Режиссер омского ТЮЗа создал «ироничный триллер, ироничный боевик»

Создатели спектакля в стиле стимпанк «Остров сокровищ» поделились, как пробовали внедрить в постановку «киношность» и почему композитор перед написанием музыки смотрела фильм «Психо».

В минувшую пятницу состоялась премьера спектакля «Остров сокровищ» в постановке художественного руководителя ТЮЗа Владимира Золотаря. Стоит отметить, что создатели спектакля – те же самые, кто трудился над «Отелло». Сценография – Михаил Кукушкин (Москва), костюмы – Наталия Смирнова, художник по свету – Денис Солнцев (Санкт-Петербург) и композитор Ольга Шайдуллина (Москва). «Изюминкой» спектакля стало оформление в стиле стимпанк. Шестеренки на шляпах, необычное оружие, сложные костюмы, наполненные разнообразными деталями.

Перед показом творческая команда встретилась с журналистами и поделилась своими впечатлениями от рабочего процесса.

«Одна из сложностей была в том, что мы воспринимаем «Остров сокровищ», как детское произведение, а во времена, когда Стивенсон писал, не было такого понятия, как детский роман. В книге много элементарного цинизма для детской истории. Например, ребенок убивает и сразу у многих может возникнуть вопрос: «Господи, чему же мы учим?». Джим застрелил плохого человека, потом на его глазах благополучно застрелили кучу хороших людей. Эту историю, на мой взгляд, нельзя назвать детской, и именно такая история располагает к кинематографичности или псевдокинематографичности. Поэтому у спектакля осознанно «киношное» начало и в принципе «киношные» приемы», - рассказал Владимир Золотарь

Художник по костюмам воплощала многогранную задачу – историческая эпоха, стимпанк, сочетание кринолина и кожи. Наталия Смирнова призналась, что работать было интересно.

«Для меня это вторая работа, первой была спектакль «Отелло». В спектакле есть и совершенно разрозненные детали – телогрейки, кринолин, серебристая ткань. Есть и объединяющие элементы – это, в первую очередь, кожаные доспехи и, конечно, стимпанковские вкрапления, золоченые детали. Я считаю, что спектакль визуально получился очень лаконичный и даже графичный», - поделилась Смирнова.

Сценография, безусловно, пробуждает воображение зрителя. Декорации на сцене постоянно трансформируются: трактира превращается в корабль, корабль – в остров, а остров – в тюрьму для капитана Сильвера. Михаил Кукушкин, художник-технолог Александринского театра, выбрал работу с натуральными материалами и воспроизвел эпоху Викторианской Англии.

«Это такая вневременная история, сочетание архаики с каким-то представлением о будущем. Наибольшее отражение этот стиль нашел в костюмах и в деталях оружия. Я считаю, прекрасным визуальным символом спектакля могла бы стать фотография одного из мушкетов», - предложил художник.

Ольга Шайдуллина подготовила музыкальное сопровождение с помощью инструментов из «разных миров»: омичи услышали сочетание контрабаса, электрогитары и клавесина. Работа над музыкальным оформлением «Острова сокровищ» строилась по принципу работы с кино.

«Впервые стояла такая задача, раньше мы такого не делали. Это некая пародия, музыкальная сатира, ирония… Владимир Александрович сказал так: «Первый акт – пародия на ироничный триллер, а второй акт – пародия на ироничный боевик. Поэтому надо что-то посмотреть подходящее». И я посмотрела фильм «Психо». В музыке есть приемы из кино, кроме того, она расставляет определенные смысловые акценты», - сообщила композитор.

 

 Художник по свету Денис Солнцев оказался совсем краток и просто выразил благодарность всей команде.

Стоит отметить, что это вторая работа Владимира Золотаря в омском ТЮЗе на должности художественного руководителя. В мае состоялась премьера «Отелло», которая прошла с аншлагом. Следующий проект режиссера – спектакль "Маленькие трагедии. Опыт драматических изучений" по произведениям Александра Пушкина, на постановку которого ТЮЗ получил грант на 8 миллионов. Это будет самый дорогой спектакль в истории театра, премьера назначена на начало 2015 года.

Перейти на полную версию сайта