Министерство здравоохранения Новосибирской области провело проверку нового формата работы с инфекционными больными. Приказ Минздрава РФ и постановление главного санитарного врача России теперь допускают дистанционное ведение пациентов с коронавирусной инфекцией, оформление листка нетрудоспособности без посещения медорганизации и выписка с больничного после 7 дней болезни без ПЦР-теста – при этом врач по-прежнему придет домой к тем, кому это действительно необходимо.
Замминистра здравоохранения региона Елена Аксенова проверила работу поликлиники № 17 в Новосибирске. В call-центре здесь работают два оператора. Сотрудники весь день отвечают на входящие звонки. Регистратура расположена отдельно, пациентов, которые пришли на прием, консультируют другие люди.
Елена Аксёнова пояснила, что амбулаторный принцип работы изменился кардинально: «Если на прошлой неделе мы даже при легком течении болезни приглашали пациентов открыть или закрыть больничные в кабинеты, выделенные для больных с респираторными проявлениями, то после внесения изменений в федеральные нормативы изменена логистика, выделены подразделения для работы в дистанционном режиме.
В Новосибирской области любые обращения пациентов с симптомами ОРВИ принимают во всех поликлиниках и по телефону единой регистратуры 122. Для операторов разработан чек-лист, который позволяет предварительно оценить «тяжесть» пациента.
«Регистратор при опросе отмечает основные параметры: результаты ПЦР-тестирования, температуру, выдан ли больничный лист, осматривался ли пациент ранее. Все это фиксируется в единой информационной системе – не важно, из какого источника пациент оформил обращение за медпомощью: 122, личный кабинет или call-центр поликлиники», – объяснила замминистра.
Регистратор по универсальному алгоритму сразу сортирует пациентов с учетом их симптомов, возраста и анамнеза. Вызовы на дом оформляют к тем, у кого болезнь протекает в среднетяжелой форме, к пожилым людям, к маленьким детям. Остальных могут передать на дистанционный мониторинг даже без первичного осмотра. Елена Аксёнова подчеркивает, что к тем, кому это действительно необходимо, врач по-прежнему придет домой.
В кабинете дистанционного мониторинга поликлиники № 17 работают заведующие двумя терапевтическими отделениями. Врачи видят всех дистанционных пациентов своей поликлиники, и звонят каждому, чтобы детально оценить состояние, назначить лечение и открыть больничный. Врач решает: отправить инфекционную бригаду на дом или оставить пациента на аудиоконтроле. Тем, кто болеет легко, регулярно звонит робот или живой человек – опрашивает, нет ли ухудшения. Если появляются тревожные симптомы, к пациенту отправят врача, чтобы не пропустить осложнения. Больные могут и сами набрать номер такого кабинета, если им станет хуже.
В поликлиниках в обязательном порядке сохраняются «красные зоны». В первую очередь для тех, кто болеет легко, но хочет, чтобы его осмотрел врач. Здесь же берут мазки для ПЦР-теста.
«Разговаривая с пациентом в ходе дистанционной консультации, мы понимаем, нужно ли ему подойти в кабинет. Если да, то доктор осматривает его, назначает или корректирует терапию», – уточнила заведующая вторым терапевтическим отделением Оксана Король.
В поликлинике № 17 после жалоб на скопление пациентов расширили «красную зону», отдав под нее еще один этаж правого крыла здания. Главврач поликлиники Елена Башурова: «Количество обращений выросло минимум в пять раз. Если раньше брали около 100 мазков в день, то на той неделе – 650. И вызовов у нас обычно в рабочие дни 120-180, а в минувшее воскресенье – 300, в понедельник – 650, во вторник – 440».
Изменения, принятые на федеральном уровне, по дистанционному консультированию легких и бессимптомных пациентов с коронавирусом, позволило поликлинике работать намного эффективнее. «В это воскресенье мы получили приказ и, если честно, выдохнули. При тех же человеческих ресурсах мы будем успевать намного больше», – подчеркнула Елена Башурова.