Павел Фаттахутдинов: «Иметь машину, красиво одеваться, ездить за границу – об этом придется забыть, если хочешь заниматься документальным кино»

В Омске стартовал Открытый фестиваль документального кино «Сибирь». В рамках фестиваля режиссеры пообщались с прессой и рассказали о сложностях продвижения документалистики в массы.

Напомним, с 22 по 25 октября в нашем городе проходит третий фестиваль документального кино «Сибирь». В «Вавилоне», «Галактике», залах ОмГУ и ОмГТУ бесплатно транслируются фильмы,  а омичи могут посещать мастер-классы и творческие встречи с режиссерами.

Программа фестиваля сформирована по принципу «фестиваль фестивалей». На большом экране показываются картины с Международного фестиваля документального кино «Флаэртиана», Открытого фестиваля документального кино «Россия», фестиваля актуального научного кино «360°», а также из цикла документальных фильмов «Провинциальные музеи России» и от школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова.

В честь открытия фестиваля режиссеры встретились с омскими журналистами и поговорили о том, с какими сложностями вынуждено сталкиваться документальное кино. Если у российского игрового кино заявлена проблема в виде Голливуда, но у документалистики все дело во внедрении его в массы.

 «Есть страны, где существует прокат документального кино. Например, Нидерланды, там есть очень крупный фестиваль документального кино, куда практически не попасть и не купить билет даже за большие деньги. У нас просто другой зритель, и кино воспринимается больше в коммерческом смысле, проще говоря, в приоритете игровое кино, которое распространяется в более широком масштабе и в основном в качестве развлечения. А документальное кино едва ли можно назвать развлечением. Поэтому единицы фильмов пытались выходить в прокат, но это не завершалось каким-либо хорошим финансовым результатом», - поделился наш земляк, режиссер Владимир Головнев.

Документалистика сегодня работает на определенного зрителя и относится к жанру «на любителя». К сожалению, в нашей стране документальную картину в лучшем случае ждет какая-то фестивальная судьба или хорошая телевизионная трансляция в Интернете. Однако о прокате можно пока только мечтать. Что касается «американского засилья», в этом плане у режиссеров игрового и документального кино мнения расходятся.

«Наверно, живя в России, мы должны защищать отечественного производителя. Но говорить о полном запрете американских картин не стоит – это нелепо и глупо. Я считаю, для документалистики нет преград, кроме двух. Во-первых, интерес общества к документалистике меньше, чем хотелось бы нам, профессионалам. Здесь ничего не поделаешь. Второе – надо признавать, что не так много действительно выдающихся документальных фильмов. Почему-то их не сотни в год и даже не десятки. Почему это происходит? Я не знаю», -  честно ответил новосибирский режиссер Евгений Соломин.

Также Соломин отметил, что огромным подспорьем для развития документального кино являются как раз фестивали, подобные «Сибири». Потому что именно на таких фестивалях показываются кино не совсем форматное, которое по телевизору увидеть невозможно, а посмотреть стоит.

Вполне возможно, что документальное кино получило бы больше развития в нашей стране, если бы так остро не стоял денежный вопрос. Мало спроса – мало дохода, мало дохода – мало картин, мало картин – мало спроса. Этот замкнутый круг, по мнению режиссеров, практически неразрывен.

«Деньги – самая больная тема для документалистики. Молодые люди, которые хотят иметь машину, красиво одеваться, ездить за границу – об этом придется забыть, если хочешь заниматься документальным кино. Это больше становится подвижничеством», - подытожил режиссер из Екатеринбурга Павел Фаттахутдинов.

Перейти на полную версию сайта