«Все кадры должны быть сохранены»: Анастасия Терпугова рассказала о преобразовании районов Омской области в муниципальные округа

В начале апреля 2024 года Омскую область всколыхнула новость о том, что районы планируется преобразовать в муниципальные округа. Министр региональной политики и массовых коммуникаций Омской области Анастасия Терпугова в своем телеграм-канале сообщила, что понятие муниципального округа для сельских районов вводится по инициативе поселений. Переход на одноуровневую систему местного самоуправления, по словам министра, предложен для повышения эффективности системы государственного управления и оперативного внедрения принимаемых решений.

Известие о планируемой реформе вызвало резонанс на местах, особенно среди глав поселений и сельских депутатов. В эксклюзивном интервью «СуперОмску» глава министерства, занимающегося взаимодействием с органами местного самоуправления, Анастасия Терпугова подробно рассказала о важных нюансах предстоящего преобразования.

 

– Анастасия Петровна, федеральный закон о введении муниципальных округов принят в 2019 году, и в ряде регионов в РФ уже применили данную схему. Почему в Омской области к вопросу преобразования сельских районов в муниципальные округа обратились только сейчас?

– На федеральном уровне эта возможность появилась в 2019 году, и в 2020-м ряд субъектов выступили пилотными регионами, где данная практика себя эффективно зарекомендовала. Система муниципальных округов введена в Кемеровской области, Ставропольском крае и Перми, в Забайкалье сейчас также проходит эта процедура. Есть регионы, где система внедрена частично, в нескольких муниципалитетах.

В Омской области планируется, что муниципальные округа будут состоять из сельских поселений, городского поселения или районного центра, а то, что мы раньше называли в целом районом, будет называться муниципальным округом. Подчеркну, что административно-территориальных изменений не произойдет: все границы района и сельских поселений сохранятся. Произойдет изменение модели управления на низовом уровне. От двухуровневой системы мы переходим на одноуровневую. По сути, это консолидация ресурсов в районном центре.

Давайте посмотрим на уровень государства. Вертикаль должна быть выстроена вплоть до уровня поселения, до каждой деревни. И если порядок информирования у нас такой – работают паблики, соцсети, система «Инцидент», платформа обратной связи, то влияние на ситуацию несколько косвенно, потому что органы местного самоуправления разделены на два уровня власти. Парадоксально, но руководитель района, от которого требуют решения проблемы в том или ином поселении, не может влиять ни на главу сельского поселения, ни на сельсовет. В таких условиях сложно решать задачи по обеспечению безопасности населения, получения социальных гарантий и повышению качества жизни людей. Именно на это в первую очередь нас ориентирует президент России Владимир Путин.

Приведу пример, сейчас зачастую глава района не может направить в сельское поселение средства на благоустройство, освещение или уборку, поскольку это полномочия органа местного самоуправления второго уровня. Также руководитель района не может в случае ЧС направить в поселение коммунальную технику или какие-то силы. Это будет нецелевое расходование средств, потому что это не его полномочия.

Таким образом, на уровне муниципального округа мы объединяем полномочия, ресурсы, коммунальную технику, имущество и, конечно, бюджет. И там, где из-за нерадивых глав сельских поселений или просто из-за отсутствия бюджета годами ничего не делалось, теперь есть возможность направлять средства из общего бюджета муниципального округа. Люди не должны быть заложниками бюрократических препонов.

– На каком этапе сейчас находится процедура преобразования районов в муниципальные округа?

– Преобразование будем реализовывать в несколько этапов. Сейчас стартовали 10 районов. До конца 2024 года мы планируем, что все 32 района присоединятся к этой инициативе. Необходимо отметить, что здесь все-таки должна быть инициатива или главы района, или представительного органа.

Сейчас проходят процедуры публичных слушаний. После принятия решения о поддержке или об отказе от этой инициативы, решение принимает сначала сельский совет, а потом районный. Затем объединенное решение направляется в Законодательное собрание, и принимается закон Омской области о преобразовании муниципального района в муниципальный округ. Повторю, что район сохраняет свои территориальные границы и свое название. Людям никакой замены документов не потребуется. Что касается прописки, то все остается так же. Изменения коснутся структур, учредителями которых выступало муниципальное образование.

– Также возникает вопрос, каким образом будут утверждаться главы муниципальных округов, которые появятся в Омской области?

– Глава будет избираться комиссией, как и в настоящее время. Комиссия отбирает кандидатов, а затем руководителя из них выбирает окружной совет депутатов. Советы муниципальных округов предстоит избрать заново.

На переходный период, когда уже будет принят закон Омской области о преобразовании муниципального района, но еще не будут проведены выборы депутатов совета муниципального округа, исполнять обязанности руководителя будет глава района. Обращаю ваше внимание, что повышается ответственность и главы района, и районных депутатов. Мы ожидаем, что и население проявит больший интерес к выборам в окружные советы депутатов.

– Больше всего опасений за свою дальнейшую судьбу сейчас высказывают главы сельских поселений и депутаты. Как будет выстраиваться работа с ними при появлении муниципального округа?

– В администрации муниципального округа будет создана структура по управлению территориями. Главы сельских поселений станут наемными сотрудниками – муниципальными служащими. Я их искренне уважаю и считаю, что это заслуженно, поскольку муниципальный служащий все-таки обладает некими преференциями. Это увеличенный отпуск, возможность получать надбавку к пенсии в соответствии с действующим в Омской области законом. Поэтому, если говорить о поощрении, то, безусловно, для глав сельских поселений это преимущество.

Да, повышается их роль и ответственность, но за это они получают соответствующие социальные гарантии. Опасения могут возникнуть только у слабого, некомпетентного главы, который внутри себя знает, что недорабатывает. Сильные главы поселений легко найдут себя в новой системе и встроятся в вертикаль, поняв все преимущества вводимой системы. Убеждена, что в первую очередь должно учитываться мнение населения при назначении главы поселения в отдел муниципального округа. Именно оценка людей в конечном счете должна определять, станет ли глава муниципальным служащим.

– Каким образом в дальнейшем будут работать сельские депутаты?

– Повторю, что в поселениях при преобразовании будет существовать один уровень власти – районный. Также будет один совет депутатов – муниципального округа. Депутаты сельских советов могут выдвинуть свою кандидатуру и при поддержке населения стать депутатом нового представительного органа.

В поселениях планируется создание такого субъекта, как общественный совет, и он может быть таким драйвером развития территории. Ему можно придать статус некоммерческой общественной организации, и тогда появится возможность привлекать средства через различные субсидии и гранты. То есть общественники могут стать неким экспертным советом, который активно участвует в жизни своего населенного пункта.

Общественный совет поселения будет носить добровольный инициативный характер. Это возможность для неравнодушных людей применить свои знания, энергию, опыт. Они смогут привлекать средства для развития своих территорий в рамках инициативного бюджетирования. Статус общественного совета будет прописан в нормативных актах об окружной администрации и в положении о самом совете. Это хорошая возможность для активных граждан встроиться в систему и быть полезным.

– Судя по опыту других регионов, которые перешли к системе муниципальных округов, в публикациях там так или иначе фигурировали сообщения о некой оптимизации, которую повлекла реформа. Ждать ли подобного в Омской области?

– Когда мы предварительно обсуждали с главами районов, председателями райсоветов этот вопрос, то сформулировали два обязательных условия. Первое – ни одно сельское поселение не должно «пропасть». Также оно не должно быть присоединено или пересмотрены его границы.

Второе – это то, что касается кадров. Все люди должны быть сохранены. Поэтому поставлено обязательное условие, чтобы у нас не было высвобождения людей. Работники сельских администраций имеют бесценный опыт, который должен учитываться при создании муниципальных округов. Я жду, что некоторые активные кадры войдут в состав общественных советов и подскажут, как лучше провести все мероприятия в конкретном месте.

В целом у преобразования районов в муниципальные округа перспективы видятся хорошие и правильные. Самое главное, то, что мы видим приоритетом в своей работе – все изменения должны пройти максимально безболезненно для людей. В конечном счете это должно сделать жизнь в сельских районах лучше и комфортнее. Мы готовы еще больше рассказывать, показывать, объяснять. Безусловно, по каким-то моментам жизнь покажет лучшие практики, значит, будем их применять. Но сейчас точно настало время объединяться, улучшать жизнь людей и двигаться вперед.

Фото: omskportal.ru  

Перейти на полную версию сайта