Власти и депутаты решают, как пополнить бюджет Омска налогами от маршруток

Мэрия уверена, что с маршрутчиков можно собирать 200 млн налогов в год, а не 4 млн, как сейчас. Однако для этого необходимо каким-то образом усилить контроль за перевозчиками – именно этот вопрос сегодня обсуждался с городскими депутатами.

Обсуждая с представителями мэрии и налоговой службы варианты пополнения городского бюджета за счет более полного и достоверного сбора налогов с маршрутчиков, члены комитета горсовета по вопросам ЖКХ и транспорта в очередной раз уперлись в проблему легализации этого рынка.

Как рассказал глава городского дептранса Виталий Маслик, с 5 июня по настоящее время в ходе совместных с УМВД рейдов было составлено 60 актов об отсутствии билетной продукции и 390 протоколов за нарушения правил ПДД водителями маршрутных такси. С июля по сентябрь мэрией были расторгнуты 18 договоров с перевозчиками и в арбитражный суд направлены 3 иска в целях борьбы с нелегалами. В судебном споре с ИП Брежневым, обслуживавшим маршрут № 205, 1 октября выиграл дептранс, и теперь перевозчик обязан покинуть этот рынок. Еще два иска пока не рассмотрены.

В ближайших планах дептранса – введение безналичной системы оплаты проезда в маршрутках, которая позволит отслеживать объективную информацию о количестве пассажиров. Напомним, запустить систему электронных карт планируется с 1 января 2015 года.

«В первую очередь нас интересуют доходы, которые они должны уплачивать в бюджет Омска. Очень важно, что арбитражный суд подтвердил наше право на то, что те перевозчики, которые без соответствующего договора с администрацией работают, все-таки осуществляют свою деятельность незаконно. Но только совместная работа может повернуть ситуацию в другую сторону», – подчеркнула главный финансист Омска Инна Парыгина.

Заместитель руководителя областного УФНС Вера Чурикова пояснила, что поступления доходов в бюджет от перевозчиков могут быть только в виде налога на доходы физических лиц, а для этого «нужно эти доходы видеть».

«Информации о выплаченной заработной плате налоговая служба практически не находит. Поэтому нужно обязать предпринимателей заключать трудовые договоры со своими работниками. И договоры аренды – зачастую происходит так, что предприниматель выигрывает конкурс, у него нет своих транспортных средств, он берет их в аренду, а на следующий месяц они уже в аренде у другого предпринимателя. Еще один момент, который помог бы, — это предрейсовый медицинский осмотр. Он помог бы понять, что этот водитель сегодня вышел на работу. С билетным хозяйством тоже надо наводить порядок, как в муниципальном транспорте», – подчеркнула Чурикова.

При этом, по словам чиновников, доказать незаконную предпринимательскую деятельность довольно тяжело: для этого нужно иметь два протокола на одного перевозчика. И даже работа с управлением по экономическим преступлениям пока не дала заметных результатов.

«У УБЭП возникли серьезные проблемы с тем, чтобы завести уголовное дело. Им нужно доказать наличие у физического лица доходов в 1,5 млн рублей за год и у юридического лица – 3 млн в год. А где они могут  взять эту информацию? Мы попросили их получать информацию о приобретении за предыдущие годы квартир, автомобилей – если человек физическое лицо и нигде не работает, нигде не зарегистрирован, то он должен пояснить, где эти деньги взял. Но о результатах я пока ничего не могу сказать», — пояснила Инна Парыгина.

В поисках выхода из сложившейся ситуации депутаты озвучили массу всевозможных вариантов. Так, например, Николай Коломеец предложил ввести обязательный для всех перевозчиков талон на лобовое стекло, где был бы указан владелец, водитель, номер договора и т. д.

«Если у человека нет этого талона – понятно, что это какое-то «левое» транспортное средство», – резюмировал Коломеец.

Правда, в ответ на это глава дептранса Виталий Маслик заявил, что часть этих сведений – о предпринимателе и об условиях перевозки – и так должна быть указана в любом транспортном средстве. Правда, в салоне. А для лобового стекла объем информации слишком большой.

Депутат Евгений Сметанин негодовал, почему нелегальным перевозчикам по суду грозит уход с этого рынка, но нет серьезного наказания рублем.

Валерий Кокорин поинтересовался, какую сумму мэрия рассчитывает получить в результате более эффективного сбора налогов с перевозчиков. И получив от Инны Парыгиной ответ, что это должно быть минимум 200 млн в год против четырех с лишним, собираемых сейчас, депутат посоветовал не делать таких резких скачков.

«Сколько нам НДФЛ приносит в бюджет? 20%. Значит, от этих 200 млн мы получаем 40. Но давайте говорить о том, что эта отрасль несет социальную нагрузку в городе. Меняет автопарк на более новый и вместимый. Я не говорю, что надо налоги не платить, но они же где-то деньги берут на обновление. Вы сейчас им всем вывернете руки и на 200 млн выйдете, но вы же остановите все в городе. Я думаю, что должно быть поступательное движение. Нам не надо никакого прыжка в овраг», – заявил Кокорин, добавив, что нужно вновь собрать рабочую группу по этим вопросам и начать с рассмотрения предложений, озвученных УФНС.

Вячеслав Васильев напомнил, что, согласно существующему документу, регламентирующему деятельность перевозчиков, подвижной состав должен быть привязан к определенному маршруту и на каждом транспортном средстве должно быть установлено устройство, позволяющее отслеживать его перемещения.

«Постановка на контроль всего состава перевозчиков – его нужно как-то ужесточить в договоре. А у нас беспредел: непонятно, на какие маршруты выходят какие автобусы. Я помню случай, когда вместо автобуса шел катафалк», – негодовал Васильев.

Александр Иванов высказал мнение, что нужно менять систему денежных отношений с перевозчиками.

«Я думаю, что все эти заходы через НДФЛ ни к чему не приведут. Но можно перейти на гибкую патентную систему, и эти деньги полностью пойдут в бюджет. Маршруты можно не сдавать в аренду, а продавать на аукционе. И к тому же перевозчики ведь ездят по нашим дорогам, используют нашу инфраструктуру – пусть платят за это. Я думаю, это более простые решения», – заявил Иванов.

Юрий Федотов предложил еще более простой путь решения проблемы – обратиться к опыту других городов.

«Мы говорим, что у нас нет рычагов, как воздействовать, но другие города же добились такого результата. Давайте изучим их опыт и посмотрим, что для нас применимо, а что – нет. Мы зачем здесь пытаемся изобрести велосипед, если кто-то до нас это уже сделал?» – заявил депутат.

В итоге депутаты поддержали предложение Валерия Кокорина о рабочей группе, которая рассмотрит все предложения, прозвучавшие на заседании комитета.

Перейти на полную версию сайта