В рамках пресс-конференции, посвященной Году русского языка как языка межнационального общения в СНГ, специалисты ОмГПУ озвучили некоторые аналитические данные его использования в республике Казахстан, сообщили в вузе. Исследования пройдут в течение 2023 года по государственному заданию Министерства просвещения РФ.
Итогом работы специалистов должны стать методические разработки и даже полноценные программы для преподавателей русского языка, а также тех, кто преподает другие дисциплины на русском языке в школах и дошкольных учреждениях республики.
Завкафедрой русского языка и лингводидактики ОмГПУ Наталья Федяева поделилась: для филолога языковая картина жителя Казахстана представляет неподдельный интерес в связи с нестандартным для нас смешением нескольких языков, включая русский.
«То, как сложилась судьба русского языка в Казахстане, заслуживает отдельного разговора. Тот образ языкового будущего, который создается там, базируется на трех языках – казахском, как языке титульного этноса; русском, как основном языке межнационального общения на территории Казахстана; и английском, как на языке, при помощи которого государство строит связи с экономическими, культурными и политическим партнерами. И отмечу, что дело не в том, что эти три языка распространены на территории Казахстана. Они сочетаются в жизни одного человека», – озвучила она.
Подытожив, специалист в области русского языка заявила, что в соседнем государстве стремятся к тому, чтобы гражданин овладевал сразу несколькими языками до уровня, когда мог бы без проблем переключаться в повседневной жизни с одного на другой. По ее мнению, за формирование такого навыка в большой степени отвечает именно система образования: для преподавателя доминантой должно стать «нацеливание» ученика на использование не только родного языка в дальнейшей жизни.
В свою очередь, завкафедрой русского языка как иностранного и предвузовской подготовки ОмГПУ Евгений Виданов напомнил, что ОмГПУ не первый год сотрудничает с вузами соседнего государства, в том числе принимая граждан Казахстана на обучение. По его мнению, географическое положение Омской области, граничащей с некоторыми регионами Республики Казахстан, сыграло роль во «взаимопроникновении» двух культурных и языковых традиций.