Гонка запретов: айфоны, холодильники, иномарки – кто больше?

В последние несколько месяцев самые разные страны соревнуются в увлекательном процессе по введению санкций. Для  отечественных политиков гонка запретов стала неплохим способом пропиариться на «горячей теме». Кто-то, как московский муниципальный депутат Алексей Лисовенко,  предлагает начать с iPhone 6, а кто-то предлагает не мелочиться со смартфонами, а сразу запретить импорт холодильников в Россию. И озвучил такое предложение  не кто-нибудь, а министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев. 

«СуперОмск»  поговорил с представителями разных слоев российского общества, чтобы выяснить их отношение к подобного рода запретам.  Россияне опасаются, что в случае с техникой отечественному производителю просто нечего будет предложить. Кроме того, прозвучали предположения о развитии монополий и нелегальных каналов поставки. 

В то же время, как считают опрошенные нами, сейчас, на растущей волне патриотизма, развивать и раскручивать отечественного производителя можно проще, чем за все последние годы.

Запретим запреты

Андрей Гречко, организатор образовательных проектов в Фонде «Общественное мнение»: 
«По моему мнению, стоит запрещать запреты».

 

У молодежи не отнимут игрушки

Алексей Моисеенков, менеджер проектов в «Яндекс»: 
«Я практически уверен, что подобные инициативы – это больше «показуха». Запретить ввоз популярных гаджетов – это не только опасность для оценки обществом наших политиков, но и удар по целой индустрии. Если санкции на продукты по людям ударили слабо, то запрет импорта различных девайсов скажется обязательно. Большое количество уже ввезенной продукции требует технического обслуживания. Гаджеты связаны в экосистему и не могут быть запрещены по отдельности (к примеру, экосистема Apple), поэтому кажется, что все это лишь пустые слова.

Девайсы – это молодежь, будущий фундамент. Что уж скрывать, не думаю, что у них рискнут отнять игрушки». 

 

Депутатам пора заглянуть в свои карманы

Василий Неверов, посол «Живого Журнала» в Омске:
«Я думаю, что чем больше они будут запрещать, тем больше будут объемы контрабанды. Запретить айфон только потому, что он американский?  Депутаты бы сами посмотрели, что у них в карманах. 

В любом случае любой запрет – это стимул к нелегальным каналам поступления».

 

Запреты просто неуместны

Алексей Попов, Purchasing Specialist of Heineken Breweries LLC:
«Если они запретят айфоны, то сами же не смогут играть в Angry birds в Госдуме, так что я не верю в реальность каких-либо запретов в этой сфере. Запреты – это глупость, неуместное ограничение свободы личности. Если человек ворует, то нужно дать ему работу и жилье, а не сажать в тюрьму, по-моему. Нужно решать причины проблем в первую очередь». 

 

Потребитель на подъеме патриотизма как никогда готов к отечественным товарам

Даниил Коротков, студент, Карлов университет, Прага: 
«Лично мне непонятны какие-либо запреты, касающиеся частного предпринимательства. 
При запрете ввоза определенной продукции с Запада придется компенсировать все это своими аналогами. В данном случае сложно предположить, сможет ли наша промышленность удовлетворить имеющийся спрос. Плюс ко всему, этот вариант развития событий чреват образованием монополий в определенных областях, что, естественно, ничего хорошего для рыночной экономики не предвещает, да и о какой рыночной экономике может тогда вообще идти речь? Многие скажут, что этот вариант слегка надуман, но, прожив добрую часть своей жизни в России, почему-то он не кажется мне таким уж сверхъестественным.

В то же время потребитель, привыкший к определенным брендам, наверняка найдет способы их приобретения. Скорее всего, спустя небольшой период времени эти способы станут доступны всем. В итоге мы получаем ситуацию, в которой приобретение все же возможно, но в разной степени легальности подобных операций.

В любом случае, если что-то и делать для поддержки отечественного производителя, то, на мой взгляд, сейчас самое время, ибо уровень патриотизма в стране в сравнении даже с предыдущим годом несравненно высок. Российский потребитель как никогда готов к отказу от привычной заграничной продукции в пользу отечественного эквивалента. Стоит ли для этого ограничивать предложение – вопрос закалки». 

 

Запреты приводят к появлению «белорусских креветок»

Евгений Белолипецкий, студент: 
«В современном мире подобные запреты не особенно действенны. В этом можно убедиться на примере уже действующего эмбарго продовольственных продуктов – просто станут возникать такие штуки, как пресловутые белорусские креветки. Заинтересованные всегда смогут найти путь обойти подобного рода препятствия.

Другое дело, что запреты – меч обоюдоострый. С одной стороны, страдают поставщики запрещенных товаров, с другой – собственная экономика. Цены уже пошли вверх, несмотря на уверения властей в том, что это с эмбарго товаров никак не связано.

Наши «симметричные» ответы Западу еще со времен запрета на усыновление американцами российских детей-сирот – притча во языцех. Запретили въезд в США и заморозили банковские счета, а мы вам наших сироток не отдадим. Новый пакет санкций против конкретных лиц – запрет продуктов, от которого страдают как обычные испанские фермеры, так и рядовой российский потребитель. Такими темпами до «бомбежки Воронежа» рукой подать.
А что касается айфонов и прочей «яблочной» продукции, то, я думаю, можно особенно не беспокоиться. С чем же тогда будут играться депутаты и Медведев во время работы?»

 

Мир давно не сводится только к правительствам и границам

Александр Пронин, преподаватель НИУ-ВШЭ: 
«Признаться честно, меня сама по себе тема запретов мало интересует лишь только потому, что она разворачивается в рамках политической возни, а не рыночной ситуации, которая обусловлена реалиями повседневной жизни людей. Все эти истории с запретом украинского пива, гамбургеров в «Макдональдсе» и прочими гонками запретов. Интересно не то, какие санкции выдвигают против России, а скорее то, как наша страна на них отвечает. И в этом отношении единственный возможный комментарий: «Меньше игр, больше здравого смысла». В современном мире, где экономики разных стран связаны вместе миллионами связей посредством фирм, брендов, наших привычек (в еде, одежде, обуви, бытовых товарах, мебели, электроники и т. д.), говорить о каких-то серьезных изменениях и запретах более чем нелепо. 

Единственное важное последствие – это гонка глупости, глупости отрицания того, что современный мир как большая сеть давно уже не сводится только к правительствам разных стран и территориальным границам. Сколь бы сильно ни ненавидел каждый из нас санкции европейских стран против России, сколь бы сильно ни поддерживал каждый из нас ответные санкции правительства, мы по-прежнему будем получать удовольствие от холодной банки «Спрайта», фильмов об Индиане Джонс и пользования айфонами».

 

Методы запретов слишком «ржавые» и неэффективные для современной России

Станислав Юхимчук, новый гражданин РФ – крымчанин, прожил в РФ 8 лет, 2 месяца назад получил гражданство РФ после присоединения полуострова: 
«Сразу обозначу, что я – противник запретов. Запретов на ввоз каких-либо продуктов. Рельсы, на которые постепенно «железнодорожники» в Кремле ставят большой поезд под названием Россия, из прошлого советского времени, складывается такое ощущение. Возможно, они и работали в свое время, по ним бегали шустрые поезда, соединяющие разные экономические центры. 

Но для сегодняшней России – это слишком! Они старые, ржавые и неэффективные. Люди, которые говорят о необходимости пользоваться большевистскими методами откровенного государственного террора против жителей нашей страны, на плечи которых и свалится основной удар этих запретов, не заслуживают уважения и понимания в моих глазах. 

Сейчас, как я это вижу, для них главное – на волне «неопатриотических» чувств пролезть как можно выше и попытаться не упасть с колючих ветвей власти. Интересно, я могу предположить, что именно такая часть общества больше не покупает в магазинах финскую молочную продукцию, латвийские шпроты и, конечно же, украинское пиво? Точно так, как в годы «холодной войны» с независимой Грузией, они тоже не покупали «Киндзмараули» и «Алазанскую долину». Наверное, предпочитая этому французские вина, швейцарские сыры и австралийские стейки? Смешно думать, что если я – гражданин, я патриот, то я поддерживаю политические решения Кабинета Министров РФ. Мы – русские люди, в нашей социальной философии всегда были заложены чувства милосердия и сострадания. Лично я, как гражданин, не ссорился с гражданами других стран. Я прекрасно понимаю, что там живут точно такие же люди, как и мы с вами. И бить по их уязвимым точкам – это не выход из политического конфликта, это строительство дороги, ведущей в тупик».

 

Проживем и без западных новинок!

Артем Савченко, солдат срочной службы: 
«Я считаю, что мы сможем прожить без западных новинок самых разных продуктов. Это, наоборот, только должно дать толчок к развитию отечественной промышленности, которая сегодня не так развита, как западная».

Алексей Малаховский

Перейти на полную версию сайта