Свежее выступление СРО «Омские перевозчики», опубликованное 24 февраля 2022 года, заставляет думать о подготовке общественного мнения к росту стоимости их услуг для жителей областного центра. В своей публикации члены саморегулируемой организации подчеркивают, что январь и прошедшая часть февраля дались им экономически непросто, обозначая этот период как «два месяца падения».
Так, представители объединения частных перевозчиков отмечают, что фактически каждая ограничительная мера, равно как и ситуация с «усиленным» распространением новой коронавирусной инфекции по Омской области, отразились на их экономическом положении.
Руководитель СРО Владимир Геворгян отмечает несколько тенденций, которые в дальнейшем могут стать обоснованием роста стоимости проезда на маршрутах, закрепленных за представителями объединения. Так, заметное падение выручки предпринимателей из этой сферы произошло по следующим основаниям:
«Первая причина – рост заболевших, в том числе и новым вирусом COVID-19. В начале февраля ежедневный прирост был более 2 000 человек, к концу февраля этот показатель снизился до 1000 человек, но на выздоровление необходимо время. От недели до трех-четырех недель, и то при условии, что у заболевшего не произошло масштабное поражение легких. А это значит, что нормальный пассажиропоток восстановится в лучшем случае через месяц».
Кроме того, Геворгян обращает внимание на то, что инфекция не щадит и самих сотрудников частных предприятий, водителей и механиков. В данном случае 2022 год также продемонстрировал свою «особость», так как формальное наличие большого подвижного состава вовсе не означало возможности вывести автобусы и маршрутки в рейс «в полном составе», указывается в публикации.
Наконец, в числе негативных факторов глава СРО указывает повторный ввод образовательного дистанта в феврале 2022-го: потеря пассажиропотока за счет школьников и учащихся колледжей называется значительной. Краски, по мнению Владимира Геворгяна, сгущает также рекомендация самоизолироваться для омичей пенсионного возраста.
«Все эти факторы в совокупности повлияли на снижение выручки в секторе пассажирских перевозок у разных предпринимателей по-разному – от 30, до 50 %. Поэтому неудивительно, что многие предприниматели все чаще задумываются о дальнейших перспективах работы на рынке пассажирских перевозок», – подытоживает он.
Публикация сопровождается мнением нескольких непосредственных участников рынка. Так, владелец 323-го маршрута Владимир Блажко подчеркивает, что возврат к более привычному ритму жизни осенью 2021 года стал небольшой «отдушиной» для рынка, позволив нарастить экономические показатели. Но в 2022 году выручка упала на 30 %. Его коллега Юрий Лутков, за которым закреплены маршруты № 97 и 511, подчеркнул «губительное» влияние QR-кодов, убравшее из жизни многих омичей поездки в торговые центры. Видимо, намекнул на необходимость роста стоимости перевозок Иван Меняйлов, выпускающий транспорт на 201-й маршрут: он указал, что значительный спад выручки дополняется ростом расходов перевозчиков, включая техническое обслуживание и ремонт, а также заправку транспорта.
Напомним, о проблеме стоимости проезда в автобусах и маршрутках «частников» в последний раз говорилось в декабре 2021 года. Речь шла о транспортных льготах, которые, по мнению представителей СРО, компенсируются в недостаточном объеме.