Два заместителя мэра – Инна Парыгина и Елена Бреер 9 июля устроили разнос директору департамента имущественных отношений Сергею Хорошилову. Его обвинили в провале программы пополнения горбюджета. Мэр Двораковский не усматривает в конфликте своих подчиненных признаков аппаратной борьбы. Аналитики же считают, что из мэрии выживают «последнего человека Назарова» и происходит это с подачи градоначальника.
В мэрии 9 июля прошло совещание по вопросам повышения эффективности использования муниципального и земельного комплекса. Официально совещание было посвящено увеличению доходов городского бюджета за счет ресурсов муниципалитета. Однако фактически оно превратилось в поиск виноватого, на роль которого был определен директор департамента имущественных отношений Сергей Хорошилов.
Первой выступила директор департамента финансов вице-мэр Инна Парыгина. Она рассказала, что за первую половину 2013 года город получил только 3,8 млрд рублей доходов, и если дела пойдут таким же образом, то к концу года у мэрии не хватит 600 млн рублей на исполнение своих обязательств.
Парыгина объяснила недостачу бюджетных поступлений пассивностью депимущества. По мнению главного городского казначея, мэрии необходимо через суд пересмотреть рыночную оценку земельных участков, кадастровая стоимость которых была занижена. Парыгина упрекнула депимущества и за то, что он не пересматривает арендную плату за землю. Так, например, крупнейшая строительная компания «Стройбетон» за аренду муниципальной земли ежемесячно платит 400 тыс. рублей, а должна платить 2,4 млн рублей. Также департамент не может контролировать размещение мест несанкционированной торговли, не собирает необходимого количества налогов с госорганизаций и не получает необходимого дохода с наружной рекламы.
Инна Парыгина отметила, что ведомство Хорошилова фактически провалило приватизацию имущества. Из 55 млн рублей, запланированных от продажи имущества в 2013 году, депимущества получил пока только два. Парыгина предложила Хорошилову провести ревизию объектов, передаваемых в аренду, и часть из них продать.
Примерно те же тезисы повторила в своем докладе другой заместитель мэра – Елена Бреер, курирующая департамент имущества. При этом она сделала слабую попытку оправдать Сергея Хорошилова тем, что для выполнения всех работ у него не хватает людей. И тут же в ультимативной форме предложила департаменту до августа-сентября «подтянуть хвосты» по всем перечисленным направлениям, а также разработать новые программы по снижению дебиторской задолженности.
Хорошилов оппонировал Парыгиной и Бреер, вынужденно оправдываясь по каждому из пунктов обвинения.
Директор депимущества заявил, что за поступлением налогов должен следить не он, а ведомство Парыгиной. Именно департамент финансов должен оспаривать кадастровую стоимость земли в судах, как это делалось еще при прежней администрации. Что касается аренды земель, по словам Хорошилова, 70% договоров аренды неразграниченных земель, переданных в ведомство муниципалитета после реорганизации Главного управления по земельным ресурсам, требует пересмотра. По другим направлениям деятельности, поставленные перед департаментом планы выполняются на 110 и более процентов.
Провал программы приватизации, по мнению Хорошилова, произошел не из-за плохой работы департамента, а из-за того, что департаменту приходится продавать неликвид:
«Объекты, включенные в программу приватизации, неконкурентноспособны, нет желающих их приобретать. Невыполнение программы зависит не от деятельности департамента, а от неудовлетворительного состояния этих объектов»,- пояснил Хорошилов и добавил, что самые лучшие объекты снимаются с реализации и отдаются в безвозмездное пользование.
Пояснил Хорошилов ситуацию со взысканием дебиторской задолженности, общая сумма которой составляет 1,1 млрд рублей. Отсутствие этих денег в казне также ставят в вину директору депимущества.
«Из 1,1 млрд у нас на 95-97% суммы есть положительные судебные решения и исполнительные листы. Но эти решения исполняются очень медленно, и мы не можем никак повлиять на этот процесс», – заявил Сергей Хорошилов.
Разборки с поиском виноватого заняли большую часть времени совещания. Несмотря на то, что на совещание был приглашен целый ряд специалистов, риелторов и владельцев омских компаний, почти никто никаких конструктивных предложений не высказывал.
Вспомнил о заявленной цели мероприятия только председатель комитета по финансово-бюджетным вопросам Омского горсовета Юрий Федотов. Федотов предложил целый пакет мер по наполнению бюджета.
Что касается позиции мэра Вячеслава Двораковского, в этот раз он вел себя довольно пассивно. Двораковский мягко призвал своих подчиненных найти компромисс, а в конце заседания традиционно отметил, что все предложения будут учтены.
Ситуацию конфронтации Хорошилова с одной стороны и Парыгиной и Бреер с другой он воспринял как рабочий вопрос распределения полномочий, который необходимо решить.
«Сегодня выяснилась такая проблема, мы отреагируем, исправим. Никаких потерь не будет. Будем наводить порядок и конкретизировать функции, связанные с распоряжением нашей недвижимостью с целью получения более высоких доходов от нее»,- сказал мэр.
Мэр опроверг теорию «аппаратной борьбы» в администрации Омска.
Отметим, что другую точку зрения на эту ситуацию имеют аналитики. В частности, спецкор «СуперОмска» Сергей Прудников уверен, что разнос Хорошилова связан с попытками устранить из горадминистрации «человека Назарова» представителями «антиназаровской» коалиции, и происходит это с ведома мэра Двораковского. О причинах начавшейся «травли» Хорошилова Прудников пишет в своем блоге.