За 20 лет из элитарной услуги мобильная связь превратилась в массовую. Уже десять лет мобильный интернет уверенно идет к тому, чтобы стать основной услугой – даже более значимой, чем голосовая связь. Его потребление в Омской области каждый год растет на 20-30 %. В мае свой профессиональный праздник отмечают работники всех отраслей связи. «СуперОмск» поздравил с Днем радио технического директора филиала Tele2 в Омской области Олега Руфа. А заодно узнал его мнение о роли мобильной связи, темпах обновления сети и цифровых привычках омичей.
– Олег, под Вашим управлением развивается сеть одного из игроков рынка мобильной связи. С чего для Вас начинался этот путь, какие перспективы виделись в самом его начале?
– Как любой человек, я задумывался над тем, в какую сферу пойти после окончания школы. И я своими глазами видел начало развития телекома. Нужно ли напоминать, что в 90-х и начале нулевых мобильными телефонами мало кто пользовался. Но уже тогда сфера показалась мне перспективной, я пошел на радиотехнический факультет Омского технического университета. После окончания вуза в 2002-м, проработал несколько лет в НИИ приборостроения. Затем в 2005 году перешел в Tele2, где прошел путь от инженера по эксплуатации до текущей позиции технического директора.
– Получается, в отрасли Вы уже 17 лет. Какие выводы удалось сделать о роли мобильной связи в жизни россиян и омичей в частности?
– Если в самом начале мобильная связь была чем-то диковинным, а ее развитие очень и очень дорогим, то теперь это одна из базовых услуг, как вода или электричество. Быть всегда на связи с близкими – уже норма. Но можно посмотреть на мобильную связь более глобально. Она формирует образ жизни. Мы ищем информацию в интернете, читаем новости, заказываем такси и продукты. Круг вопросов, решаемых при помощи мобильной связи и мобильного интернета, невероятно широк, вплоть до построения карьеры (например, работы в соцсетях) или обучения. Более того, номер мобильного телефона уже почти во всех сервисах используется для аутентификации. В этом смысле номер телефона стал еще и «визитной карточкой», входом в полный возможностей мир.
– Возможно ли было представить себе такой масштаб развития телекома раньше? Насколько весомым оказался эволюционный скачок?
– Уже 10 лет назад было понятно, куда идет отрасль и во что превратится мобильная связь. Я говорю, конечно, о востребованности мобильного интернета. В 2012 году в России были запущены в коммерческую эксплуатацию первые базовые станции 4G. А еще раньше – в 2008 году – удалось достигнуть скорости передачи данных больше 1 Мбит/с в коммерческой сети 3G, а не на испытательном полигоне. Это был прорыв и кардинальный перелом, потому что скорость интернета на носимых устройствах впервые стало можно сравнивать с фиксированным интернетом. Уже тогда стало ясно, что эволюция мобильной связи будет связана именно с мобильным интернетом.
Также в 2008 году Tele2 тестировала возможности использования полосы частот 2G для 4G. Мы делали тестовую зону именно в Омске. Тесты прошли успешно. Так мы доказали состоятельность концепции технологической нейтральности – возможность использования частот под разные технологии. Правда, принята она была только в конце 2014 года.
– Что сейчас можете сказать о покрытии Tele2 в Омской области? Как развиваете его? Какая технология самая востребованная?
– Сегодня самая востребованная технология в регионе – 4G. Напомню, именно этот стандарт обеспечивает клиентам быстрый интернет. По нашей статистике, 4G поддерживают 93 % устройств, которыми пользуются омичи (а чаще всего это, конечно, смартфоны).
Сейчас наш 4G-интернет доступен 99,5 % жителей Омской области – больше 1,8 млн человек. Конечно, мы продолжаем расширять покрытие. Например, в прошлом году построили базовую станцию в поселке Белый Яр Тевризского района. До прихода Tele2 там вообще не было мобильной связи.
Также мы участвуем в проекте устранения цифрового неравенства, который реализуют Минцифры РФ и «Ростелеком». Это государственный проект, призванный обеспечить современной связью и быстрым интернетом отдаленные и малонаселенные районы. Мы в этом проекте по заданию «Ростелекома» проектируем радиочасть, ставим вышки и монтируем там свое оборудование – для голоса и быстрого интернета. В прошлом году по этой программе базовые станции запустили в 19 сел и деревень Омской области. Также в прошлом году мы запустили 6 базовых станций на объектах РТРС (Российской телевизионной и радиовещательной сети) в Омской области. Это помогло ускорить интернет еще в нескольких небольших деревнях и селах.
– Какие услуги и сервисы наиболее востребованы омичами, без чего им сложно представить свой день?
– Уже много лет мы наблюдаем за постоянным ростом потребления мобильного интернета. Особенно примечательным стал период пандемии. Мы обратили внимание, что перераспределился трафик: если раньше больше качали в центре города, то в 2020 году привычная структура нарушилась – колоссальный рост трафика зафиксировали в спальных районах, на окраинах, на дачах. Там, куда из-за «удаленки» переместились клиенты. Это поставило перед нами серьезную задачу в плане развития – мы вынуждены были в кратчайшие сроки модернизировать нашу сеть под изменившиеся приоритеты омичей, чтобы интернет у всех клиентов оставался достаточно быстрым для привычных сервисов – неважно, в конференциях они участвуют или кино смотрят. Был «подвиг по расписанию», когда мы за две недели меняли планы строительства, согласовывали новые базовые станции и монтировали их спальных районах и пригородах.
Также во время пандемии выросло потребление «тяжелого» контента, прежде всего видео. Стали смотреть гораздо больше и в высоком качестве. Очень популярно использование мессенджеров, социальных сетей. По-прежнему активно пользуются голосовой связью, но роста потребления на одного клиента мы не видим. При этом люди стали чаще звонить через мессенджеры.
В целом за 2021 год потребление интернета в Омской области выросло почти на треть. Только вдумайтесь, по последним данным, ежедневно жители Омского региона потребляют около 420 терабайт трафика. Такого объема хватит, чтобы одному человеку смотреть видео онлайн непрерывно 49 лет – без перерыва на сон и еду.
Значительно выросло и количество используемых интернет-сервисов. С наступлением пандемии, когда многие по-настоящему ушли в онлайн, сама действительность научила нас решать многие вопросы удаленно, отчего широкое применение получили приложения, помогающие в дистанционной работе, учебе и т. д.
– Если говорить об уже упомянутых телефонных звонках и SMS-сообщениях, какое будущее их ожидает?
– «Голос» по-прежнему востребован, хотя, повторюсь, нет такого роста, как у интернета. А по SMS действительно видим снижение. Одна из «фишек» Tele2 – сохранение у клиентов остатков пакетов (минут, гигабайтов, SMS). И мы видим, что чаще всего неиспользованными остаются именно SMS. Тут наблюдается прямая корреляция с мессенджерами: чем больше пользователей у последних, тем меньше потребление SMS. Их основная часть сейчас приходится на рекламные рассылки и оповещения.
– Над чем сейчас работаете? Каковы приоритеты компании в Омской области?
– В первую очередь мы продолжаем развивать сеть для максимального комфорта наших пользователей. За 2021 год увеличили на 17 % количество базовых станций в регионе, улучшили покрытие в крупнейших населенных пунктах омского региона, включая Омск, Тюкалинск, Тару, Калачинск, но не забываем и о деревнях и селах.
В 2022 году уже запустили порядка 50 базовых станций, больше половины из них – в Омске. Особое внимание уделяем спальным районам и, что в теплые майские дни особенно актуально, территориям садоводческих товариществ, которые в большинстве своем уже обеспечены связью. Новый дачный сезон открыт, а значит, перед нами стоит задача оперативно отслеживать перегрузки и устранять их – расширяя возможности существующих станций и строя новые.
Как бы парадоксально ни звучало, пандемия помогла нам улучшить сеть. Особенно в тех местах, где раньше не было такой необходимости (на окраинах, в спальных районах). Мы обеспечили там большую, даже избыточную емкость сети. В этом году, в феврале-апреле, темпы роста трафика несколько снизились и трафик снова стал возвращаться в центральную часть Омска. Но мы чувствуем себя уверенно, потому что имеем хороший запас емкости.
– В пандемию выросла популярность внутреннего туризма. Многие стали уделять больше внимания красотам своего родного края. Известно, что Tele2 проводит исследования на эту тему с помощью «больших данных». Каковы предпочтения омичей: куда они чаще всего ездят, а из каких регионов приезжают к нам?
– Да, мы действительно проводим исследования на основе технологии «больших данных». В 2021 году наши клиенты из Омской области стали активнее ездить по стране. Число поездок выросло в полтора раза по сравнению с 2020-м. Чаще всего омичи ездят на юг к морю, а также в Москву и Санкт-Петербург. Из сибирских направлений лидируют Новосибирская область, Алтайский край и Кузбасс. Также мы проводили совместное исследование с сервисом Geo.Platforma и маркетплейсом авторских туров YouTravel.me. Оказалось, что у омичей очень востребованы туры в Калининград. Особенно популярны Зеленоградск, Светлогорск, остров Канта в Калининграде и Куршская коса.
В Омск же чаще всего приезжают наши соседи из Тюменской области, жители Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа. Также в топ-5 входят москвичи и новосибирцы. Вспоминая про наши примечательные туристические места, на ум приходит деревня Окунево. Говорят, что там особая энергетика. В 2019 году мы установили там базовую станцию. Сейчас там есть и голосовая связь, и 4G-интернет.