Один из самых дорогих и амбициозных долгостроев Омской области – метрополитен – похоже, завершится ничем. Губернатор Виктор Назаров заявил, что и метро, и его удешевленная версия – скоростной трамвай законсервированы на неопределенный срок. Федеральное софинансирование самой проблемной стройки Назаров намерен перенаправить на ремонт дорог. Однако, по мнению экспертов, бюджетные миллиарды из федерации могут прекратить поступать в Омскую область уже со следующего года.
По информации «Коммерсанта», первой о резком сокращении расходов на возведение метрополитена на заседании комитета по экономической политике и инвестициям законодательного собрания Омской области сообщила министр финансов Рита Фомина. Так, по словам чиновницы, в следующем году расходы на метро сократятся на 93,9%. Региональные власти предусмотрели только 36 миллионов на содержание уже действующих объектов. Причина резкого сокращения финансирования метро, по словам Фоминой, – «неясность дальнейшей судьбы проекта».
Глава региона Виктор Назаров подтвердил «Ъ», что и метро, и его облегченная версия – скоростной трамвай в ближайшее время реализовываться в Омской области не будут. Предусмотренные на строительство метро федеральные средства Назаров планирует перенаправить на ремонт дорог.
Отметим, что, приняв сенсационное решение о переформатировании метро в легкорельсовый транспорт (ЛРТ), омские власти так и не предоставили в федеральный Минтранс готовый проект ЛРТ, прошедший экспертизу. Кроме этого Назаров признал, что даже на запуск первой линии ЛРТ понадобится дополнительно еще 5-6 федеральных миллиардов.
Экс-председатель омского горисполкома Юрий Глебов уверен, что решение перенаправить средства на ремонт дорог – верное.
«Почему не нужны метро и легкорельсовый транспорт? Потому что 13 миллиардов надо на трамвай, 16 миллиардов надо на метро. Кому это надо: закопать в землю, когда мы будем скоро по крышам ездить и по тротуарам только ходить, а транспорт весь остановится. Переехать только с Левого на Правый берег, а потом еще и пересесть на другой пассажирский транспорт и в день потратить 200 рублей на билеты? Кому это нужно? Поэтому надо строить дублеры, надо расширять улицы, надо делать переходы, стоянки, остановки. Вот чем надо заниматься, а не закапывать деньги в землю и в результате ничего не получить. Метро ведь строилось для того, чтобы связать Октябрьский район с Кировским районом. А сейчас все развернулось не так», – рассказал в беседе с корреспондентом «СуперОмска» Глебов.
Менее оптимистичный прогноз дал депутат Госдумы от Омской области Олег Денисенко, признавший, что Назарову досталось нелегкое наследство от бывшего губернатора. Вместе с тем, по словам Денисенко, Назаров сам виноват в том, что вогнал себя и область в подобные проблемы.
«Я ни в коей мере не собираюсь защищать Назарова или оправдывать его действия. Но хочу сказать, что есть объективные причины. И они заключаются в том, что Назарову досталось в этом отношении нелегкое наследство: незавершенный проект метро, который требует до завершения 15-20 миллиардов рублей – сумасшедшая сумма для бюджета области ,которой нет. Но при этом, что надо было делать губернатору Назарову – это принимать правильные экономические решения, кадровые решения для того чтобы не загонять ни себя, ни область в такие последующие проблемы. Теперь это проблемы – его. Потому что в этом году из федерального бюджета, возможно, на метро дадут миллиард, в следующем году – возможно, 600 миллионов, потом 300, а потом будет 0. Тогда встанет вопрос: а что делать после 2017 года? Никто же не сказал, что экономическая ситуация в стране и в регионе будет лучше. Возможно, ситуация будет развиваться и еще хуже, и ноль будет уже со следующего года», – сказал Олег Денисенко «СуперОмску».
Сенатор от Омской области Игорь Зуга признался «Коммерсанту», что при уже возведенных объектах метрополитена не строить его дальше нелья.
«Непонятно, кто больше ошибся: предыдущие власти, что начали эту стройку, или нынешние — что отказались от строительства метро и позволили навязать себе идею скоростного трамвая. При этом сегодня уже нельзя не строить метро — под землей все прорыто и на этой территории нельзя ставить постоянные сооружения. Если метро не закончить, у нас эти плешины останутся на всю оставшуюся жизнь», — пояснил Игорь Зуга.
За всю более чем 30-летнюю историю строительства омское метро претерпевало массу бед и неоднократно замораживалось. В 2008 году метрополитен был включен в федеральную программу празднования 300-летия Омска. Общая стоимость проекта оценивалась более чем в 30 млрд руб. На сегодняшний день первая линия первого пускового комплекса метро построена на 60%, хотя должна быть введена в эксплуатацию в 2016 году. Похоже, омичам так и придется довольствоваться огромным подземным переходом станции «Библиотека Пушкина» с многообещающей буковкой «М», простаивать в километровых пробках, а о быстрых поездках в так логично смотрящейся в миллионном городе подземке останется только мечтать, подсчитывая, сколько бюджетных рублей закопано в недострой.