Клан Голушко: мужская дружба и бизнес под мандатом

Сенатор Андрей Голушко, известный своей любовью к благотворительности и дружбой с миллиардером Романом Абрамовичем, однажды признался, что потерял интерес к зарабатыванию денег – «возможно, потому что их и так хватает». «СуперОмск» постарался оценить размах финансовой империи, позволяющей «омскому Корейко» больше не задумываться ни о приумножении средств, ни о мнении окружающих.

Имя Андрея Голушко вызывает у тех, кто его слышит, самые противоречивые чувства – от благоговейного трепета до желания сжечь чучело, имеющее с этим человеком портретное  сходство. Сенатор от Омской области и совладелец холдинговой компании «Акция», которому в этом году стукнет 50, за свои полвека успел нажить уйму влиятельных друзей, примерно столько же заклятых врагов и поистине баснословное состояние. По самым скромным подсчетам «СуперОмска», количество предприятий, в разные годы входивших в сферу влияния Голушко, уже давно перевалило за сотню.

Мой первый друг, мой друг бесценный

Строить свою финансовую империю с «Бауцентрами» и «Килограммами» Андрей Голушко начал еще четверть века назад, в конце 80-х. Отучившись четыре года в признанной омской кузнице бизнес-талантов – на юрфаке ОмГУ – он перевелся на заочку, чтобы полностью посвятить себя предпринимательству. Но не в одиночку, а на пару с другом и однокурсником Сергеем Калининым. 

Для начала молодые люди сколотили кооператив по ремонту автомобилей. И уже тогда проявили недюжинную дальновидность, начав свой бизнес не в Омске, а в соседней Тюменской области (которая помимо всего прочего тогда считалась одним из лидеров страны по автоугону). Добившись определенных успехов, через пару лет тандем Калинин-Голушко продолжил предпринимательскую деятельность уже в родном регионе, начав завоевание Омска с арендованной комнатки на Интернациональной, 14 – в здании омского центра научно-технической информации.

Именно этому дому несколько лет спустя было суждено стать столицей голушковской империи, где обрели пристанище полтора десятка юридических лиц, в том числе самое главное детище двух друзей-юристов – холдинговая компания «Акция», которая занималась всем понемногу, в том числе в интересах еще одного друга – тогдашнего мэра Омска Юрия Шойхета. 

В 1994-м градоначальник ушел в отставку и, поговаривают, остался работать в «Акции», а Андрей Голушко начал собирать свою на сегодняшний день внушительную коллекцию мандатов, став депутатом областного Законодательного собрания. И, будучи председателем комитета по собственности и акционером с 10%-ной долей, он играючи перевел здание на Интернациональной в свое безраздельное владение.  

Одиннадцать друзей Голушко

Поворотным в судьбе самого Голушко и в системе организации его бизнеса стал 1997 год, когда Андрей Иванович стал вторым человеком в области, заняв пост вице-губернатора. И поскольку по закону чиновники не имеют права управлять бизнес-структурами, Голушко  пришлось делегировать свои активы доверенным лицам. И, видимо, он вошел во вкус, поскольку в дальнейшем, даже после ухода с должности, директорские должности и сами активы все чаще продолжали записываться не на Голушко, а на третьих лиц, на поверку оказывающихся давними товарищами, родственниками или преданными сотрудниками «Акции».   

Так, например, главный бухгалтер, а ныне генеральный директор компании Инна Пахотина была единоличным владельцем еще трех предприятий, входящих в империю Голушко. Правда, все они к этому моменту уже ликвидированы.

Еще более заметную роль сыграл двоюродный брат Андрея Ивановича, тоже Андрей, вместе со своим отцом Александром Давидовичем. Конечно, сами по себе родственные узы еще не означают, что у этих людей с Голушко общая не только кровь, но и бизнес. Но присутствие Александра Давидовича Фенделя в числе учредителей холдинговой компании «Акция» говорит в пользу этой теории. Всего за четверыми членами семейства Фенделей числились доли в восьми компаниях, в основном в сфере лесозаготовок. Часть этих предприятий функционирует до сих пор.  

Родная сестра Голушко Наталья – главврач областного диагностического центра – осталась в стороне от построения бизнес-империи старшего брата. Зато ее муж Александр Орлов отметился в числе владельцев целых семи предприятий. Больше активов можно найти только в послужном списке самого лучшего голушковского друга Сергея Калинина – совладельца 16-ти компаний. 

Наследие Кенигсберга

Впрочем, были у Голушко и такие активы, свою причастность к которым он никогда не скрывал. В частности, это калининградская сеть строительных супермаркетов «Бауцентр», совладельцем которой Голушко стал в 2005 году. В течение двух лет он занимал пост председателя совета директоров «Бауцентр-Рус» и в 2007-м открыл магазин этой сети в Омске.  

Вокруг «Бауцентра» сформировалась собственная империя в миниатюре. И десяток предприятий в Омске, Калининграде и Краснодарском крае, учредителем которых выступил «Бауцентр-Рус», – это только вершина айсберга. 

В 2007 году Андрей Голушко и некто Павел Старюк основали ООО «БауИнвестРус», у которого затем появилось дочернее предприятие – «БауИнвест-Астрахань». А 4 года спустя по уже знакомому адресу Интернациональная, 14 было зарегистрировано ООО «Бауинвест Калининград», на 100% принадлежащее Старюку. 

Наконец, еще одна любопытная деталь, которую нельзя не отметить: владельцем 99,61% омского ООО «Бауцентр-Сибирь» значилось ОАО «Омскгоргаз».

Газовый конфликт 

«Омскгоргаз» (и, как следствие, «Омскэлектро») – один из тех активов, который рьяно приписывается Андрею Ивановичу и от которого он не менее рьяно открещивается.

На посту генерального директора этой компании побывали и муж сестры Голушко Александр Орлов, и экс-гендиректор «Акции» Спартак Заболотский, хотя сам по себе этот факт еще ничего не означает. Зато с владельцами предприятия дело обстоит куда интереснее. 

Так, почти половина уставного капитала – 49% – принадлежит компании «ОФИС-ЦЕНТР», зарегистрированной на Интернациональной, 14. А ее основным владельцем оказывается давний партнер Голушко по «Бауцентру» Павел Старюк, на которого помимо всего прочего оформлен один из медийных активов сенатора – газета «Ореол». 

Еще одна доля «Омскгоргаза», хоть и совсем крошечная – 0,00015%, принадлежит  преданному сотруднику «Акции» Андрею Рудкову, работающему на Голушко и Калинина уже 10 лет – с момента окончания университета. 

Кроме того, «Омскгоргаз» значится в совладельцах и соучредителях целой плеяды компаний из голушковской империи. Так, например, вместе с «Акцией» и «ОФИС-ЦЕНТРом» он владеет трубопроводной ООО «СТСК». 

И такие любопытные пересечения обнаруживаются сплошь и рядом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Топ-5 скандалов Голушко

На протяжении всей предпринимательской и политической карьеры Андрея Ивановича неминуемо сопровождали (и продолжают сопровождать) громкие скандалы – коррупционные, криминальные, уголовные. Из всего этого множества мы выбрали пять самых ярких, о которых расскажем подробнее. 

1. Сладкие миллионы

Первый громкий скандал разразился еще в середине 90-х, когда на фоне продовольственного кризиса некая немецкая фирма «А Эммерт Экспорт-Импорт», при ближайшем рассмотрении аффилированная с Голушко, заключила с омской мэрией договор на поставку 5 тысяч тонн сахара за 2,35 миллиона долларов – заведомо дороже, чем на мировых рынках. Причем нельзя с уверенностью сказать, какая часть из этой партии действительно дошла до городских прилавков. Как позднее выяснили правоохранительные органы, посредником в сделке выступил омский нефтезавод, который якобы купил этот немецкий сахар и перепродал городской администрации в лице комитета по жилищному строительству. А главное – в январе 1994 года накануне своей отставки мэр Омска и друг Голушко Юрий Шойхет подписал распоряжение, по которому реализацией сладкого груза должна была заниматься компания «Акция». То есть фактически Голушко продавал сахар сам себе. 

Еще одним совместным проектом «Акции» и Юрия Шойхета стала покупка для города 10 стареньких автомобилей «скорой помощи» – тоже по баснословным ценам. И не исключено, что финансовые «излишки», появившиеся в рамках этой сделки, вновь осели в карманах Голушко и Калинина. 

2. На линии огня

Еще более яркий эпизод в череде скандалов появился спустя 5 лет. Правда, тут Голушко выступал уже не как главный злодей, а как жертва. Весной 1999-го, когда 35-летний Андрей Иванович занимал пост вице-губернатора Омской области, неизвестные обстреляли его служебную «Волгу». Водитель скончался на месте от трех пулевых ранений в голову, а самому Голушко прострелили голень и предплечье – он был доставлен в больницу и экстренно прооперирован. 
Рассуждая о возможных причинах покушения, молодой вице-губернатор активно связывал это со своим должностным положением. Действительно, растущее влияние Голушко могло не нравиться тогдашнему главе региона Леониду Полежаеву. Однако многие омичи были уверены, что здесь не обошлось без конфликта с криминальными элитами. Голушко в числе всего прочего курировал ввоз и производство алкогольной продукции и, возможно, задел интересы представителей теневого сегмента этого рынка. Кроме того, аккурат перед покушением по инициативе Голушко были запланированы арест имущества пивзавода «Волочаевский» и проверка Кормиловского водочного завода с участием силовиков.   

3. Клуб самоубийц

Дальше скандалы нарастали как снежный ком. Один из них был связан с внезапными самоубийствами двоих доверенных лиц Голушко и Калинина, управлявших их финансовой империей с момента назначения Андрея Ивановича на пост вице-губернатора. Так, в феврале 2001 года выстрелом в голову из самодельного стреляющего устройства свел счеты с жизнью некто Валерий Борщев, на тот момент являвшийся руководителем и/или учредителем почти двух десятков фирм, аффилированных с «Акцией». А вскоре после этого еще один бизнес-компаньон – брат Сергея Калинина Юрий – попал под машину. После аварии он выжил, однако спустя месяц Юрий Калинин, как и Валерий Борщев, неожиданно застрелился. 

Обе смерти тут же обросли массой слухов и домыслов: многим не верилось, что доверенные лица Голушко и Калинина покинули этот мир добровольно. Куда более правдоподобной казалась версия, что Борщев и Калинин-младший решили прибрать «Акцию» к своим рукам, за что и поплатились. 
Также известно, что Валерий Борщев был неоднократно судим и отбывал наказание в Тюменской области, где Голушко и Калинин начинали свою предпринимательскую деятельность. Вполне возможно, на первых порах он «крышевал» их бизнес, а позже в его услугах попросту перестали нуждаться. 

4. Чья бы корова мычала

Очередным скандалом, виновником которого прямо или косвенно стал Андрей Голушко, стало закрытие одного из крупнейших молокозаводов Омской области – «Молоко Исилькуля», ранее известного под названием «Вита». Летом 2013 года предприятие с полувековой историей, на тот момент принадлежавшее американской PepsiCo, прекратило свою работу из-за отсутствия очистных сооружений. 

Строго говоря, датой начала конца исилькульского молокозавода нужно считать апрель 2010 года, когда от этого актива решил избавиться его прежний владелец – Андрей Голушко. Завод был продан своему главному конкуренту на омском молочном рынке – компании «Вимм-Билль-Данн», представленной предприятием «Манрос М». Вскоре после смены собственника у завода начались проблемы с природоохранной прокуратурой, которая обнаружила, как неочищенные сточные воды сливаются оттуда в ближайшее озеро (и, вероятнее всего, происходило это уже не первый год). Позже контрольный пакет «Вимм-Билль-Данна» был выкуплен компанией PepsiCo, а завод «Молоко Исилькуля» – закрыт. 

Учитывая тот факт, что новые владельцы завода вряд ли могли не знать об отсутствии очистных сооружений, но при этом всерьез не занимались решением этой экологической проблемы, сам собой напрашивается вывод о том, что Голушко продавал «Вимм-Билль-Данну» не столько завод, сколько возможность без лишней головной боли монополизировать омский молочный рынок.  

5. Ближе к земле 

Новая напасть свалилась на Голушко осенью 2013 года и продолжает «зудеть» до сих пор. В качестве агрессоров выступают пайщики ЗАО «Овощевод» из поселка Ключи, лишившиеся прав на землю после того, как холдинговая компания «Акция» приобрела этот актив и влила его в «Сибагрохолдинг».  

В декабре недовольство пайщиков тепличного хозяйства переросло в уголовное дело о мошенничестве – афере, в результате которой 1388 человек лишились прав на свои земельные участки. Правда, фигурантами дела являются «неустановленные лица», и вряд ли эта уголовная перспектива всерьез беспокоит Голушко. Тем более что он вместе с Сергеем Калининым с каменным лицом продолжает утверждать, что ООО «Сибагрохолдинг», ныне входящий в состав холдинговой компании «Акция», не является правопреемником ликвидированного ЗАО «Овощевод».

Впрочем, определенные репутационные потери сенатору, который в числе прочего считается одним из претендентов на губернаторское кресло, уже обеспечены.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новое кресло Голушко? 

То затухающие, то возобновляющиеся с новой силой слухи о скорой отставке Виктора Назарова неминуемо провоцируют обсуждения того, кто вместо него может возглавить регион. Андрей Голушко вместе с Иваном Поляковым и Олегом Денисенко фигурирует в этих обсуждениях с завидным постоянством, и формальных поводов к включению его в этот ряд было немало. Это и заявление Голушко о том, что он «не исключает возможности» своего участия в грядущих губернаторских выборах, прозвучавшее летом на встрече со студентами ОмГУ. И приобретение у своего экс-компаньона Сергея Сусликова его доли в газете «Ваш Ореол» – медиаактиве, позволяющем вести массовую обработку своего потенциального электората (в отличие от «Делового Омска» и «Коммерсанта»).

Наконец, еще один аргумент «за» – тесная дружба с лидером омских единороссов Александром Артемовым, которому, по данным наших инсайдеров, Голушко помогает реализовать свои властные амбиции и занять место спикера регионального Заксобрания вместо Владимира Варнавского – возможно, в обмен на будущие партийные услуги и поддержку на губернаторских выборах.

Впрочем, даже если сенатор Голушко не собирается всерьез участвовать в гонке за губернаторское кресло, ему в любом случае необходимо сохранить (и, возможно, приумножить) рычаги своего влияния в регионе. Поэтому не стоит удивляться, если в будущем активность сенатора на региональной арене будет неуклонно возрастать, а число полезных друзей в политических и бизнес-элитах – неминуемо увеличиваться.  

Георгий Журавлев

Перейти на полную версию сайта