Агент энергетической безопасности

Корреспондент «СуперОмска» Дмитрий Олейник узнал, где находится 2-я Производственная улица, сколько времени можно не платить за коммунальные услуги, как вести себя с уличными собаками и кто задолжал тепловикам больше всех денег среди горожан.

Утро понедельника выдалось для автора этого репортажа не совсем обычным – вместо редакции пришлось побывать в омском офисе компании «ТГК-11», которая предложила журналистам своими глазами взглянуть на работу агентов компании, взыскивающих долги за отопление и горячую воду. Олег Хилько, директор структурного подразделения «Теплоэнергосбыт», рассказал, что ситуация с долгами очень сложная:

«Количество лицевых счетов, то есть квартир и частных домов, по городу Омску составляет 321 тыс. Частных домов у нас 1800. Дебиторская задолженность с 1 января приросла на 199 млн и составляет 1 млрд 317 млн рублей. Цифры катастрофические. Основную работу с должниками-физическими лицами, конечно, проводят агенты. Это наша пехота, это наш персонал, который непосредственно взаимодействует с потребителем. Ежемесячно около 70 тысяч лицевых счетов вносят оплату несвоевременно. За год агенты – а их у нас 29 человек – обходят порядка 200 тысяч квартир, какие-то квартиры повторяются, появляются новые, какие-то квартиры «уходят», – говорит Олег Хилько.

Работа агента довольно специфична, поэтому текучка на этой должности небольшая. Есть среди агентов немало пенсионеров, которые ежедневно занимаются обходами не один десяток лет.

«Работа специфическая, всегда на свежем воздухе, независимо от настроения и состояния здоровья. Солнце, дождь, мороз, собаки, грязь – неважно, они получают задание и обязаны его выполнить. Не буду скрывать, это «линейная» часть нашего персонала, на них приходится основной удар. Стараемся их оберегать, проводим ежегодные психологические тренинги со специалистами, обучаем, как вести себя в критических ситуациях, например, с собаками или не очень трезвыми людьми», – добавляет начальник «Теплоэнергосбыта».

Из центрального офиса микроавтобус едет в абонентский отдел Центрального округа на Пушкина, 67. Как и обычно, в таких учреждениях, ко всем окошкам тянутся значительные очереди. Завидев представителей СМИ, обрадованные посетители начали засыпать журналистов жалобами на очереди, пени и остальные малоприятные аспекты общения с коммунальными компаниями. Кроме самой «ТГК-11», от пенсионеров досталось водоканалу, энергосбыту и всей сфере ЖКХ в целом.

В кабинете инструктаж для представителей СМИ проводит Наталья Черкасова – ведущий инженер абонентского отдела Центрального округа. Она выдает агентам Сергею Романову, Татьяне Киреевой и Алле Лобковой графики работы и собирает с журналистов подписи в журнале – отчетность превыше всего.

«Сегодня у нас доставка предупреждений о задолженности. Приходим к частному дому, стучимся, вызываем хозяина дома и вручаем предупреждение. Он должен в реестре расписаться. Если нет дома, нужно опросить соседей, узнать, проживает или нет, платежеспособный ли должник, в общем, полностью навести справки».

Черкасова тоже вспоминает о главной грозе агентов компании – собаках в частном секторе:

«У нас есть газовые баллончики, но в случае, если собака не привязана и собирается напасть, лучше уйти и не вступать в контакт. Случаи нападения на агентов давно, но были. Бывают и просто уличные собаки, которые сворой бегают», – отмечает ведущий инженер.

Вместе с Сергеем Романовым едем к главной должнице города по фамилии Михайлова. Эта предприимчивая бизнес-леди «популярна» среди сотрудников «ТГК-11» не меньше, чем Майкл Джексон на пике своей карьеры. Принципиально не платя за коммунальные услуги, женщина, как выразился Сергей Михайлович, «ведет окопную войну по всем фронтам». Долг только за отопление и горячую воду у нее копился в течение пяти последних лет и достиг 1,7 млн рублей. При этом гостиный двор и баня, принадлежащие Михайловой, как и другие ее заведения, функционируют бесперебойно – отключить отопление по закону нельзя, а горячая вода поступает по той же магистрали. Чуть ли не ежедневно женщину посещают представители почти всех поставщиков коммунальных услуг и судебные приставы, однако ловкая должница умело отражает все наскоки, а чаще игнорирует их вовсе.

«У нее 700 кв. м коттедж, начисления очень большие. Где-то она находит дыры в законодательстве, что-то на кого-то переписывает, если приставы пытаются арестовать имущество», – поясняет Романов.

Подобных небедных людей среди неплательщиков хватает. Так, в списках есть долги за отопление коттеджей омских депутатов и бизнесменов с фамилиями «на слуху».

Впрочем, визит к госпоже Михайловой на 26-ю Линию оказался безуспешным.

На неоднократные звонки и стук в двери так никто и не вышел, после чего настал черед должников из частного сектора по улице 2-й Производственной, затерявшейся за 3-м Разъездом. Первый из них не сказать чтобы был обрадован визитом представителей «Теплоэнергосбыта» и журналистов, взявших калитку в плотное оцепление. Все же мужчина взял уведомление, возмутившись суммой почти в 9 тысяч рублей, и пообещал оплатить в самое ближайшее время. Дающая указания из глубины дома супруга мужчины, впрочем, исполнительностью мужа осталась недовольна.

У еще одного неплательщика, как оказалось, не было времени дойти до почты, чтобы оплатить квитанцию.

Третий пошел на военную хитрость – на стук в калитку сообщил, что указанного в документах «Теплоэнергосбыта» гражданина нужно искать в не в 29-м доме, а в 29а.

Сергей Романов, работающий уже далеко не первый год, подвох раскусил сразу – у калитки второго жилища, образующего с первым одно здание, даже не было следов, хотя снег выпал несколько дней назад.

Возможность самолично вручить «письма счастья» должникам предоставили и журналистам, выбрав для них наиболее спокойных неплательщиков. Однако здесь представителей СМИ ждало фиаско – открывать дверь желающих не нашлось, поэтому коллеги принялись позировать с пачкой уведомлений, снимать стендапы на фоне заборы и выкладывать селфи в Instagram.

Пришлось поближе познакомиться и с извечными соперниками агентов – пресловутыми собаками.

Многие местные жители приветствовали Сергея Михайловича как давнего приятеля, что, впрочем, почти соответствует действительности – за каждым агентом закреплены определенные участки, поэтому своих «подопечных» сотрудник «Теплоэнергосбыта» зачастую знает и по фамилии, и в лицо.

Микроавтобус с журналистами отправился после часа путешествий обратно к офису «ТГК-11», а три агента отправились дальше методично отрабатывать адреса по списку, ведь каждому в этот день предстояло посетить около 50 человек. Как сообщили нам в компании, в случае, если предупреждения не помогают, за дело берутся инженеры-теплотехники. За 9 месяцев этого года они в 733 квартирах отключили горячую воду у должников с общей суммой неплатежей 24,5 млн рублей.

Перейти на полную версию сайта