Дефицит бензина коснулся многих регионов Казахстана, автозаправки перестали отпускать самый ходовой бензин – АИ-92. Отмечается и нехватка дизельного топлива. Эксперты видят причину в системе единого национального оператора, которым является «КазМунайГаз».
Как сообщает Tengrinews.kz, Казахстанская топливная ассоциация еще в начале августа заявляла о назревающем топливном дефиците, объясняя это тем, что Единый национальный оператор ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері» (КМГО) не обеспечивает Казахстан топливом.
«Приблизительно такую же картину мы наблюдали и в прошлом году, когда также возник дефицит бензина АИ-92. В ноябре 2013 года постановление о едином поставщике было отменено, и рынок насытился топливом. В этом году они сделали то же самое, и опять же топливная ассоциация предупреждала, что опять были совершены те же нарушения при назначении единого оператора, что и в прошлом году. В прошлом году Агентство Казахстана по защите конкуренции признало, что нарушения были, и это постановление о назначении единого оператора было отменено», – прокомментировал казахстанским СМИ независимый аналитик, редактор портала OilNews.kz, экономист Сергей Смирнов.
По его словам, самой главной мерой по сокращению дефицита бензина в Казахстане является регулирование оптовых цен на бензин, которые за последнее время существенно повысились.
«На конец июля оптовая цена по дизтопливу на границе Казахстана с Россией была 125 тенге за литр, а по АИ-92 – 130 тенге. А у нас розница же регулируется, и мы видим и на то, и на другое топливо 115 тенге. Понятно, что закупать за 130 тенге, чтобы продавать за 115 никто не будет. У нас до 40 процентов поставок бензина из России. Розница не может продавать себе в ущерб, тем более с такими большими потерями. Я думаю, отсюда и возник этот дефицит бензина на АЗС Казахстана», – пояснил Смирнов.
Он также отметил, что надо решать проблему и с обеспечением казахстанских НПЗ сырой нефтью.
«Завод получает деньги только за переработку нефти. Владельцами нефтепродуктов являются поставщики сырья», – добавил он.