Очередной конец омского метрополитена: кто виноват и что делать?

Один из самых дорогих и амбициозных долгостроев Омской области  метрополитен  похоже, завершится ничем. Губернатор Виктор Назаров заявил, что и метро, и его удешевленная версия – скоростной трамвай законсервированы на неопределенный срок. Федеральное софинансирование самой проблемной стройки Назаров намерен перенаправить на ремонт дорог. Однако, по мнению экспертов, бюджетные миллиарды из федерации могут прекратить поступать в Омскую область уже со следующего года.

По информации «Коммерсанта», первой о резком сокращении расходов на возведение метрополитена на заседании комитета по экономической политике и инвестициям законодательного собрания Омской области сообщила министр финансов Рита Фомина. Так, по словам чиновницы, в следующем году расходы на метро сократятся на 93,9%. Региональные власти предусмотрели только 36 миллионов на содержание уже действующих объектов. Причина резкого сокращения финансирования метро, по словам Фоминой,  «неясность дальнейшей судьбы проекта».

Глава региона Виктор Назаров подтвердил «Ъ», что и метро, и его облегченная версия – скоростной трамвай в ближайшее время реализовываться в Омской области не будут. Предусмотренные на строительство метро федеральные средства Назаров планирует перенаправить на ремонт дорог.

Отметим, что, приняв сенсационное решение о переформатировании метро в легкорельсовый транспорт (ЛРТ), омские власти так и не предоставили в федеральный Минтранс готовый проект ЛРТ, прошедший экспертизу. Кроме этого Назаров признал, что даже на запуск первой линии ЛРТ понадобится дополнительно еще 5-6 федеральных миллиардов.

Экс-председатель омского горисполкома Юрий Глебов уверен, что решение перенаправить средства на ремонт дорог – верное.

«Почему не нужны метро и легкорельсовый транспорт? Потому что 13 миллиардов надо на трамвай, 16 миллиардов надо на метро. Кому это надо: закопать в землю, когда мы будем скоро по крышам ездить и по тротуарам только ходить, а транспорт весь остановится. Переехать только с Левого на Правый берег, а потом еще и пересесть на другой пассажирский транспорт и в день потратить 200 рублей на билеты? Кому это нужно? Поэтому надо строить дублеры, надо расширять улицы, надо делать переходы, стоянки, остановки. Вот чем надо заниматься, а не закапывать деньги в землю и в результате ничего не получить. Метро ведь строилось для того, чтобы связать Октябрьский район с Кировским районом. А сейчас все развернулось не так», рассказал в беседе с корреспондентом «СуперОмска» Глебов.

Менее оптимистичный прогноз дал депутат Госдумы от Омской области Олег Денисенко, признавший, что Назарову досталось нелегкое наследство от бывшего губернатора. Вместе с тем, по словам Денисенко, Назаров сам виноват в том, что вогнал себя и область в подобные проблемы.

«Я ни в коей мере не собираюсь защищать Назарова или оправдывать его действия. Но хочу сказать, что есть объективные причины. И они заключаются в том, что Назарову досталось в этом отношении нелегкое наследство: незавершенный проект метро, который требует до завершения 15-20 миллиардов рублей – сумасшедшая сумма для бюджета области ,которой нет. Но при этом, что надо было делать губернатору Назарову – это принимать правильные экономические решения, кадровые решения для того чтобы не загонять ни себя, ни область в такие последующие проблемы. Теперь это проблемы – его. Потому что в этом году из федерального бюджета, возможно, на метро дадут миллиард, в следующем году – возможно, 600 миллионов, потом 300, а потом будет 0. Тогда встанет вопрос: а что делать после 2017 года? Никто же не сказал, что экономическая ситуация в стране и в регионе будет лучше. Возможно, ситуация будет развиваться и еще хуже, и ноль будет уже со следующего года», сказал Олег Денисенко «СуперОмску».

Сенатор от Омской области Игорь Зуга признался «Коммерсанту», что при уже возведенных объектах метрополитена не строить его дальше нелья.

«Непонятно, кто больше ошибся: предыдущие власти, что начали эту стройку, или нынешние — что отказались от строительства метро и позволили навязать себе идею скоростного трамвая. При этом сегодня уже нельзя не строить метро — под землей все прорыто и на этой территории нельзя ставить постоянные сооружения. Если метро не закончить, у нас эти плешины останутся на всю оставшуюся жизнь», — пояснил Игорь Зуга.

За всю более чем 30-летнюю историю строительства омское метро претерпевало массу бед и неоднократно замораживалось. В 2008 году метрополитен был включен в федеральную программу празднования 300-летия Омска. Общая стоимость проекта оценивалась более чем в 30 млрд руб. На сегодняшний день первая линия первого пускового комплекса метро построена на 60%, хотя должна быть введена в эксплуатацию в 2016 году. Похоже, омичам так и придется довольствоваться огромным подземным переходом станции «Библиотека Пушкина» с многообещающей буковкой «М», простаивать в километровых пробках, а о быстрых поездках в так логично смотрящейся в миллионном городе подземке останется только мечтать, подсчитывая, сколько бюджетных рублей закопано в недострой.

Перейти на полную версию сайта