После реализации сомнительных схем с продажей котельных Омского района отдельный предприниматель получил ресурс для многомиллионной прибыли, а более 100 тысяч сельчан – 70%-ный рост цен на отопление, области же «светят» ежегодные убытки в 120 млн рублей. Преобразования в системе ЖКХ спровоцировали срыв отопительного сезона, за что губернатор Назаров объявил виноватым главу района Долматова. Хотя в действительности корнем проблем может являться минстрой.
Во вторник, 8 октября, в стенах облправительства состоялось заседание Совета глав районов Омской области при губернаторе региона. Одной из тем встречи стал вопрос отложенного старта отопительного сезона в некоторых муниципальных образованиях. Но, несмотря на то что задержки с подачей тепла наблюдались в Горьковском, Нововаршавском, Русско-Полянском, Таврическом, Черлакском районах, а в Павлоградском до сих пор есть некоторые проблемы, под губернаторский гнев попал именно Омский район.
«Нельзя так вести работу. Если не хватает умений, давайте что-то с этим делать. Мы сегодня получили проблему там, где не ожидали. Очень хочется на следующий год не услышать о проблемах в Омском районе», – обрушился губернатор Виктор Назаров на главу Омского района Геннадия Долматова.
Хотя сам глава района и до, и после той встречи с губернатором заявлял, что муниципалитет со своей стороны выполнил все обязательства по подготовке к отопительному сезону.
«По техническому состоянию все тепловые источники на 100% были готовы к отопительному сезону», – заявил «СуперОмску» Долматов за день до участия в Совете глав районов.
По инсайдерской информации «СуперОмска», за публичными обвинениями Назарова в адрес Долматова может стоять минстрой Омской области: данный конфликт мог быть выгоден этому структурному подразделению. Причем обвиняя формально не подотчетного главу, губернатор мог даже и не знать, что тем самым покрывает минстрой.
О проблемах с отоплением открыто заговорили в августе 2014 года, когда стало известно о 70%-ном росте цен на отопление в 16 поселках Омского района. В Троицком по этому поводу даже состоялся сход граждан. Присутствующий на том собрании заместитель главы Омского района по вопросам строительства, ЖКХ и жизнеобеспечения района Руслан Юртаев объяснил ситуацию ростом издержек у котельных. Якобы многие жители района установили у себя газовые котлы. Поэтому расходы на содержание котельных и теплосетей легли на оставшихся потребителей.
В действительности же катализатором роста цен могла стать сомнительная история с двумя котельными в поселках Ростовка и Ключи. По словам инсайдера «СуперОмска», из всех котельных района только эти два объекта являлись рентабельными. Котельные принадлежали ООО «Октан». Компания сдавала их в аренду МУП «Тепло-энергетическая компания» (МУП ТЭК), обслуживающему на тот момент районные котельные. Прибыль с котельных позволяла МУП ТЭК гасить убытки от других своих объектов и сдерживать общий рост цен на отопление в районе.
Однако в 2013 году финансовое положение «Октана» ухудшилось, и временный управляющий банкротящейся компании выставил ростовскую и ключевскую котельные на продажу. Администрация Омского района логично решила побороться за прибыльные объекты, но конкурс в итоге проиграла.
По слухам, муниципалитет обращался в минстрой Омской области за дополнительными средствами, чтобы перебить ставку соперников, но просьбы якобы остались неуслышанными. Можно только догадываться, чем руководствовался минстрой, оставляя без помощи Омский район.
В итоге объекты достались индивидуальному предпринимателю, личность которого установить не удалось. Бизнесмен сдал их в аренду не МУП ТЭК, а уже Омской тепловой компании за 900 тыс. рублей в месяц.
Дальше пошла цепная реакция. Потеряв основные источники прибыли, МУП ТЭК с ноября 2013 года стал нести убытки, это вылилось в утрату финансовой способности платить за топливо. Известно, что в 2014 году МУП ТЭК получило иски от «Газпром межрегионгаз Омск» на общую сумму, превышающую 30 млн рублей.
Убыточность МУП ТЭК из-за обслуживания оставшихся котельных повлияла на рост стоимости отопления в районе. Новый тариф утвержден РЭК в декабре 2013 года и вступил в силу 1 января 2014 года. Согласно закону, квитанции с новыми ценами стали приходить сельчанам в сентябре 2014 года.
Чтобы вернуть прежние цены в квитанциях для сельчан, власти подняли вопрос о компенсации котельным чрезмерных затрат на отопление в районе. Вся эта нагрузка легла на областной бюджет. По некоторым сведениям, областное правительство с 2015 года планирует выделить от 90 до 120 млн рублей в год. Причем эти деньги пойдут не задолжавшему за газ МУП ТЭК, а новой структуре – «Тепловой компании Омского района» (ТК), зарегистрированной в августе 2014 года.
По некоторым сведениям, муниципалитет объявил конкурс на право концессионного обслуживания котельных. Конкурс во второй половине 2014 года выиграла ТК, взявшая на себя обязательства обслуживать котельные и оптимизировать систему отопления в районе через строительство небольших котельных вблизи зданий. Компания получила право пользования котельными на 5 лет, и пока неизвестно, как проявит себя концессионер, на чей счет будет поступать порядка 120 млн компенсационных рублей в год. Тем более что заключение договора концессии обошлось ТК в 90 тыс. рублей.
Срыв отопительного сезона, ставший причиной публичной губернаторской трепки Долматова, мог произойти именно из-за упомянутых выше событий. Потеряв – не без возможного участия минстроя – две котельные, МУП ТЭК стал убыточным и лишился способности платить за топливо омскому подразделению «Межрегионгаза». В то же время к началу отопительного сезона без расчета со старыми долгами данному поставщику топлива предложили заключить новый договор – уже с ТК. А это могло прийтись не по душе «Межрегионгазу». По неподтвержденным пока сведениям, уполномоченный заключать такие договоры глава омского филиала «Межрегионгаза», депутат омского Заксобрания Виктор Варжин даже якобы ушел в отпуск в тот момент, когда ТК предлагала заключить договор на поставку топлива в Омский район.
Напрашивается вопрос. Владело ли министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса информацией о грядущем коллапсе в системе теплоснабжения? Если чиновники об этом не знали, тогда возникает сомнение в эффективности министерства с его нынешнем составом. А если знали, то почему не вмешались заранее? С какой стати нужно было доводить ситуацию до вмешательства губернатора, предположительно, распорядившегося выделить деньги на погашение не случайно возникшего долга МУП ТЭК перед «Межрегионгазом». Ведь только после этого договор был заключен и в домах порядка 100 тыс. жителей района появилось тепло.
Похоже, именно минстрой имел в виду Геннадий Долматов, говоря об истинных виновниках срыва отопительного сезона.
«Не нужно быть медиумом, чтобы понять, откуда ветер дует. Ветер дует от тех, кто тоже должен заниматься своей работой. Если было бы своевременное вмешательство в процесс, а не в последний момент губернатор спросил, тогда не было бы этой проблемы», – сказал корреспонденту агентства Долматов 7 октября, выйдя с заседания глав районов.
Согласно данным «СуперОмска», упомянутые ростовская и ключевская котельные ушли предпринимателю, имеющему возможную связь с одним из чиновников минстроя. А ответственность за возникшие после продажи котельных проблемы была возложена на Долматова, имеющего в облправительстве меньшее влияние на губернатора, чем приближенные к «телу» чиновники министерства. Причем отчитывая главу района, губернатор, вероятно, мог и не знать, что тем самым покрывает минстрой. Ведь в своих рассуждениях он руководствовался информационными акцентами, предоставленными профильным министерством, нейтральность которого по данному вопросу сейчас поставлена под сомнение. Кроме того, не являлся ли возможный отказ минстроя помочь Омскому району в торгах за две котельные попыткой неустановленных чиновников обанкротить МУП ТЭК для захвата коммуналки с ежегодным субсидированием в 120 млн рублей в год?