транспортные издержки.
Депутат Вадим Морозов предложил решить вопрос законодательно – аналогично тому, как это было сделано в ряде других регионов.
«По ФЗ 44 в приоритете не качество, а цена. Но есть Тюменская область, которая на базе своего законодательного собрания начала менять законодательство и ориентировать закупки в социальную сферу на качество. Они также живут в Российской Федерации, у них также действует ФЗ №44, но они, как и наши коллеги по цеху в Ульяновской области, нашли силы, чтобы принять соответствующий региональный закон», – сказал Морозов, подчеркнув, что готов выступить с соответствующей законотворческой инициативой.
К концу недели все предложения, прозвучавшие на круглом столе, будут объединены в резолюцию и представлены главе региона.